Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 10:20, курсовая работа
Одной из основ экономического и социального развития демократического государства является нормальное функционирование его внешней экономической деятельности. Пересекая таможенную границу Российской Федерации, граждане вступают в отношения, регулируемые действующим таможенным законодательством. Очень часто мы сталкиваемся с вопросом: как правильно должно проходить таможенное оформление товаров, перемещаемых нами (физическими лицами) не для коммерческих целей? Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров. Никто не может быть лишен или ограничен в праве на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров.
Введение …………………………………………………………………………….3
Глава 1 Теоретический аспект валютного контроля при перемещении валюты и валютных ценностей физическими лицами ………………………. 5
1.1 Основы таможенного регулирования перемещения валюты и валютных ценностей перемещаемых физическими лицами ………………... 5
1.2 Особенности валютного контроля перемещения физическими лицами валюты и валютных ценностей …………………………………………………. 7
1.3 Основные правила перемещения физическими лицами валюты и валютных ценностей через таможенную границу российской федерации .10
Глава 2 Особенности перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами валюты и валютных ценностей ……………………………………………………………. 15
2.1 Ввоз в РФ валюты и валютных ценностей физическими лицами ……. 15
2.2 Вывоз из РФ валюты и валютных ценностей физическими лицами … 19
2.3 Основные проблемы перемещения через таможенную границу Российской Федерации и таможенного оформления физическими лицами валюты и валютных ценностей и пути их решения ………………………… 21
Заключение ……………………………………………………………………….34
Список литературы …………………………………………………………… 36
Признаками, отягчающими ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, являются:
- совершение деяния группой лиц по предварительному сговору;
-
совершение деяния лицом,
-
неоднократное совершение
- совершение деяния в особо крупном размере (сумма неуплаченных таможенных платежей составляет свыше 3000 установленных законом МРОТ).
Уклонение от уплаты таможенных платежей при наличии хотя бы одного из перечисленных признаков наказывается штрафом в размере от 500 до 1000 МРОТ или в размере заработной платы осужденного или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Преступление, выражающееся в невозвращении из-за границы средств в иностранной валюте, посягает на установленный законом порядок осуществления валютных операций, а также на порядок перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации в части применения таможенных режимов.
Криминализация
данного правонарушения объясняется
прежде всего тем негативным влиянием,
которое оказывает
В частности, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17.12.1997 № 1300, отмечается, что кризисное состояние экономики является основной причиной возникновения угрозы национальной безопасности России. Существенное сокращение производства, снижение инвестиционной и инновационной активности, разрушение научно-технического потенциала, расстройство платежно-денежной системы, уменьшение доходной части федерального бюджета, рост государственного долга - основные проявления кризисного состояния экономики.
Эти угрожающие проявления характеризуются, в частности, увеличением объемов вывоза за пределы Российской Федерации валютных запасов, стратегически важных видов сырья при крайне неэффективном либо криминальном использовании прибыли, неконтролируемой утечкой капитала, неразвитостью финансовой, организационной и инфраструктурной поддержки российского экспорта, нерациональной структурой импорта.
В разделе IV "Обеспечение национальной безопасности" Концепции в качестве одного из основных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации во внешнеэкономической деятельности государства определено принятие эффективных мер в сфере валютного регулирования в целях создания условий для прекращения расчетов в иностранной валюте на внутреннем рынке и предотвращения бесконтрольного вывоза капитала. Для этого, наряду с обеспечением макроэкономической стабилизации, необходимо формирование действенной системы валютного контроля и надзора за соблюдением законодательства о внешнеторговой деятельности.
Механизм валютного контроля за экспортными операциями. Основой механизма валютного контроля за экспортными операциями является обязанность экспортера обеспечить зачисление экспортной валютной выручки на свои валютные счета в уполномоченных банках Российской Федерации.
При осуществлении таможенного и валютного контроля и таможенного оформления товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте, таможенные органы исходят из того, что обязательное зачисление в установленном порядке на счета в уполномоченных банках валютной выручки от экспорта товаров в сроки, установленные законодательством для исполнения текущих валютных операций, является требованием таможенного режима экспорта в соответствии со ст. 98 Таможенного кодекса Российской Федерации (п. 7 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок"). Статья 98 Таможенного кодекса Российской Федерации устанавливает, что экспорт товаров осуществляется при условии уплаты вывозных таможенных пошлин и иных таможенных платежей, соблюдения мер экономической политики, выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами по таможенному делу.
Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" также определяет, что валютная выручка от экспорта или реализации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не установлено Банком России (п. 8).
Зачисление экспортной выручки в иностранной валюте на счет экспортера в кредитном учреждении за рубежом возможно только при наличии у него специального разрешения Банка России.
Таможенный орган, принимая товары к оформлению, требует сообщения реквизитов валютного счета, на который будет переведена экспортная выручка, и представления паспорта экспортной сделки, являющегося основным документом валютного контроля. После окончания таможенного оформления в уполномоченный банк направляется извещение о совершении экспортной поставки. Завершается контрольная процедура уведомлением таможенного органа о зачислении на счета в уполномоченном банке валютной выручки от экспорта товаров.
