Особенности менеджмента в государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:52, лекция

Описание работы

Государственная служба - в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений гос. службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал гос. управления.

Работа содержит 1 файл

особенности менеджмента.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

      Как известно Киргизия, Грузия и Молдавия уже являются членами ВТО, и они  практически завершили переход  к умеренным ставкам таможенных услуг. Например, Правительство Молдовы  в 2002 году утвердило изменения в  закон о таможенном тарифе, согласно которым ставки за осуществление таможенных процедур снижены с 0,25% до 0,15% от задекларированной стоимости товаров. Снижение ставок на таможенные процедуры, по расчетам специалистов, привело к сокращению доходов в бюджет на 20,5 млн. леев. В результате чего, дефицит для покрытия затрат на содержание таможенной службы составил 11,4 млн. леев. Не случайно, таможенная служба Молдовы отстаивала щадящий подход к оценке таможенных услуг, то есть снижение ставки лишь до 0,18%, поскольку в противном случае затраты на развитие материально-технической базы таможенной службы придется покрывать из госбюджета. Вместе с тем, правительство Молдовы посчитало, что реальный сектор национальной экономики нуждается в государственной поддержке, и снижение ставок на таможенные процедуры сделано в целях защиты отечественного товаропроизводителя. Кроме того, внедрение постановлением Правительства Молдовы услуг предотгрузочной инспекции, также увеличило финансовую нагрузку на участников ВЭД. Таким образом, можно сделать вывод, что подход Молдовы и ряда других стран СНГ в данном вопросе заключается в активизации деятельности экономических агентов государств, что, с одной стороны, приводит к увеличению поступлений в бюджет, а с другой, позволяет компенсировать потери от снижения ставок на таможенные услуги.

      Другие  страны, такие как Украина, Белоруссия и Казахстан находятся в активной стадии вхождения в ВТО, поэтому  развитие таможенных услуг все еще  имеет протекционистскую направленность. Сравнительный анализ таможенных услуг этих стран с Россией дает основание утверждать, что таможенные кодексы этих стран несколько раньше разрешили применение методики оценки таможенных услуг в зависимости не только от таможенной стоимости товара, но и их количественных характеристик. Кроме того, Белоруссия и Казахстан одними из первых стран СНГ законодательно приняли решение о введении предотгрузочной инспекции (Россия только в 2003 г.). В Белоруссии в 1997 году (постановление Правительства от 26 06 1997 № 793) была введена предотгрузочная инспекция для импортных товаров с помощью немецкой компании "Бюро Веритас". В Казахстане в 2002 г. (постановление Правительства от 16.07.2002 № 782) был дан "зеленый свет" началу деятельности ПОИ в лице американской компании ICS, которая, правда, в соответствии с правила и принципами ГАТТ, не прошла экспертизу в Международной федерации инспекционных агентств (чем вызвало волну недовольства среди участников ВЭД). Но, пожалуй, не эта доминирующая причина сложности внедрения ПОИ в странах СНГ. Главным образом, это связано с тем, что Правительствам вышеуказанных стран необходимо было снижать ставки тарифа на импортные товары, которые находятся в списке товаров по предотгрузочной инспекции, что, несомненно, вызывает дополнительные сложности в таможенно-тарифном регулировании.

      В последнее время актуальной проблемой  становиться проблема договоренностей  стран СНГ о взаимных уступках при индивидуальном вступлении в  ВТО. В декабре 2004 года Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина договорились о  взаимных уступках в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) при индивидуальном вступлении стран во Всемирную торговую организацию (ВТО). Документ предполагает формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, унификацию принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, гармонизацию макроэкономической политики и законодательства участников ЕЭП. В настоящее время Россия и Украина опережают Белоруссию и Казахстан в переговорном процессе по вступлению в ВТО, в связи с чем, эксперты опасаются, что Россия и Украина примут обязательства перед странами ВТО, которые могут привести к потерям экономик Белоруссии и Казахстана. Россия и Украина планируют завершить переговоры с ВТО в 2005 г., в то время как Белоруссия и Казахстан смогут это сделать в 2006-2007 г.г. По мнению ряда специалистов, размер гипотетических потерь не является критическим, чтобы ставить под сомнение все усилия президентов и правительств, направленных на углубление интеграции. По их мнению "вопрос не в размере, а в согласовании многих технических нюансов переговорных аспектов".

      Обобщая результаты исследования опыта зарубежных стран в области предоставления таможенных услуг можно отметить, что их развитие имеет разноскоростной  и многоуровневый качественный характер, зависит от состояния экономики и объемов международной торговли товаров и услуг, а также от национальных особенностей и традиций.

      Развитие таможенных услуг в России происходит в рамках процесса формирования таможни как международной организации. Результаты ряда последних исследований показывает, что таможня по своей сути является международной организацией. Любая международная сделка имеет таможню страны экспорта и таможню страны импорта, при этом таможня единственная организация, которая постоянно дважды оказывает свои услуги. С 90-х годов мировое сообщество регулярно пересматривает или корректирует правила международной торговли товарами и услугами не только в рамках Всемирной торговой организации, но в соответствии с рекомендациями Всемирной таможенной организации и международных стандартов.

      В условиях рыночной экономики взаимоотношения  между таможней и участниками  ВЭД значительно развились и  усложнились. Это потребовало существенной перестройки таможни как международной  организации и развития между  клиентом и таможней не командно-директивных форм управления, а как равноправных партнеров во внешнеторговой деятельности. Благодаря этому отношения между таможней и участниками ВЭД приобрели подлинно нормативно-экономический характер. Как международная организация, оказывающая услуги участникам ВЭД в области регулирования внешнеторговой деятельности, таможни содействуют товарообменным процессам. Они оказывают услуги по таможенному оформлению, информационно-консультационным вопросам, хранению товаров на таможенных складах, сопровождению грузов на территории России и ряд других услуг и работ. Вместе с тем, как и на любую международную организацию, на таможню налагается ответственность за действие или бездействие в принятии управленческих решений, разглашения коммерческих тайн клиентов и материальный ущерб, нанесенный в результате неоправданных действий.

      Современный этап 1993 – 2005 г.г. характеризуется модернизацией  таможенной службы в соответствии с  потребностями России при переходе на рыночные отношения и адаптации  таможенного дела к международным стандартам. Как пишут некоторые исследователи, в результате этой модернизации "в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеторговой деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами".

      Реализация  целей этого направления включает в себя решение целого комплекса  задач. Одной из таких задач является обновление и дальнейшее развитие всей таможенной и паратаможенной инфраструктуры для оказания помощи и содействия внешней торговли. Как отмечают специалисты в области таможенного дела, приоритетным направлением при решении данной задачи является "развитие сферы услуг для участников внешнеэкономических связей". Намеченные меры имеют важное социально – экономическое значение. Среди этих мер, авторы отмечают следующие:

  • развитие объектов инфраструктуры на коммерческой основе (склады для таможенных грузов, магазины беспошлинной торговли и т.д.);
  • создание системы информационно – консультационного обслуживания;
  • оказание услуг по электронному декларированию, ускорению движения товаров;
  • услуги по защите интеллектуальной собственности экспортеров и импортеров и др.

      Тем самым решается важная задача оптимального сочетания мер по обеспечению  интересов государства и интересов участников ВЭД. Это направление является основным вектором развития таможенной практики. Выполнение этих мероприятий должно было создать условия, которые позволят ускорить таможенное оформление товаров, сократить простои транспорта на границе и так далее. То есть создать благоприятные условия для дальнейшего развития таможенной системы.

      Обобщая современное представление о  таможне как международной организации, можно сказать, что эта деятельность является весьма сложной и требует  дальнейшего своего изучения. Это связано и с тем, что в определенном смысле таможенная деятельность в России в целом на современном этапе своего развития это еще не окончательно сложившаяся система и предстоит сделать немало усилий по ее дальнейшему совершенствованию. Особенно это касается развитию таможенных услуг и сервиса в рамках требований ряда международных организаций, в том числе в области их качества и стандартизации.

      Современные проблемы формирования сервисной таможни в Российской Федерации. На сегодняшний день в научной и учебной литературе существует несколько различных мнений о соотношении понятий "сервис" и "услуга". В соответствии с этим можно выделить три подхода к анализу этих понятий, а именно:

  • Подход, отождествляющий термины "услуга" и "сервис";
  • Подход, основанный на предположении, что понятие "сервис" шире термина "услуга";
  • Подход, основанный на мнении, что "услуга", являясь более емким и широким понятием, включающим в себя категорию "сервис".

