Практика логистической системы обеспечения внешнеэкономических связей

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 17:52, курс лекций

Описание работы

1.Внешнеторговые сделки и логистические системы международного товародвижения
2. Договор купли-продажи и его базисные условия при доставке грузов
3. Мировой фрахтовый рынок и некоторые его показатели
4. Техника и тактика фрахтования
5. Договор морской перевозки грузов

Работа содержит 1 файл

таможня.doc

— 198.50 Кб (Скачать)

      Для анализа конъюнктуры фрахтового рынка обычно используются индексы. Они исчисляются на основе фактических  складывающихся ставок по фрахтованию тоннажа для перевозки основных массовых товаров, транспортируемых по многим направлениям. Индексы определяют изменения фрахтовых ставок путем их сравнения со средним уровнем какого-либо определенного периода, принятым за базу. Фрахтовый индекс определяют как средневзвешенную арифметическую величину: 

 

      где и — индивидуальный фрахтовый индекс по данному товару;

      О — доля данного груза в общем объеме перевозок базисного периода, определяемая исходя из суммы фрахта. 

      Чтобы индекс был достоверным и отражал реальное состояние фрахтового рынка, необходимо с нужной точностью установить веса индивидуальных индексов и агрегировать их в групповые в соответствии с фактической структурой международных морских перевозок. С изменением структуры мировых перевозок, а также уменьшением или увеличением доли отдельных товаров или групп товаров в общем объеме перевозок при необходимости веса индекса пересматриваются.

      Во  фрахтовании применяются в основном два вида фрахтовых сделок: фрахтование по чартерам и бронирование по коносаментам.

      Заметим, что фрахтование по чартерам, как  правило, применяется при фрахтовании  трамповых судов, т. е. судов, совершающих  рейсы между различными портами  мира в зависимости от наличия  грузов и конъюнктуры фрахтового рынка. Судно обычно фрахтуется для перевозки полного груза, для транспортировки в основном массовых навалочных или насыпных грузов, а также нефти и нефтепродуктов.

      При перевозках генеральных грузов на линейных судах тоннаж бронируется по коносаментам.

      Деление фрахтовых контрактов на фрахтование по чартеру и бронирование по коносаментам до некоторой степени условно. В практике фрахтования обе участвующие стороны не всегда придерживаются строгого деления. По этим двум видам случается, что иногда судовладельцы предоставляют свои суда под перевозку ряда грузов разных фрахтователей и сделка оформляется чартером. При этом оговаривается, что товар является частичным грузом (part cargo) на судне. В практике фрахтования известны также случаи перевозки полного груза на условиях коносамента. Существует, например, смешанное фрахтование на условиях чартера и коносаментных форм договоров, когда перевозка одного груза на судне оформляется на условиях чартера, а груза другого фрахтователя — на условиях, оформленных коносаментом.

      4. ТЕХНИКА И ТАКТИКА  ФРАХТОВАНИЯ

      Для перевозки груза требуется морское судно, которое необходимо зафрахтовать.

      Под фрахтованием судна понимается подыскание необходимого для перевозки груза тоннажа (судна или его части) и заключение с судовладельцем договора морской перевозки. Подыскание судовладельцем груза и заключение договора на его перевозку называется отфрахтованием судна, хотя на практике эти термины часто смешивают.

      Покупатель, продавец (отправитель) груза, фрахтующий тоннаж, называется фрахтователем, а судовладелец, предоставляющий тоннаж для перевозки (перевозчик), — фрахтовщиком. По договору фрахтования фрахтовщик принимает на себя обязательство перевезти груз из порта отправления в порт назначения и выдать его грузоотправителю, а фрахтователь обязуется уплатить за это перевозчику обусловленную плату (фрахт).

      Многолетняя практика фрахтования судов выработала определенную технику заключения фрахтовой  сделки. Между судовладельцем (фрахтовщиком) и фрахтователем производится обмен  предложениями об условиях, на которых  грузовладелец (грузоотправитель) предлагает зафрахтовать судно или на которых судовладелец предлагает отфрахтовать свое судно.