Таким образом, механизм валютного контроля за экспортными операциями основан на сопоставлении информации, передаваемой таможенными органами о стоимости экспортируемого товара и дате его перемещения через таможенную границу Российской Федерации, и информации уполномоченных банков о размере валютных средств, поступивших за данный товар, и дате поступления экспортной выручки.
Механизм валютного контроля за импортными операциями. С того момента, когда в полном объеме "заработал" механизм валютного контроля за поступлением экспортной валютной выручки, основным способом сокрытия валютных средств за рубежом стали не экспортные, а импортные операции. Чаще всего в этих целях использовался такой прием, как заключение фиктивного внешнеторгового контракта: российский покупатель переводил иностранному контрагенту валюту под заведомую непоставку товаров (предоплата без поставки товара или неэквивалентное поступление товара). Широко использовалась также практика авансовых платежей, означающая, по сути, предоставление российскими резидентами беспроцентного кредита иностранным организациям. По данным Банка России, по фиктивным импортным контрактам из Российской Федерации ежемесячно уходило около 400 млн. долл. США.
С целью искоренения указанной практики был введен валютный контроль за импортными поставками.
Действующий в настоящее время механизм валютного контроля за импортными операциями строится на тех же принципах, что и контроль за экспортными операциями. Основным документом таможенно-банковского контроля является паспорт импортной сделки.
Импортеры - резиденты, заключившие сделки, предусматривающие перевод из Российской Федерации иностранной валюты для приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме валютных средств, переведенных в их оплату, а в случае непоставки товара - обеспечить полный возврат валюты. Эта обязанность должна быть исполнена в сроки, установленные в договоре, но не позднее сроков, определенных для исполнения текущих валютных операций, исчисляемых со дня перевода валютных средств, если иное не разрешено Банком России (совместная инструкция Банка России № 91-И и ГТК России от 04.10.2000 № 01-11/28644 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров").
Расчеты по внешнеэкономическим сделкам российских импортеров производятся исключительно через счета резидентов, заключивших сделки с нерезидентами. Оплата ввозимого товара может осуществляться только со счета в банке импортера, то есть в уполномоченном банке либо его филиале, в котором открыт текущий валютный счет импортера и который по поручению последнего осуществляет расчеты за импортируемые по данному контракту товары и оформляет по нему паспорт импортной сделки.
Банк импортера производит платежи по импортному контракту, открытие импортных аккредитивов и выдачу банковских гарантий оплаты только при наличии подписанного паспорта импортной сделки. Любой иной способ оплаты импортируемого товара может быть совершен только при наличии у импортера специального разрешения (лицензии) Банка России на осуществление такой операции.
Механизм валютного контроля за бартерными операциями. Механизм валютного контроля за бартерными сделками в принципе соответствует моделям валютного контроля при совершении экспортных и импортных операций. Значительным шагом вперед стало распространение действия валютного контроля не только на торговлю товарами, но и на обмен услугами, работами, результатами интеллектуальной деятельности.
Основным документом в механизме валютного контроля за бартерными сделками является паспорт бартерной сделки, который оформляется до осуществления экспорта товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности при совершении внешнеторговых бартерных операций и до начала таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в счет исполнения таких сделок.
Российские экспортеры, заключившие бартерные сделки, обязаны в сроки, установленные для исполнения текущих валютных операций, исчисляемые с даты выпуска таможенными органами вывозимых товаров либо с момента выполнения работ, оказания услуг и предоставления прав на результаты интеллектуальной деятельности, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентной по стоимости соответствующей продукции по бартеру. Превышение названного срока, а также исполнение иностранным контрагентом встречного обязательства без ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности допускается только при наличии соответствующего разрешения Минэкономразвития России (Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1996 № 1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок").
В
случае изменения условий
Сроки исполнения текущих валютных операций. Разразившийся в августе 1998 года валютно-финансовый кризис привел к ужесточению норм валютного законодательства. Так, в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" было внесено изменение в Закон РФ от 09.10.1992 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", согласно которому срок совершения текущих валютных операций, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций, был сокращен со 180 до 90 дней.
Таким образом, при совершении экспортных и импортных операций, не связанных с движением капитала, после вступления в силу названного Федерального закона средства в иностранной валюте должны поступать на территорию Российской Федерации в течение 90 дней с момента вывоза товаров на экспорт либо перевода денежных средств, соответственно.
Порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) определяется Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 29.12.1998 № 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики").
Объективная сторона преступления. Невозвращение на территорию Российской Федерации средств в иностранной валюте состоит в невыполнении обязанности перевести средства в иностранной валюте на счета в уполномоченном банке или иному управомоченному субъекту в установленные сроки путем обычного бездействия, невыдачи распоряжения о переводе, отказа от подписи банковских документов и т.п.
С учетом изложенного рассматриваемое деяние может выражаться:
- в не зачислении валютной выручки от экспорта товаров по внешнеторговым сделкам, предусматривающим расчеты в иностранной валюте;
-
в невозвращении денежных
Информация о работе Перемещение валюты и валютных ценностей, перемещаемые физическими лицами