Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 21:31, доклад
Отношения, возникающие в связи с осуществлением таможенного контроля, регулируются разделом IV ТК РФ “Таможенный контроль”.
Таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами в соответствии с ТК РФ. Таможенный контроль является одной из основных функций таможенных органов.
Таможенный контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации
В процессе досмотра лицо вправе пользоваться родным языком, а при необходимости лицо вправе пользоваться услугами переводчика.
В случае если досматриваемое лицо считает ущемленными свои права и законные интересы при проведении личного досмотра, оно в соответствии с Таможенным кодексом может обжаловать действия должностных лиц таможенного органа по результатам проведения личного досмотра.
Третий (завершающий) этап. На этом этапе осуществляется документальное оформление личного досмотра – составляется акт по установленной форме, в 2 экземплярах.
Акт подписывается должностным лицом таможенного органа, проводившим личный досмотр; физическим лицом, в отношении которого был проведен личный досмотр (или его законным представите-лем); понятыми; медицинским работником, если производилось обследование тела досматриваемого.
Первый экземпляр акта остается на таможне, второй вручается лицу в отношении, которого проводился личный досмотр или его законному представителю.
Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации о ненадлежащем использовании или утрате товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, либо условно выпущенных с целью проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки1. Объектами проверки являются СВХ, таможенные склады, помещения магазинов беспошлинной торговли и т.д. Результаты осмотра фиксируются письменно в виде акта, установленной формы.
Таможенная ревизия проводится с целью подтверждения факта выпуска товаров и достоверности сведений, заявленных в процессе таможенного оформления путем сопоставления их с данными бухгалтерского учета и отчетности, счетами, результатами инвентаризации, аудиторскими заключениями, базами и банками данных автоматизированных информационных систем, иной документации (в том числе банковской, электронной) и т.д.
Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.
Таможенная ревизия проводится в общей и специальной формах1. Общая таможенная ревизия проводится на основании письменного решения начальника таможенного органа.
Специальная таможенная
ревизия проводится также на основании
письменного решения о
Результаты таможенной
ревизии оформляются актом
Если при проведении специальной таможенной ревизии были выявлены товары без наличия на них специальных марок, идентификационных знаков, иных способов обозначения товаров, подтверждающих легальность их ввоза или марки и знаки оказались поддельными; либо выявлены нарушения условий пользования или распоряжения условно выпущенными товарами, либо обнаружена недостоверность или отсутствия сведений о выпуске товаров таможенными органами, то на такие товары накладывается арест.
Товары, на которые наложен арест, передаются на хранение их владельцу или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров, а место их хранения объявляется зоной таможенного контроля. В случае если есть основания полагать, что арест не является достаточной мерой для обеспечения сохранности товаров либо товары являются запрещенными к ввозу в РФ или обороту, то товары изымаются таможенными органами и помещаются на СВХ или иную зону таможенного контроля, при условии, что лицо, у которого обнаружены товары не предоставит обеспечение уплаты таможенных платежей.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации таможенные органы наделяются правом при осуществлении таможенного контроля применять те его формы, которые являются достаточными для обеспечения соблюдения таможенного законодательства России.
При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.
Система управления рисками основывается на эффективном использовании ресурсов таможенных органов для предотвращения нарушений таможенного законодательства Российской Федерации:
- имеющих устойчивый характер;
- связанных с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающих
- затрагивающих другие
важные интересы государства,
обеспечение соблюдения
Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки.
В целях соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций применяется валютный контроль. Отдельно выделяется таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами. С учетом характеристик товаров, влияющих на осуществление таможенного контроля, можно выделить его подвиды: таможенный контроль ручной клади, таможенный контроль сопровождаемого или несопровождаемого багажа.
Также можно выделить
особенности таможенного
Проведение таможенного контроля может иметь особенности и в зависимости от вида товаров, страны происхождения, вида транспорта, которым товар доставляется, а также на основании международных соглашений.
На основе приемов и способов проведения таможенного контроля можно выделить следующие его методы:
- обычный таможенный контроль по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;
- таможенный контроль
во время движения
- сплошной таможенный
контроль, когда используются все
его формы, предусмотренные
- выборочный таможенный контроль, заключающийся в примене-нии выборочных форм таможенного контроля и характеризующийся наибольшей демократичностью.