      Эти переговоры, как правило, ведутся  через брокеров судовладельцев и  фрахтователей, которые специализируются на фрахтовании судов определенного типа (сухогрузных или наливных), по роду груза (лес, зерно и т. д.) и по направлениям перевозок.

      Фрахтовый брокер должен обладать большим объемом  специальных и общих знаний, быть хорошо информированным о конъюнктуре  мирового фрахтового рынка, о материалопотоках, спросе на тоннаж, предложениях тоннажа в конкретном сегменте фрахтового рынка.

      Судовладелец, имеющий свободный тоннаж, обращается к брокеру с предложением подыскать  на фрахтовом рынке груз, подходящий для перевозки на определенных условиях.

      В современной международной практике фрахтования тоннажа используются два основных способа установления деловых связей между фрахтователями и судовладельцами: прямой, предусматривающий установление непосредственных связей между ними, и косвенный, когда используется промежуточное посредническое звено.

      Сделки  по фрахтованию судов заключаются  либо через специальных посредников-брокеров, либо непосредственно между судовладельцами  и фрахтователями. Институт брокеров получил официальное признание  первоначально в Великобритании в форме Королевского диплома. Сейчас брокерские фирмы существуют во всех морских державах.

      Брокерские  операции заключаются в установлении контакта между судовладельцем и  фрахтователем. Независимо от того, какой  конкретной деятельностью брокер занимается или кого представляет, он всегда выступает как посредник в узком юридическом смысле. Брокер никогда не является стороной в договоре, а выступает исключительно с целью сведения сторон, которые берут на себя обязательства по сделке, заключенной при его посредничестве. В отличие от агента, брокер не является представителем, он не состоит в договорных отношениях ни с одной из сторон и действует на основе отдельных поручений.

      Брокеру предоставляются специальные полномочия на заключение каждой отдельной сделки, и он обязан действовать строго в пределах этих полномочий. В частности, брокер должен выполнять указания своего клиента о количестве товара, фрахтовой ставке, по которой ему поручено зафрахтовать или отфрахтовать судно.

      По  первому требованию клиента брокер обязан представлять ему отчет о всех проведенных от его имени операциях. Когда заключению сделки предшествуют длительные переговоры в связи с распределением условий, брокер должен получать полномочия на каждой очередной стадии.

      Брокеру могут быть поручены также контроль за исполнением заключенного при его посредничестве контракта и предъявление рекламаций; довольно часто он берет на себя за дополнительное вознаграждение инкассацию фрахта. По поручению своих клиентов брокер может взять на себя также подбор судов или партии товаров, информацию о состоянии рынка и решение других вопросов.

      За  свои услуги брокер получает обусловленное, нередко устанавливаемое торговым обычаем, вознаграждение. Размер этого  вознаграждения при фрахтовых операциях  составляет обычно 0,25% от суммы фрахта, демереджа и других платежей.

      Брокер  не имеет права представлять интересы другой стороны в сделке и принимать  от другой стороны комиссию или вознаграждение, за исключением тех случаев, когда  на это имеется согласие клиента. Иногда в качестве посредников выступают два брокера: один — по поручению фрахтователя, другой — судовладельца.

      Брокеры обычно специализируются на совершении посреднических операций по фрахтованию  судов на определенных направлениях грузопотоков.

      Для успешного ведения фрахтовой работы фрахтовщик или брокер должен обладать глубокими и многогранными знаниями. Помимо широкого общего образования, фрахтовщикам необходим большой объем знаний по специальным техническим вопросам. В первую очередь брокер или фрахтовщик должен иметь ясное представление о характере и особенностях развития международной торговли, складывающейся на товарных рынках, районах зарождения и объемах экспортных товаров, импортных потребностях отдельных стран.

      Фрахтовщики должны располагать информацией об основных фирмах — производителях экспортной продукции и фирмах — импортерах ее. Естественно, что брокеры и фрахтовщики должны иметь полные сведения о судовладельческих компаниях, их финансовом положении и их торговых судах.

      Брокеры и фрахтовщики должны быть в курсе деловых связей и соглашений между экспортными и импортными фирмами с судоходными компаниями. Они должны четко ориентироваться в перспективе развития международного судоходства, располагать информацией о конъюнктуре мирового фрахтового рынка, тенденциях его развития, резерве свободного тоннажа в определенных фрахтовых секциях, наличии грузов, подлежащих отгрузке на конкретных направлениях. Брокер должен быть в курсе событий на международной арене, поскольку изменения в политической жизни существенно влияют на объем фрахтования и динамику фрахтовых ставок.

      При отфрахтовании судов для перевозок  грузов иностранных фрахтователей  особое значение имеет информация о  наличии грузов в отдельных секциях  фрахтового рынка, представляющих интерес  для пароходств.

      Брокеры и фрахтовщики должны знать широкий  круг правовых вопросов, в частности:

  • законодательство иностранных государств по регламентации морских перевозок;
  • межправительственные соглашения о порядке перевозок грузов;
  • условия запродажных контрактов и, в частности, транспортные условия, условия договоров морских перевозок.

      В функцию брокеров и фрахтовщиков входит изучение проблем, связанных  с техническим прогрессом на морском  транспорте. Они должны хорошо знать  транспортную характеристику перевозимых грузов, технологию их транспортировки, конструкцию судов, с тем чтобы тип судна соответствовал специфике груза. Они должны быть хорошо осведомлены о наличии специализированного флота у отдельных судоходных фирм.

      Брокеры и фрахтовщики должны уметь произвести калькуляцию транспортных издержек на предполагаемых направлениях международных грузопотоков, чтобы назвать величину фрахтовой ставки.

      Фрахтовщик  должен быть исключительно пунктуальным и аккуратным человеком, в совершенстве знать английский язык, на котором в основном ведутся переговоры по фрахтованию судов. Обычно фрахтователи и судовладельцы выпускают информацию относительно грузов и позиции судов в форме котировок. Их цель — вызов оферты судовладельца на тоннаж или фрахтователя на груз. Брокерские фирмы, получая этот материал, обобщают и рассылают его заинтересованной клиентуре.

      Само  собой разумеется, что судовладельцы  котируют на рынке не весь наличный тоннаж, а только его часть. Это  делается для того, чтобы не раскрывать полностью свои возможности. В то же время фрахтователи указывают в своих котировках только часть подлежащего отгрузке груза, чтобы избежать ажиотажа на рынке и обусловить рост фрахтовых ставок.

      Фрахтование судов совершается на условиях стандартных  проформ чартеров, утвержденных соответствующими организациями.

      Для того чтобы зафрахтовать или отфрахтовать судно на открытом фрахтовом рынке, судовладелец и фрахтователь должны дать соответствующее поручение  брокеру, если переговоры осуществляются не непосредственно между самими заинтересованными предприятиями. Такое поручение может быть дано в устной форме (лично или по телефону) с последующим подтверждением в письменной форме. Поручение дается также и в письменной форме. В этих случаях клиенты обычно прибегают к телеграфной и телетайпной связи.

      В оферте судовладельцы указывают:

  • название предлагаемого судна и его тоннаж;
  • предполагаемую дату готовности судна;
  • последний срок, когда судно может прибыть в порт погрузки (канцелинг);
  • род груза;
  • время, необходимое для погрузочных и разгрузочных операций, или норму погрузки и выгрузки в день;
  • порты погрузки и выгрузки груза;
  • фрахтовую ставку;
  • размер брокерской комиссии;
  • желательную форму фрахтового договора (чартера);
  • срок для ответа.

      Фрахтователи в своей оферте обычно указывают:

  • род и количество груза;
  • порты погрузки и выгрузки;
  • позицию судна, т. е. время, в течение которого оно должно прибыть в порт погрузки;

      • нормы погрузочно-разгрузочных работ  и за чей счет они осуществляются;

  • проформу чартера;
  • другие условия;
  • срок для ответа.

      Оферты  судовладельца или фрахтователя, подобно офертам по договорам купли-продажи, по форме подразделяются на твердые и условные.

      Твердое предложение связывает одну из сторон на определенное время, указанное в оферте. Под ним понимаются твердые полномочия фрахтователя или судовладельца, ограниченные сроком, на конкретных условиях заключить фрахтовую сделку.

Информация о работе Практика логистической системы обеспечения внешнеэкономических связей