Особенности менеджмента в государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:52, лекция

Описание работы

Государственная служба - в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений гос. службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал гос. управления.

Работа содержит 1 файл

особенности менеджмента.doc

— 374.00 Кб (Скачать)
  • возрастание сложности (наукоемкости и высокотехнологичности) перемещаемых через таможенные границы товаров, внешнеторговых поставок и вследствие этого появление дополнительных требований к квалификации таможенных служащих, таможенных посредников к качеству подготовки внешнеторговых документов, услугам по таможенному оформлению и организации инфраструктуры паратаможенной деятельности;
  • быстрое изменение нормативно-правовой базы, вызванное динамикой внешней и внутренних сред, которое приводит к необходимости адекватной адаптации к новым условиям ведения внешнеторговой деятельности;
  • повышение требований к качеству внешнеторговых, в том числе таможенных услуг вследствие изменения ситуации в отношениях между таможней и участниками ВЭД;
  • возрастание роли электронных услуги услуг на базе информационных технологий.

      Выходящие на рынок сервисные службы таможенной инфраструктуры и вообще специалисты по этому сервису являются не только элементами мер, оказывающих помощь развитию внешней торговли, но и одним из основных источников международной маркетинговой информации, необходимой для создания идей новых товаров, услуг и модификаций уже производимых. Современный таможенный сервис и высококачественные услуги являются неотъемлемыми элементами внешнеторговой политики.

      В настоящее время таможенный сервис является непременным условием рыночного  успеха импорта или экспорта товаров. В отсутствие современного таможенного сервисного обслуживания особенно, например, в вопросах длительного таможенного оформления или некачественного хранения, товар теряет свою потребительскую ценность (или часть ее), становится неконкурентоспособным и может быть отвергнут покупателем. Формирование таможенного сервиса как системы обеспечения, позволяет импортеру/экспортеру выбрать для себя оптимальный вариант перемещения товаров, транспортных средств через таможенные границы, определить вид таможенного декларирования, возможности предварительного информирования или электронного декларирования, а также экономически выгодно выбора таможенного режима, диктуемого интересами потребителя.

      Частью  таможенного сервиса является эксплуатационно-техническое  обслуживание таможенных пунктов пропуска, пограничных зон, то есть совокупность всех элементов, необходимых для обеспечения эффективного обслуживания участников ВЭД продукции на всех этапах таможенного оформления и перемещения грузов, выполнения ремонтных работ и в течение всего предусмотренного срока деятельности таможенного органа.

      Таким образом, подводя итог, можно отметить, что понятия "таможенный сервис" и "таможенная услуга" являются родственными. Однако, понятие "таможенные услуги" является более широким, нежели понятие "таможенный сервис". Можно даже сказать, что сервисное обслуживание входит в понятие услуги, ведь сервис – это, в первую очередь, работа по оказанию услуг или комплекс определенных таможенных услуг. Вместе с тем, сервис является понятием, по большей части неразрывно связанным с реализацией таможенных работ, эксплуатационно-технической поддержкой таможенной деятельности.

      Важно отличать понятия "работа", "операция" и "услуги" в таможенном деле. Толкование понятия "таможенная операция" дано в статье II ТК РФ (2003 г.), это "отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом при таможенном оформлении". Таким образом, "таможенная операция" по отношению к услугам как отдельной деятельности, является более высоким уровнем поведения, ориентированного на решение системообразующих задач таможенного дела. При этом таможенная операция выполняется только в правовом пространстве ТК РФ и на таможенной территории России, в то время как таможенные услуги могут выходит за эти пространства (например, международный обмен информационными услугами, услуги по использованию таможенных карт и т.д.).

      По  проблеме различия понятий "работа" и "услуга" в таможенной науке  нет единства и интегрированных  подходов. Так, например, отдельные авторы считают, что некоторые виды работ, выполняемые таможенной службой (как органа исполнительной власти) по реализации задач в области таможенного дела это "таможенные услуги государству". Другие авторы, наоборот считают, что таможня как государственная служба выполняет только работы, прежде всего таможенный контроль и таможенное оформление, и им несвойственно выполнять какие либо услуги или сервисные функции. Сторонники данного подхода ссылаются на отсутствие практики заключения каких-либо договоров по найму этих услуг между таможенными органами и субъектами гражданского права. Кроме того, можно отметить тот факт, что в Таможенных кодексах РФ 1993 г. и 2003 г. на таможенные органы и их должностных лиц возлагается определенная ответственность за свои "действия или бездействия", таким образом, последние выступают как работа по выполнению своих служебных обязанностей.

      Результаты  проведенного исследования дают основание  предполагать, что в настоящее  время таможенная служба выполняет как работы, так и услуги. Это подтверждается принятыми в последнее время законодательными актами, где разводятся понятия услуг и работ в области государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе и таможенном деле. В новом Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (постановление Правительства РФ от 06.11.2001 № 454) таможня отнесена к государственному управлению общего и социально-экономического характера (раздел 75.1). Это дает возможность таможне выполнять как работы по управлению финансовой и фискальной деятельностью, так и в соответствии с разделом 75.14 ОКВЭД вести вспомогательную деятельность в области управления, регулирования и поддержания общего обслуживания. Кроме того, предоставлять прочие услуги общего характера, не связанные с выполнением специфических функций. В соответствии с разделом 75.2 "Предоставление государством услуг обществу в целом" таможенная деятельность включает:

  • виды деятельности, связанные с реализацией внешней политики;
  • управление, функционирование и поддержку информационных и культурных служб, сфера деятельности которых распространяется за пределы государственных границ;
  • предоставление помощи иностранным государствам, направляемой напрямую или через международные организации;
  • управление внешней торговлей, финансовой международной деятельностью и международным техническим сотрудничеством;
  • международную помощь, например программы оказания гуманитарной помощи, помощи беженцам или голодающим т.д.

