Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:18, доклад
Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Зоны свободной торговли (развития импорта) создаются для того, чтобы посредством товарной региональной концентрации в районах морских и авиационных портов на конкурентной основе оптимизировать издержки обращения во всех секторах японской экономики.
Соединенные Штаты Америки используют три вида СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.
Последние разместились по всей территории США и выступают под общим названием "силиконовые долины" (англ. silicone valleys). Первый в мире научный парк был создан в 1950 г. в США. В 1998 г. их число увеличилось до 170 с территорией от 60 до 260 гектаров. Крупнейшим технопарком США является "Силикон-Вэлли", в котором сосредоточено 20% мирового объема производства компьютеров и другой вычислительной техники.
В рамках экономики Соединенных Штатов существуют два типа технопарков: частные и государственные. Научно-технические парки создаются не с разрешения государственных органов, а в соответствии со сложившейся ситуацией социально-экономического плана (высокий уровень безработицы, неразвитость региона, инфраструктурные неурядицы и др.).
Имеется более 40 крупных районов развития наукоемкой технологии, разбросанных по всей территории США: Силиконовые предгорья, Силиконовый берег, Силиконовое ранчо, Силиконовый рукав и др. Несмотря на различия в названиях, они работают по четырем типам программ:
Предпринимательские зоны (англ. enterprise zones) непосредственно связаны с внутренним региональным развитием. Они возникли в ответ на сложившиеся экономические трудности, и их деятельность была направлена на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных регионах.
Предпринимательские зоны охватывают площади от 2,5 до 5 кв.км. Они не имеют огороженных пределов и выделяются лишь статусом расположенных там компаний. Практически в США имеется три типа предпринимательских зон: федеральный, штатный и местный. Каждый такой тип создается, соответственно, решениями правительственных органов на федеральном, штатном и муниципальном уровнях. На этих же уровнях власти создаются, соответственно, и программы действий для трех типов предпринимательских зон. Программа развития предпринимательских зон на уровне штатов, например, была принята в 1980 г. Первая зона такого уровня была создана во Флориде, после которой аналогичные зоны были размещены еще в 35 штатах. Сто зон федерального уровня были основаны по закону 1987 года. Срок их функционирования определен в 20 лет, по истечению которого он может быть продлен решением исполнительной власти.
Всего предпринимательских зон в США свыше 1400. Они функционируют в 700 городах и пригородных районах страны.
Создание зон внешней торговли (англ. foreign trade zones) предусмотрено специальным Законом 1934 г., который был принят в период Великой депрессии с целью поощрения торговли, ускорения операций, сокращения торговых издержек. Первоначально ЗВТ использовались в основном как транзитные или консигнационные склады для хранения, переупаковки или незначительной обработки иностранных товаров, предназначенных для реэкспорта; производственные операции осуществлять не разрешалось. По распоряжению президента Ф. Рузвельта в зоны внешней торговли были превращены многочисленные склады, доки, аэропорты. Предприятия, действующие в этих зонах, выводились из-под таможенного контроля США, если импортируемые в зону товары шли в третью страну. Однако если товары шли в США, они проходили все предусмотренные законом таможенные процедуры. Первые внешнеторговые зоны были созданы в Лос-Анджелесе, Сиэтле, Сан-Франциско, Нью-Орлеане, Сан-Антонио. В 1950 г. поправкой Боггса к Закону от 1934 г. во внешнеторговых зонах было разрешено осуществлять производство и демонстрацию товаров.
Исключительно важное место в системе СЭЗ Западной Европы занимает ирландская Шеннон (англ. Shannon). Особенности этой зоны в том, что, она стала образцом той модели СЭЗ послевоенной Европы, которая изучается, а ее практика переносится в страны всех континентов. Шеннонский регион можно рассматривать как удачный пример развития открытой экономики на основе современной инфраструктуры и совместного предпринимательства, где ведущая роль принадлежит свободной зоне.
К "плюсам" функционирования СЭЗ Шеннон можно отнести следующие достижения экономики Ирландии. Страна сначала приблизилась к своим европейским партнерам, а затем превзошла многих из них по основным экономическим показателям: ежегодный прирост производимой продукции достиг 5-6%, а инфляция около 1,2% в год. По данным Центрального статуправления ВВП Ирландии увеличился в 1994 году на 10,57%, в 1995 году – 11, 14%, в 1996 году – 8,62%, в 1997 году – 8,62%, в 1998 году – 8,3% и составил за 1999 год 48 млрд. ирландских фунтов (более 67 млрд. долларов США). При этом объем промышленного производства в 1998 г. увеличился на 15,3%, наибольший рост отмечен в фармацевтике (36,1%), в производстве компьютерной техники (19,1%) и электроники (17,8%).
Объем ирландского экспорта в 1999 г. достиг 35 млрд. фунтов, а импорта – 25,9 млрд. Для национальной экономики, ввиду узости внутреннего рынка, особую важность представляет первый показатель, поскольку доходы от экспорта товаров и услуг ежегодно приносят до 70% ВВП. Внешняя торговля Ирландии ориентирована на Великобританию, Германию, Францию и Нидерланды и США.
Но необходимо отметить и "минусы", которые принесло появление свободной зоны "Шеннон": пришли в упадок национальный агросектор, вся индустрия, связанная с разработкой местных природных ресурсов, и пищевая промышленность.
Подводя итоги
функционирования четырех десятилетий
этой зоны, Стивен Дьюар подчеркнул:
"Идея СЭЗ теперь признана во всем
мире как инструмент экономического развития,
но не решение проблемы наилучшего пути
экономического развития. На практике
это означает, – поясняет Дьюар, – что
организация СЭЗ не приводит автоматически
к росту инвестиций. СЭЗ лишь одна из стратегий
развития, разработанных для привлечения,
поддержки и поощрения инвестиций, способствующих
росту производства, числа рабочих мест
и социально-экономических выгод. СЭЗ
стала инструментом, применяемым правительством
в комбинации с другими инструментами
для привлечения инвестиций"