Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:31, доклад

Описание работы

Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом IV ТК РФ “Таможенный контроль”.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Таможенный котроль.doc

— 165.00 Кб (Скачать)
align="justify">- проверка  документов в соответствии с  упрощенными процедурами.

Проверка  документов осуществляется для того, чтобы получить информацию о передвижениях товаров. Данная информация позволяет провести проверку с целью соблюдения и соответствия профиля риска. Представление документов до ввоза или вывоза товаров и транспортных средств позволяет провести предварительный отбор для проверки. Это также позволяет таможенному органу принять решение по выпуску товаров и транспортных средств до их фактического прибытия на таможенную территорию. Информация, содержащаяся в документах и сравниваемая с информацией, имеющейся в распоряжении таможенного органа, может помочь в определении объекта особого внимания при осуществлении таможенного контроля.

 
2. Физический досмотр. Он предпринимается  в целях определения фактического  соответствия характеристик товара, транспортного средства и осуществляемых  с ними действий данным, указанным в прилагающейся документации. Физический досмотр должен проводиться в максимально короткие сроки. Уровень и характер физического досмотра определяются исходя из имеющейся информации, полученной в ходе осуществления документальной проверки. Существуют два уровня проведения физического досмотра:

- общая  проверка;

- детальный  (подробный) досмотр.

 
3. Идентификация товаров.

 
4. Таможенный контроль физических  лиц состоит в проверке личности, сопровождающей багаж, и при  необходимости в личном досмотре. Проверка лица, путешествующего морским или воздушным транспортом, облегчается использованием системы "зеленого" и "красного" коридоров. Проверка пассажиров, использующих "красный" коридор, осуществляется выборочно с применением технических приемов управления рисками. Личный досмотр должен проводиться только в исключительных случаях, когда лицо определяется как риск высокого уровня и имеются основания для подозрения в таможенном правонарушении.

 
Особо нужно обратить внимание на меры таможенного контроля, основанного на аудите, потому что они отсутствуют в Таможенном кодексе Российской Федерации. Для управления увеличивающимся объемом международной торговли и оказания содействия участникам внешнеторговой деятельности таможенные органы во все возрастающей степени полагаются на коммерческие системы участников торговли, используемые для целей таможенного контроля. Методы контроля могут варьироваться от просто аудита, проводимого после завершения таможенных процедур, до проведения участником торговли самоконтроля. Применение контроля, основанного на аудите, не мешает проведению физического досмотра товаров.

 
Аудит, проводимый после выполнения таможенных формальностей, имеет свои особенности. Этот подход в организации  таможенного контроля является эффективным  средством его проведения, так как дает более ясную и всеобъемлющую картину сделок, поскольку они отражены в бухгалтерских книгах и учетных записях участников внешнеторговой деятельности. Одновременно они позволяют таможенным органам оказывать добросовестным участникам внешнеторговой деятельности содействие в форме упрощенного порядка выполнения таможенных формальностей.

 
В проекте Таможенного кодекса  Таможенного союза предлагается 11 форм таможенного контроля, в частности:

1. Проверка  документов и сведений.

2. Устный опрос.

3. Получение  объяснений.

4. Таможенное  наблюдение.

5. Таможенный  осмотр.

6. Таможенный  досмотр.

7. Личный  таможенный досмотр.

8. Проверка  маркировки товаров специальными  марками, наличия на них идентификационных  знаков.

9. Таможенный  осмотр помещений и территорий.

10. Учет  товаров, находящихся под таможенным  контролем.

11. Проверка  системы учета товаров и отчетности  по ним.

 
Как видим, есть изменения по сравнению  с Таможенным кодексом Российской Федерации, в котором есть 10 форм таможенного  контроля, причем 10-я форма - это таможенная ревизия. В то же время в проекте Таможенного кодекса Таможенного союза есть гл. 17, которая определяет таможенный контроль на основе аудита.

 
Несколько слов о таможенном сопровождении. Мы как-то привыкли к этому понятию. Однако, на мой взгляд, таможенное сопровождение - это тоже одна из форм таможенного контроля, которая одновременно является процедурой обеспечения сохранности товара.

 
Таможенный контроль - один из важнейших  институтов таможенного права, осуществляемый таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Субъектами таможенного контроля являются должностные лица таможенных органов, лица, оказывающие содействие в проведении таможенного контроля (эксперты, специалисты и понятые), а также лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ и оказывающие им договорные услуги (таможенный перевозчик, таможенный брокер, владелец склада).

 
Правовые основы таможенного контроля непосредственно описаны и закреплены в Таможенном кодексе России - обязательность таможенного контроля всех товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу (ст. 14 ТК РФ), обязательность их декларирования (ст. 123 ТК РФ), запрет пользования и распоряжения товарами и транспортными средствами до их выпуска не иначе как в порядке и на условиях, установленных Таможенным кодексом России (ст. 15 ТК РФ).

 
В условиях развивающихся в России рыночных отношений требования таможенных органов, предъявляемые при осуществлении  таможенного контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Российской Федерации.

 
Таможенный контроль может проводиться  в соответствии со ст. 358 Таможенного  кодекса Российской Федерации исключительно  таможенными органами.

 
В отношении транспортных средств, на которых перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, самостоятельные полномочия таможенных органов ограничены территориями зон таможенного контроля. В иных местах остановка автотранспортных средств осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при их взаимодействии с таможенными органами (п. 1 ст. 410 ТК РФ).

 
Таможенный контроль товаров и  транспортных средств не ограничивается только проверкой (формами контроля). Таможенный контроль это еще и статус товаров и транспортных средств. Например, в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 360 ТК РФ пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускается в порядке и на условиях и с учетом ограничений, установленных таможенным законодательством. За нарушение указанных условий и ограничений лица несут ответственность в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

 
В заключение остановимся на методологии  таможенного контроля и его содержании в проекте Таможенного кодекса  Таможенного союза.

 
Метод таможенного контроля - совокупность приемов и способов его осуществления. Среди методов таможенного контроля исходя из предписаний проекта Кодекса необходимо выделить:

- таможенный  контроль, осуществляемый по прибытии  товаров и транспортных средств  в таможенный пункт;

- таможенный  контроль, осуществляемый в процессе  движения транспортного средства;

- сплошной таможенный контроль.

 
На практике различают следующие  виды таможенного контроля: таможенный контроль товаров и таможенный контроль транспортных средств.

 
В зависимости от вида транспортных средств контроль подразделяется на:

1) таможенный  контроль морских судов;

2) таможенный  контроль речных судов;

3) таможенный  контроль железнодорожных составов;

4) таможенный  контроль воздушных судов;

5) таможенный  контроль автотранспортных средств.

 
Применительно к таможенному контролю товаров различают таможенный контроль:

- импортных  (ввозимых);

- экспортных (вывозимых) и

- транзитных  товаров.

 
Поскольку при осуществлении таможенного  контроля большое значение имеют  отдельные существенные характеристики товаров, подвидами таможенного  контроля товаров можно считать  таможенный контроль ручной клади, контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.

 
Нормы проекта Кодекса предполагают, что таможенный контроль может быть однократным или повторным.

 
Объектами таможенного контроля являются:

- товары  и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, в том числе в международных почтовых отправлениях, в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, ручной клади;

- таможенная  декларация и другие документы,  содержащие информацию о товарах  и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза;

- деятельность  таможенного представителя (брокера  по-старому), таможенного перевозчика,  владельца склада временного  хранения, таможенного склада, магазина  беспошлинной торговли по соблюдению таможенного законодательства;

- соблюдение  ограничений на пользование и  распоряжение товарами и транспортными  средствами, установленных таможенным  законодательством России;

- уплата  таможенных пошлин, налогов.

 
В целях повышения эффективности  таможенного контроля проект Кодекса предусматривает применение технических средств, которые должны быть безопасными для жизни и здоровья человека. Технические средства таможенного контроля применяются:

1) для  проверки подлинности документов  и атрибутов таможенного обеспечения;

2) для  дистанционного получения информации  о содержимом объектов таможенного  контроля, поиска и обнаружения  контрабанды;

3) для  идентификационного экспресс-анализа  содержимого объектов таможенного  контроля;

4) для  визуального наблюдения в зонах таможенного контроля;

5) для  контроля носителей аудиовидеоинформации;

6) для  выполнения технологических операций  при таможенном досмотре;

7) для  наложения атрибутов таможенного  обеспечения.

 
Кроме того, в ходе таможенного контроля используются различные вспомогательные технические средства.

 
Проведение таможенного контроля может сопровождаться временным  ограничением прав собственности на товары в форме их ареста или изъятия.

 
Проект Таможенного кодекса наделяет таможенные органы полномочиями применять данные меры как после утраты товарами, находящимися под таможенным контролем, статуса, так и во всех иных случаях, когда выявляются факты:

- ввоза  товаров с нарушением таможенных  правил;

- отсутствия  в коммерческих документах сведений  о выпуске товаров либо недостоверности таких сведений, а равно отсутствия коммерческих документов, в которых должны быть указаны такие сведения;

- пользования  и распоряжения условно выпущенными  товарами.

 
Проект Таможенного кодекса Таможенного  союза дает основание полагать, что на внутренних границах Таможенного союза будут упрощаться процедуры пограничного контроля в целях сокращения времени задержек транспортных средств для всех видов транспорта.

Информация о работе Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля