Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:31, доклад

Описание работы

Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом IV ТК РФ “Таможенный контроль”.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Таможенный котроль.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

- о поддержке  конкуренции и свободе экономической  деятельности (ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации);

- о признании  и защите равным образом частной,  государственной, муниципальной  и иных форм собственности  (ч. 2 ст. 8 Конституции Российской  Федерации);

- о праве  каждого на свободное использование  своих способностей и имущества  для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции Российской Федерации);

- нормативные  правовые акты, затрагивающие права,  свободы и обязанности человека  и гражданина, не могут применяться,  если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (п. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).

 
Конституция Российской Федерации  формирует также такие принципы, непосредственно относящиеся к  таможенному регулированию, как  законности; равенства всех перед  законом и судом; институт обжалования и судебной защиты прав и свобод.

 
Необходимо отметить, что гл. 6, подп. 111, Руководства к Генеральному приложению Конвенции Киото определяет, что  принципами таможенного контроля является обеспечение надлежащего применения таможенного законодательства, а также обеспечение соблюдения других юридических и правовых требований и одновременно оказание максимального содействия международной торговле и туризму.

 
Исходя из конституционных принципов  таможенного контроля, необходимо подчеркнуть их специфическую особенность.

 
Принцип законности - все действия участников таможенного контроля не должны противоречить  международным правовым нормам, а  также таможенному и иному  законодательству Российской Федерации. Таможенные органы обязаны придерживаться конституционного постулата: "Все, что не запрещено законом, - разрешено".

 
Принцип уважения прав и свобод субъектов  внешнеэкономической деятельности - уважение должностными лицами таможенных органов законных интересов подконтрольных субъектов. В процессе осуществления таможенного контроля не допускаются действия, сопряженные с умалением человеческих прав и их достоинства. Кроме того, должностные лица таможенных органов не должны причинять неправомерный вред лицам, их товарам и транспортным средствам при проведении таможенного контроля. В противном случае они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 365 Таможенного кодекса России убытки, причиненные неправомерными решениями, действиями таможенных органов либо их должностных лиц при проведении таможенного контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход). В случае совершения ими правомерных действий убытки возмещению не подлежат.

 
Принцип выборочности таможенного контроля - использование должностными лицами таможенных органов только тех форм таможенного контроля, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации. Иными словами, должностное лицо таможенного органа вправе выбрать, в каком направлении он будет производить таможенный контроль. Однако неприменение других форм контроля либо освобождение от них не означает, что субъекты внешнеторговой деятельности могут не исполнять требования, установленные законодательством Российской Федерации.

 
Принцип гуманности - применение в процессе таможенного контроля только тех  технических средств, которые безопасны  для жизни и здоровья человека, животных и растений, а также не причиняют ущерба товарам, транспортным средствам и лицам.

 
Принцип оперативности - установление Правительством Российской Федерации  и подчиненным ему властным органам (ФТС России) наиболее и сравнительно коротких сроков для установления и  реализации необходимых (в конкретных случаях) форм таможенного контроля.

 
Принцип сотрудничества таможенных органов  с соответствующими органами иностранных  государств - взаимодействие российских таможенных органов с таможенными  службами стран-партнеров посредством  проведения совместных мероприятий  по выявлению и предупреждению неправомерных деяний субъектов внешнеторговой деятельности, заключения с ними соглашений о взаимной помощи, информирования и консультирования по отдельным проблемам.

 
Принцип эффективности - таможенные органы стремятся к взаимодействию с участниками субъектов внешнеторговой деятельности, брокерами, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, их профессиональными объединениями (ассоциациями).

 
В связи с этим можно сделать вывод о том, что правовое содержание термина "таможенный контроль" соответствует положениям Конституции Российской Федерации.

 
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. Этому вопросу в проекте уделена  специальная глава.

 
Основное внимание норм проекта  ориентировано на правонарушения:

- имеющие  устойчивый характер;

- связанные  с уклонением от уплаты таможенных  пошлин, налогов в значительных  размерах;

- подрывающие  конкурентоспособность отечественных  товаропроизводителей;

- затрагивающие  другие интересы государства,  обеспечение соблюдения которых  возложено на таможенные органы.

 
При осуществлении таможенного контроля таможенные органы и их должностные  лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза.

 
Требования таможенных органов, предъявляемые  при осуществлении таможенного  контроля, не могут служить препятствием для перемещения товаров и  транспортных средств через таможенную границу и осуществления деятельности в сфере таможенного регулирования в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения актов таможенного законодательства Таможенного союза.

 
Осуществляя таможенный контроль, таможенные органы обеспечивают соблюдение разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, создают условия, способствующие ускорению товарооборота, обеспечивают соблюдение таможенного законодательства и принимают необходимые меры по защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, взимают таможенные пошлины, налоги, выполняют ряд других функций, непосредственно связанных с целями таможенного контроля.