      В представленной статье авторы придерживаются последней точки зрения, считая ее более содержательной. На наш взгляд, услуга – это более обширное и фундаментальное понятие, чем сервис, однако, эти категории имеют столь тесную взаимосвязь, что в некоторых случаях не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Примером этому как раз и служит таможенное дело Российской Федерации.

      В англоязычной литературе услуги обозначаются термином "services", но как в английском, так и в русском языке существуют некоторые различия между понятиями "сервис" и "услуга". В соответствии с зарубежными экономическими словарями "сервис" (от англ. service - служба), с одной стороны это – обслуживание как в широком смысле этого слова, так и применительно к ремонту и наладке технических средств, бытовой аппаратуры, коммунальной техники, с другой стороны, "сервис" это обслуживание юридических и физических лиц в различных сферах повседневной жизни (напр., гостиничный сервис, автомобильный сервис).

      Следует также отличать термин "сервисная  таможня" и "таможенный сервис". В первом случае, используется термин в значении "государственный поставщик" (то есть организации, предоставляющей продукцию или услугу заказчику). Таким образом, под термином "сервисная таможня" авторы понимают государственную организацию, ориентированную на оказание качественных таможенных услуг как государству, так и участникам ВЭД. Во втором случае, под "таможенным сервисом" мы понимаем работу по оказанию услуг для удовлетворения чьей-либо потребности в области внешнеторговой деятельности, таможенного дела; комплекс услуг, связанных с перемещением, хранением товаров, транспортных средств через таможенные границы и т.д.

      На  сегодняшний день политика Федеральной  таможенной службы ориентирована на создание таможенной системы как  гибкого высокоэффективного инструмента  регулирования внешнеторговой деятельности России. В результате этого в таможенном деле традиционные направления – регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенное администрирование – дополняются качественно новым направлением – таможенными услугами. Это главный вектор развития таможенной системы, ориентирующий ее на совершенствование существующих и создание нового типа организационно-экономических и технологических инструментов качественной и эффективной реализации политики государства в развитии экономики и внешнеторговой деятельности. В конечном итоге деятельность таможенных органов приобретает совершенно новую окраску, и становится целесообразным введение такого понятия как "сервисная таможня".

      "Сервисная таможня" - это государственное учреждение, ориентированное на оказание качественных таможенных услуг как участникам ВЭД, так и государству. Помимо этого "сервисная таможня" - это государственное образование, главной целью которого является результативное содействие внешнеторговой деятельности, приводящее к ускорению и упрощению совершения таможенных процедур.

      Результат деятельности "сервисной таможни" - это таможенные услуги, под которыми следует понимать комплекс мероприятий в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей государства и участников ВЭД, и большинство, которых, несмотря на свою разнородность строго регламентируемы законодательством. Иными словами, "сервисная таможня" выступает как государственное образование, результатом функционирования которого выступают таможенные услуги, составляющие систему таможенного сервиса. На данном этапе развития вся совокупность таких мероприятий укладывается в понятие "таможенный сервис", то есть организованное обслуживание потребителей такого рода услуг. Поэтому, сегодня наиболее часто встречающимся является термин "таможенный сервис".

      В Российской Федерации правое обеспечение  регулирования услуг отражено в  главе Гражданского Кодексе "Возмездное оказание услуг" и отдельных главах "Поручение" и "Комиссия". Но вместе с тем, в национальном законодательстве понятия услуги как объекта гражданского и налогового права не сформулировано. Это относится и к "таможенным услугам".

      Изучение  нормативно-правовой базы в таможенном деле показывает, что в ней в  основном перечисляются услуги, но не раскрывается специфическая природа таможенных услуг. Например, в Федеральном законе от 11.11.2004 № 139-ФЗ "О внесении изменений в Таможенный Кодекс Российской Федерации" говорится об услугах в области таможенного оформления, таможенного сопровождения и хранения на складе таможенного органа и стоимость этих услуг, но не даются толкование этих услуг, их характеристик и свойств. Этот пробел таможенного законодательства не позволяет понять специфику таможенных услуг, отграничить услуги от работ и таможенных операций, что приводит к неправильному применению норм законодательства и к спорам, возникающим по этому поводу между таможней, таможенными посредниками и участниками ВЭД. Между тем, сегодня важным становиться задача формирования сферы таможенных услуг.

      Возрастающее  значение таможенных услуг и сервисного обслуживания участников ВЭД обусловлено следующими устойчивыми объективными тенденциями в таможенном деле:

Информация о работе Особенности менеджмента в государственной службе