Кроме того, в необходимых случаях, установленных таможенным законодательством России, при проведении таможенного контроля могут применяться и другие его методы, в том числе экспертизы и исследования. В практической деятельности таможенных органов все виды, формы и методы таможенного контроля находятся в тесной взаимосвязи.
В целях соблюдения национальных интересов Российской Федерации вводятся запреты и ограничения на ввоз и вывоз отдельных товаров и транспортных средств. Запреты и ограничения могут вводиться также и в отношении отдельных стран.
Таможенным законодательством Российской Федерации установлен перечень товаров, подлежащих в обязательном порядке таможенному досмотру, и предусмотрена возможность освобождения от определенных форм таможенного контроля.
Российское таможенное законодательство предусматривает освобождение от применения такой формы таможенного контроля, как таможенный досмотр. Таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ и членов его семьи, членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутатов Государственной Думы РФ, судей и т.д., таможенному досмотру не подлежат следующие товары (дипломатическая почта, вализа и т.д.).
Также от таможенного
досмотра освобождаются такие
Таможенные органы осуществляют контроль исполнения обязательств лиц об обратном ввозе вывезенных ранее с таможенной территории Российской Федерации российских товаров и транспортных средств либо об обратном ввозе продуктов их переработки в соответствии с условиями таможенных режимов в порядке, предусмотренном Таможенном кодексом, если такие товары (продукты переработки) подлежат обязательному обратному ввозу в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Документы и сведения предоставляются в таможенные органы лицами, перемещающими товары и транспортные средства, таможенными брокерами и перевозчиками, владельцами СВХ и таможенных складов.
Проверка таможенной декларации, иных документов, товаров; установление соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров осуществляются в срок не превышающий три рабочих дня.
Таможенный орган вправе продлить срок проверки товаров, если предъявленные товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных документах на товары. Продление срока проверки товаров осуществляется при условии, что указанные обстоятельства не позволяют таможенным органам произвести необходимые операции для установления соответствия товаров сведениям о них. Срок проверки товаров продлевается на время, необходимое лицу, обладающему полномочиями в отношении товаров, для разделения товарной партии на отдельные товары.
Также таможенный орган в случае необходимости может письменно запрашивать дополнительно документы и сведения с указанием срока, в течение, которого они должны быть предоставлены.
В целях проведения таможенного контроля (проверки документов и сведений представленных для таможенного контроля) таможенные органы вправе получать информацию от органов осуществляющих регистрацию юридических лиц и иных органов, банков и иных кредитных учреждений – это справки:
- о связанных с
ВЭД и уплатой таможенных
- об операциях
таможенных брокеров, владельцев
СВХ, владельцев таможенных
В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.
В связи с этим документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.
Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики, лица, пользующиеся специальными упрощенными процедурами (статья 68 ТК РФ), а также лица, пользующиеся и (или) владеющие условно выпущенными товарами, по требованию таможенных органов обязаны представить в таможенные органы отчетность о хранящихся, перевозимых, реализуемых, перерабаты-ваемых и (или) используемых товарах по формам, определяемым ГТК России.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение вреда ни товарам или транспортным средствам, ни заинтересованным лицам (перевозчики, декларант, представитель, владелец СВХ и таможенного склада).
За убытки, причиненные неправомерными действиями (бездействием) таможенные органы или их должностные лица несут ответственность. Убытки возмещаются в полном объеме. Причем к убыткам относятся также и упущенная выгода или недополученный доход.
В случае необходимости для целей таможенного контроля по требованию таможенного органа декларант, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, таможенный брокер или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, обязаны произвести транспортировку, взвешивание или иное определение количества товаров, погрузку, выгрузку, перегрузку, исправление поврежденной упаковки, вскрытие упаковки, упаковку либо переупаковку товаров, находящихся под таможенным контролем, а также вскрытие помещений, емкостей и других мест, где находятся или могут находиться такие товары.
Информация о работе Понятия, виды, формы и методы таможенного контроля