 
Особо необходимо остановиться на разделе  проекта Кодекса - взаимной административной помощи - глава 15 проекта Кодекса, ст. 80 - 83.

 
В мировой практике таможенные органы ищут содействия со стороны таможенных органов других стран для получения  информации до прибытия товаров на таможенную территорию и для получения  других видов помощи с целью обеспечения надлежащего применения таможенного законодательства (включая сбор таможенных пошлин) и предотвращения, расследования и осуществления борьбы с нарушениями таможенного законодательства. Данная форма помощи обычно называется "взаимная административная помощь". При наличии юридической основы и необходимого механизма взаимного оказания содействия таможенными органами обмен информацией может помочь в процессе управления риском. Информация, предоставляемая по просьбе другой таможенной администрации, автоматически или спонтанно, является дополнительной и иногда представляет собой очень специфический источник, на котором основывается анализ риска. Одновременно другие положения в соглашениях о взаимном оказании содействия могут прямым образом оказаться полезными в случаях необходимости предоставления информации, оказания содействия (например, подтверждение сертификатов происхождения товара или транспортные документы, аудиты) или привлечения должностных лиц для содействия в таможенном контроле, осуществляемом за границей, или использования их в качестве экспертов и свидетелей. Таможенные органы соседствующих стран могут получить полномочия на проведение оценки и взимание таможенных пошлин и налогов от имени другого государства.

 
Каким образом законодатель предполагает регулировать данные вопросы в проекте Кодекса?

 
В гл. 15 проекта Кодекса приведено  определение понятия "взаимная административная помощь", а именно:

 
"Статья 80. Взаимная административная  помощь

1. Для  целей настоящей главы под взаимной административной помощью понимаются действия таможенного органа одного государства - участника Таможенного союза, совершаемые по поручению таможенного органа другого государства - участника Таможенного союза или совместно с ним в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и предупреждения, пресечения, расследования нарушений таможенного законодательства Таможенного союза.

2. Взаимная  административная помощь включает  в себя:

- обмен  информацией между таможенными  органами государств - участников Таможенного союза;

- взаимное  признание решений, принятых таможенными  органами;

- совместное  проведение отдельных форм таможенного  контроля, установленных настоящим  Кодексом.

 
Статья 81. Обмен информацией между  таможенными органами

Обмен информацией между таможенными  органами государств - участников Таможенного  союза производится в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза, в  том числе с использованием информационных систем и информационных технологий".

 
Особое внимание необходимо привлечь к содержанию ст. 82 проекта Кодекса:

 
"Статья 82. Взаимное признание  решений, принятых таможенными  органами

Решения таможенных органов, принятые при совершении таможенных операций в отношении  товаров, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза либо вывозимых за ее пределы, находящихся под таможенным контролем, перевозимых по таможенной территории Таможенного союза в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, временного хранящихся, а также при проведении таможенного контроля, взаимно признаются таможенными органами государств - участников Таможенного союза и имеют равную юридическую силу на таможенной территории Таможенного союза".

По существу, указанной нормой проекта Кодекса  наряду с его другими нормами создается единый механизм таможенного контроля на единой таможенной территории! При этом определен и соответствующий его инструментарий, предусмотренный в ст. 83 проекта Кодекса.

 
"Статья 83. Совместное проведение  отдельных форм таможенного контроля

1. Таможенные  органы государств - участников Таможенного  союза в целях обеспечения  соблюдения таможенного законодательства  Таможенного союза могут совместно  проводить отдельные формы таможенного  контроля на таможенной территории  Таможенного союза.

2. Таможенные  органы государств - участников Таможенного  союза вправе совместно проводить  следующие формы таможенного  контроля:

1) проверка  документов и сведений;

2) таможенное  наблюдение;

3) таможенный  осмотр;

4) таможенный  досмотр.

3. Порядок совместного проведения отдельных форм таможенного контроля на таможенной территории Таможенного союза определяется решением Комиссии Таможенного союза.

4. В  целях предупреждения и пресечения  нарушений таможенного законодательства  Таможенного союза таможенный орган одного из государств - участников Таможенного союза вправе направить запрос в таможенный орган другого государства - участника Таможенного союза для проведения отдельных форм таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, или лиц, их перемещающих, в порядке и на условиях, предусмотренных решением Комиссии Таможенного союза".

 
В проекте Кодекса приведены конкретные формы таможенного контроля, приведенные  в соответствие с положениями  Конвенции Киото, в которых конкретизируются наиболее распространенные меры таможенного контроля, содействующие мировой торговле и ускоряющие ее:

 
1. Документальная проверка. Она дает  информацию о перемещениях товаров,  их соответствии профилю риска,  возможность проведения предварительного отбора для проверки объектов, требующих особого внимания, а также помощь сотруднику таможенного органа в принятии решения по выпуску товара. Существуют следующие разновидности документальной проверки:

- проверка  документов, представленных до подачи  таможенной декларации;

- проверка  таможенной декларации и сопутствующей  документации;

- проверка  прочих документов;

Информация о работе Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля