Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:31, доклад

Описание работы

Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом IV ТК РФ “Таможенный контроль”.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации

Работа содержит 1 файл

Таможенный котроль.doc

— 165.00 Кб (Скачать)

Перевозчик обязан способствовать проведению грузовых и  иных операций с товарами, которые  он перевозит, и (или) с транспортными  средствами, перемещаемыми через таможенную границу.

Результаты проведения таможенного контроля могут быть признаны в качестве доказательств  по уголовным, гражданским делам  и делам об административных правонарушениях  и подлежат оценке судом, арбитражным  судом или должностным лицом  при рассмотрении вышеназванных дел, жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц либо дел по экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, наряду с другими доказательствами в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и о судопроизводстве в арбитражных судах или законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявление таможенными  органами товаров, незаконно перемещенных через таможенную границу, по которым не уплачены таможенные платежи, влечет за собой их арест, изъятие или помещение на временное хранение. В случае производства таможенного оформления и уплаты таможенных платежей в течение 5 дней товары не изымаются, при условии, что они не подпадают под ограничения либо их ввоз или оборот запрещены в Российской Федерации и считаются как выпущенные для свободного обращения. В случае отказа лиц, приобретших товары, незаконно ввезенные, от уплаты таможенных платежей и от совершения таможенных операций, товары, подпадают под действие ст. 352 ТК РФ. Товары, ввоз которых ограничен или являются запрещенными к ввозу или обороту обращаются в федеральную собственность на основании решения суда, арбитражного суда по заявлению таможенных органов.

В целях повышения  эффективности проведения таможенного  контроля и взимания таможенных платежей таможенные органы проводят сбор информации о лицах, осуществляющих деятельность, связанную с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также о лицах, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. Такой сбор информации осуществляется в процессе таможенного контроля и оформления. Информация включает следующие сведения:

- об учредителях организации;

- о государственной  регистрации юридического лица  либо в качестве индивидуального  предпринимателя;

- о составе имущества,  используемого для осуществления  предпринимательской деятельности;

- об открытых банковских  счетах;

- о деятельности в сфере ВЭД;

- о местонахождении  организации;

- о постановке  на учет в налоговом органе  в качестве налогоплательщика  и об ИНН;

- о платежеспособности  лиц, включенных в реестры лиц,  осуществляющих деятельность в  области таможенного дела;

- в отношении физических лиц - о персональных данных граждан и о частоте перемещения ими товаров через таможенную границу.

В свою очередь лица имеют право на бесплатный доступ к информации о себе и на ее уточнение  в целях обеспечения полноты  и достоверности. 
 
 

Таможенный контроль на территории таможенного союза

 

 

Изучение проекта Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - Кодекс) позволяет сделать однозначный вывод о том, что правовой основой Кодекса являются международные договоры и соглашения государств - участников Таможенного союза, определившие основные направления создания целостного организационно-правового механизма таможенного регулирования на единой таможенной территории.

Проект  норм, регулирующих проведение таможенного контроля, базируется и на нормах международного таможенного права, в частности на Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, которая в марте 2009 года ратифицирована Республикой Казахстан.

 
Вопросам таможенного контроля посвящен раздел 3 Кодекса - ст. 52 - 103, которые  в полном объеме соответствуют и  адаптированы с положениями гл. 6 Конвенции Киото и ее стандартными правилами.

 
Следует обратить внимание на стандартные правила 6.1, 6.3, 6.8 и 6.10, в которых конкретизировано, что все товары подлежат таможенному контролю; таможенная служба при таможенном контроле использует систему управления рисками; таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками ВЭД и таможенная служба оценивает системы электронных коммуникаций участников ВЭД.

 
Разработчики проекта Кодекса  в полной мере учли международные  правила и стандарты организации  и проведения таможенного контроля:

- переход  от исключительного таможенного контроля за передвижением к таможенному контролю, основанному преимущественно на аудите. Такой подход обеспечит таможенному органу реальную возможность регулировать увеличивающийся объем международной торговли, обеспечить экономию ресурсов, а также более интенсивно содействовать торговле;

- приоритет  управления рисками как неотъемлемой  части таможенного контроля;

- проведение  оценки осуществления таможенного  контроля с целью поддержания  программы контроля на эффективном  и высоком производительном уровне;

- осуществление  совместных мероприятий таможенными  органами;

- широкое  использование таможенными органами  информационных технологий.

 
Основное содержание положений проекта  Кодекса его разработчиками акцентировано  на организации и проведении таможенного контроля, который, обеспечивая надлежащее применение таможенного законодательства, а также соблюдение других правовых требований, будет одновременно оказывать максимально содействие международной торговле. В связи с этим сделан правильный акцент на том, что таможенный контроль должен поддерживаться на минимально необходимом уровне, необходимом для того, чтобы отвечать основным целям, и должен осуществляться на основе выборочности с максимально возможным использованием методов управления рисками.

 
По нашему мнению, должное применение норм Кодекса по проведению таможенного  контроля на основе указанных выше подходов позволит должностным лицам  таможенных органов на единой таможенной территории:

- сосредоточить  внимание на сферах повышенного риска;

- увеличить  возможности выявления нарушений  таможенного законодательства;

- оказывать  содействие добросовестным участникам  внешнеторговой деятельности и  физическим лицам;

- способствовать  ускорению движения международных  товаропотоков.

 
Для понимания правовой природы  таможенного контроля необходимо его  ясное определение, так как названный  контроль является первоосновой и одним  из важнейших институтов таможенного  права.

 
В проекте Кодекса под таможенным контролем понимается (п. 13 ст. 4 проекта) "совокупность мер, осуществляемых таможенными органами с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и иного законодательства государств - участников Таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы".

 
Данное определение совпадает  с содержанием наших национальных законодательств, а именно:

Таможенным  кодексом Российской Федерации установлено  следующее определение: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации (п. 19 ст. 11 ТК РФ)".

 
В п. 22 ст. 18 Таможенного кодекса Республики Беларусь приведено следующее определение  таможенного контроля: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Беларусь в целях обеспечения соблюдения законодательства Республики Беларусь о таможенном деле, а также законодательства Республики Беларусь и международных договоров Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь".

 
В Таможенном кодексе Республики Казахстан (п. 27 ст. 7) таможенный контроль - "совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за исполнением  которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан".

 
При этом необходимо отметить, что понятие "таможенный контроль" определено в Справочнике таможенных терминов Всемирной таможенной организации  как "меры, применяемые для обеспечения  соблюдения законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы". В то же время понятие "таможенный контроль" в Киотской конвенции гласит: "Таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенной службой в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства".

 
Анализируя понятие таможенного  контроля, необходимо отметить, что  таможенное право при осуществлении  функции регулирования общественных отношений использует определенные правовые средства воздействия на таможенные правоотношения, на поведение участников этих отношений. Способами воздействия на поведение субъектов таможенных правоотношений при осуществлении таможенного контроля являются предоставление права, возложение обязанности, запрет, которые применяются во всех отраслях права, но имеют свои особенности при их реализации в таможенном праве.

 
При применении такого способа, как  предоставление права, законодатель дает субъектам права определенную возможность  поведения, например совершить те или  иные действия либо не совершать их. Так, Таможенным кодексом Российской Федерации предусматривается положение, согласно которому все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, предусмотренном законом. Другим примером может служить поведение участника таможенного правоотношения, который вправе обжаловать, по его мнению, неправомерное действие должностного лица таможенного органа при осуществлении таможенного контроля, но может и не воспользоваться таким предоставляемым ему правом.

 
Возложение обязанности требует  от субъектов должного поведения, например, предписания совершить те или  иные действия. Таможенный кодекс Российской Федерации возлагает на перевозчика, выступающего в качестве субъекта таможенных правоотношений, после пересечения таможенной границы при ввозе товаров доставить их в ближайший пункт пропуска через Государственную границу и предъявить их для таможенного контроля.

 
Запреты определяют обязанности воздерживаться от совершения каких-либо действий. Например, Таможенный кодекс России устанавливает обязанность субъектов таможенных правоотношений соблюдать положения законодательства о запрещении ввоза определенных товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

 
Административно-правовой метод регулирования общественных отношений предполагает применение правовых средств распорядительного характера, т.е. возложение юридической обязанности совершить определенные действия. Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений предопределяется правовым положением таможенных органов, которые наделяются юридически-властными полномочиями. Другая сторона таможенного правоотношения обязана подчиняться предписаниям, исходящим от таможенных органов при осуществлении ими таможенного контроля.

 
Особое место в механизме правового регулирования таможенного контроля занимают международные договоры и соглашения, заключаемые как на двустороннем, так и на многостороннем уровне, в том числе в рамках стран - участниц Таможенного союза.

 
При этом необходимо отметить, что в Регламенте Европейского парламента и совета дано следующее понятие таможенного контроля: "Таможенный контроль - определенные действия таможенных органов в целях обеспечения правильного применения таможенного законодательства и другого законодательства, регулирующего ввоз, вывоз, транзит, передачу, хранение и конечное использование товаров, перемещаемых между таможенной территорией Сообщества и другими территориями, и наличие и передвижение в пределах таможенной территории товаров, не происходящих из Сообщества, и товаров, помещенных под режим выпуска для внутреннего потребления".

 
Соответствует ли определение термина "таможенный контроль" проекта  Таможенного кодекса Таможенного  союза положениям Конституции Российской Федерации?

 
В связи с этим необходимо отметить, что целый ряд конституционных принципов более общего характера также имеет непосредственное отношение к таможенному праву и, соответственно, к таможенному контролю:

Информация о работе Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля