Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:18, доклад

Описание работы

Осо́бая, cвобо́дная или специа́льная экономи́ческая зо́на (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Работа содержит 1 файл

Особая экономическая зона.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

Вячеслав Наговицын  пояснил, что в зоне будет действовать  особый режим предпринимательской деятельности, которая предусматривает налоговые льготы, гарантии, а также существенные льготы по аренде земли и, главное, создание благоприятного режима администрирования по системе "одно окно". По его словам, для создания полноценной туристской зоны есть все условия, в том числе и финансовые. "Мы сделаем все для того, чтобы здесь был развит цивилизованный туризм, причем на высоком уровне, но при этом возможность для отдыха здесь имели люди с любым достатком", - подчеркнул глава Бурятии.

В свою очередь руководитель Федерального агентства по особым экономическим зонам Андрей Алпатов подчеркнул, что строительство зоны на Байкале "станет индикатором цивилизованного устройства этой уникальной экосистемы, локомотивом развития Байкала и региона в целом". 

??Напомним, что пока статус особой экономической зоны портового типа получила только Советская Гавань в Хабаровском крае, хотя изначально предполагалось, что морские портовые зоны будут создаваться в пяти акваториях — в Азово-Черноморском, Арктическом, Балтийском, Дальневосточном и Каспийском бассейнах. Как предполагалось ранее, осенью текущего года будет проведен второй конкурс на определение портовых ОЭЗ.В Хабаровском крае портовая ОЭЗ будет создана на территории морского порта Советская Гавань. Общая площадь составит 4,5 кв. км. Концепция зоны предполагает создание международного многопрофильного портового и судоремонтного центра, что позволит в полной мере воспользоваться уникальным географическим положением и природными условиями бухты. 

ОЭЗ в Республике Алтай, «Алтайская долина»

ОЭЗ в Алтайском крае, «Бирюзовая Катунь»

 ОЭЗ в Республике Бурятии, «Байкальская Гавань»

ОЭЗ в Московской области, г. Дубна

ОЭЗ в Республике Татарстан, «Алабуга»

ОЭЗ в Иркутской области, «Ворота Байкала»

ОЭЗ в Калининградской области

ОЭЗ в Калининградской области, «Куршская Коса»

ОЭЗ в Краснодарском крае, «Новая Анапа»

ОЭЗ в Липецкой области, «Липецк»

ОЭЗ в Магаданской области

ОЭЗ в Москве, Зеленоградский АО

ОЭЗ в Санкт-Петербурге

ОЭЗ в Ставропольском крае, «Гранд Спа Юца»

ОЭЗ в Томской области, г. Томск

Свободная таможенная зона - таможенный режим, при котором  иностранные товары размещаются  и используются в пределах территории особой экономической зоны без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а российские товары размещаются и используются на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.

На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты.  
 
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие ее территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.  
 
На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны земельные участки, образующие эту зону (в том числе земельные участки, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иной инфраструктуры этой зоны, объектов жилищного фонда и на которых размещены такие объекты), могут находиться во владении и (или) в пользовании граждан или юридических лиц. Земельные участки, образующие туристско-рекреационную особую экономическую зону, могут относиться к землям особо охраняемых территорий. (часть третья.1 введена
Федеральным законом от 03.06.2006 № 76-ФЗ)  
 
На момент создания промышленно-производственной особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением объектов инженерной и транспортной инфраструктур.  
 
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны на земельных участках, образующих ее территорию, могут быть расположены только объекты, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не находящиеся во владении и (или) в пользовании граждан и юридических лиц (кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктур), за исключением образовательных и (или) научно-исследовательских организаций.  
 
На момент создания туристско-рекреационной особой экономической зоны на земельных участках, образующих эту зону, могут быть расположены объекты, находящиеся в государственной, муниципальной, частной собственности. (часть шестая введена
Федеральным законом от 03.06.2006 № 76-ФЗ)

Проблемы  особых зон  
Первоочередным для инвесторов является вопрос создания транспортной инфраструктуры. Ни в существующих ОЭЗ, ни в зонах-претендентах нет дорог (либо их строительство находится в начальной стадии). Единственным исключением является особая экономическая зона «Алабуга», которая расположена в Елабужском районе Республики Татарстан, входящем в Камский промышленный узел.  
Проблемы с дорогами объясняются недостаточным финансированием. Специалисты подсчитали, что для решения только транспортного вопроса во всех ОЭЗ понадобится сумма, выделяемая государством на их развитие в целом. И даже этого не хватит. Распределение инвестиционного фонда в этом году показало: чтобы проложить дорогу к определенному населенному пункту, нужны в ближайшие несколько лет гораздо большие суммы. В связи с этим появляется необходимость в поиске других источников для развития особых экономических зон.  
Возникают у компаний-резидентов трудности и с подбором персонала, причем не столько с поиском квалифицированных кадров, сколько с достаточным их количеством. Очевидно, что строящемуся предприятию сложно создать кадровую службу, которая сможет за короткий срок найти 200 тыс. сотрудников. Для сравнения: за рубежом в рамках особых экономических зон и технопарков обычно работают компании, которые профессионально занимаются организацией производства. Они берут на себя практически всю подготовительную работу – от поиска персонала и оказания консультационных услуг до помощи при аренде производственных помещений. В России эта система пока не развита, в частности из-за недостаточной законодательной базы в сфере ОЭЗ.  
Получается, что российские особые экономические зоны рассчитаны на привлечение не столько крупных инвесторов с миллиардными оборотами, сколько инвесторов малых и средних. В целом ни по своей территории, ни по количеству средств, выделенных на развитие инфраструктуры, ОЭЗ не рассчитаны на строительство глобальных предприятий. Однако в таком случае и условия деятельности в ОЭЗ надо было прописывать именно для представителей среднего и малого бизнеса.

 
Особая экономическая  зона в Усть-Луге

Целью создания особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного  типа в районе морского торгового  порта Усть-Луга является формирование эффективного вспомогательного промышленно-производственного  кластера для развития современного портово-промышленного комплекса Усть-Луга как части международного транспортного коридора в рамках Европейской транспортной системы. Участникам проекта предоставляется особый режим предпринимательской деятельности. Портовая зона создается на 49 лет, а не на 20, как ОЭЗ другого типа, в связи с очень дорогой инфраструктурой.

ОЭЗ создается  вблизи Морского торгового порта  Усть-Луга. Он считается самым перспективным  российским портом на Балтике. Власти области считают, что он может стать западным морским форпостом России. Цель строительства нового морского порта в Лужской Губе - восполнение дефицита перегрузочных мощностей для экспортно-импортных грузов, уменьшение транспортных издержек для российских товаропроизводителей. По мнению специалистов, сейчас Северо-Запад значительно проигрывает Прибалтике из-за отсутствия ОЭЗ в регионе.

В соответствии с утвержденной схемой Генерального плана, грузооборот порта Усть-Луга составляет 35 миллионов тонн различных  грузов в год. В перспективе грузооборот порта планируется увеличить до 98 миллионов тонн. Порт станет единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тысяч тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тысяч тонн.

Появление ОЭЗ  в Кингисеппском районе Ленинградской области будет способствовать повышению конкурентоспособности российского морского торгового порта «Усть-Луга». Как следствие, повысится эффективность функционирования действующих и привлечению новых предприятий, ориентированных либо на производство товаров на экспорт, либо на использование импортируемых комплектующих, сырья, материалов не только в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, но и в других регионах Северо-Запада, по которым проходит транзитный путь (Новгородская, Псковская, Вологодская области, Республика Карелия).

Целесообразность  создания ОЭЗ на предлагаемой территории обусловлена рядом факторов: возможностью строительства новых терминалов севернее поселка Вистино, с режимом  круглогодичной эксплуатации и коротким периодом ледовой проводки; наличием развивающейся сети автомобильных дорог и железнодорожных подходов в рамках Международного интермодального транспортного коридора; близостью населенных пунктов с численностью населения 3-5 тысяч человек и города Кингисепп с численностью населения свыше 50 тысяч человек. Размещение на территории ОЭЗ новых конкурентоспособных производств будет способствовать дальнейшему экономическому росту Ленинградской области и Кингисеппского района.

В настоящее  время выделено четыре крупные отраслевые группы потенциальных резидентов новой зоны: предприятия пищевой промышленности, лесоперерабатывающей промышленности, химические и нефтехимические предприятия, и, наконец, крупные сборочные производства. Общая площадь, занятая под промышленную застройку – более 730 гектаров. Общий объем частных инвестиций предприятий-резидентов в строительство предприятий на территории ОЭЗ, составит около 11,5 миллиарда рублей.

Реализация этого  крупнейшего проекта по созданию особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Усть-Лужская» позволит решить целый ряд новых общеэкономических задач, и не только внутри Ленинградской области. Данный проект будет способствовать развитию потенциала всего северо-запада России, приведя к появлению современных конкурентоспособных взаимосвязанных обрабатывающих производств.

Проблемы проекта: территория, на которой планируется  создавать ОЭЗ, испытывает значительный недостаток инфраструктуры. Для освоения территории решался вопрос о привлечении  специалистов Китайско-Сингапурского альянса, которые имеют большой опыт по созданию экономических зон на территории Китая, в качестве консультантов.

Кроме того, при  строительства порта в Усть-Луге возникают многочисленные экологические  проблемы, которые заставляли разработчиков  тратить от 8 до 10 процентов вкладываемых средств на их решение.

В конце января 2008 года "Росморпорт" сообщил, что строительство автомобильно-железнодорожного паромного комплекса в порту Усть-Луга планируется полностью завершить в 2009 году. В организации подчеркивали, что сроки строительства вполне реальные, так как необходимым финансированием проект обеспечен. Тем не менее, источники, близкие к строительству, утверждали на полное завершение комплекса может потребоваться еще до пяти лет. В частности, было отмечено, что строительство верхнего строения в контейнерной составляющей комплекса до сих пор не начато. 

"Компания  Усть-Луга" отказалось  от статуса портовой  особой экономической  зоны Причина - неопределенность законодательства.

Это первый публичный  отказ вероятного резидента портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) от участия в проекте. Ранее и  экс-президент России Владимир Путин, и и.о. вице-премьера Сергей Иванов поддерживали создание в Морском торговом порту "Усть-Луга" особой зоны.

На этом также  настаивал губернатор Ленобласти Валерий  Сердюков, поручивший "Компании Усть-Луга" подготовить необходимую документацию для участия в конкурсе на создание ПОЭЗ. Компания поручение выполнила.

Решение об отказе от особого статуса принял совет директоров "Компании Усть-Луга", говорится в ее официальном сообщении. Решение связано с неопределенностью принципов управления и функционирования ПОЭЗ и вытекающими из этого высокими рисками по перспективам бизнеса.

Информация о работе Особые экономические зоны