      Таким образом, в международных и национальных законодательно-нормативных документах проговорено о том, что таможня  имеет право заниматься не только государственной работой, вести  таможенные операции, но и оказывать  комплекс услуг как внутри страны, так и за ее пределами. Все это будет способствовать формированию "сервисной таможни" функционирующей в фазе развития "таможня для участников ВЭД".

      Мероприятия по разработке и подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) вскрыли ряд серьезных вопросов, без решения которых организация таможенного дела на единой таможенной территории стран-участниц невозможна. Думается, что подавляющее большинство проблем возникло у Комиссии Таможенного союза в связи с недостаточно полно изученной спецификой сферы общественных отношений, связанной с организацией и регулированием национальными нормативными актами Российской Федерации, Казахстана и Беларуси порядка перемещения товаров через таможенную границу этих стран.

      Очевидно, что таможенное дело - эффективный  инструмент, позволяющий комплексно решать задачи по оптимизации внешнеэкономической  деятельности, укреплению национальной экономики, снятию геополитических  противоречий между странами. По мнению автора, в целях упрощения процесса интеграции стран в Таможенный союз (далее - Союз) следует в первую очередь детально изучить сравнительно новые для правового поля бывших союзных республик СССР правоотношения и основы их возникновения. 
Данная статья посвящена исследованию и классификации участников таможенных правоотношений Российской Федерации, возникших с момента вступления в силу Таможенного кодекса Российской Федерации 2003 г. (далее - ТК РФ). При этом, учитывая, что в нормативных актах РФ была четко определена структура таможенных органов России, подробно изложены их задачи и функции, основное внимание уделим так называемым подвластным субъектам таможенных правоотношений, т.е. лицам, по отношению к которым таможенные органы России были призваны осуществлять функциональное руководство. 
Осуществив классификацию перечисленных лиц, можно уяснить, в какой мере они имели отношение к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации, и использовать это при дальнейшей работе по таможенной интеграции в рамках Союза. 
По мнению автора, этих участников таможенных правоотношений следует разделить на следующие категории:

  1. лица, осуществляющие перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;
  2. лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в области таможенного дела на условиях, закрепленных ТК РФ;
  3. лица, вступающие в таможенные правоотношения в силу специфики своей деятельности или сложившихся обстоятельств. 
    Охарактеризуем каждую из перечисленных категорий подробнее. Спектр лиц, которых можно причислить к первой категории, очень широк, их можно разбить на пять групп:

      1) участники ВЭД - физические и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, имеющие в качестве контрагентов зарубежных партнеров. Эти лица перемещают через таможенную границу РФ товары и транспортные средства в целях получения в итоге прибыли за счет их реализации или использования;

      2) некоммерческие организации и учреждения, в том числе государственные (музеи, фонды, институты, научные организации и т.д.), также имеющие международные контакты, в рамках которых возможно перемещение через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств. Однако перемещаемые ими товары в подавляющем большинстве случаев не являются объектами международных договоров;

      3) физические лица, перемещающие товары для личного пользования в рамках специальной таможенной процедуры;

      4) транспортные компании, регулярно  перемещающие через границу РФ  используемые ими для обеспечения международных грузовых и пассажирских перевозок принадлежащие им транспортные средства в рамках специальной таможенной процедуры, а также помещающие товары под таможенный режим "перемещение припасов";

      5) лица, перемещающие товары через таможенную границу РФ в рамках специальных таможенных режимов (ст. 268 ТК РФ). 
Бесконечно велик перечень обстоятельств, на основании которых могут перемещаться через таможенную границу РФ товары и транспортные средства указанными лицами. К примеру, для участника ВЭД основаниями для перемещения товаров через таможенную границу РФ (как ввоза, так и вывоза) могут быть контракты купли-продажи и аренды. Некоммерческие организации в рамках международного сотрудничества перемещают через таможенную границу РФ различного рода выставки, экспозиции, реквизит, специальную и научную литературу, образцы, сувениры, представительские товары и т.д. В данном случае основанием для перемещения товаров чаще всего являются мероприятия, связанные с международным сотрудничеством (открытие дипломатического представительства, консульства), культурным и научным обменом (конференции, гастроли, симпозиумы, выставки, официальные приглашения и др.).

      Товары  могут перемещаться заинтересованными  лицами любым видом транспорта (морским, речным, железнодорожным, автомобильным, авиатранспортом), а также международными почтовыми отправлениями. 
Согласно ст. 156 ТК РФ ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и их вывоз с этой территории влекли за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ, и соблюдать этот таможенный режим. При этом лицо было вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой в соответствии с ТК РФ.

      Эти требования можно назвать главной особенностью перемещения товаров и транспортных средств лицами, отнесенными к первой и второй группам, а также основными правами и обязанностями этих лиц. 
Порядок перемещения физическими лицами товаров для личного пользования (речь идет только о товарах, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, имеющих различный административно-правовой статус) был отнесен таможенным законодательством России к специальным таможенным процедурам. 
При этом предназначение товаров определяется таможенным органом, исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу. 
Транспортные организации, которые отнесены к четвертой группе, перемещают через таможенную границу транспортные средства и товары, необходимые для обеспечения международных рейсов (горюче-смазочные материалы, продукты питания и т.д.) в силу специфики своей деятельности.

      Ко  второй категории относятся российские юридические лица, включенные в соответствующий  реестр и получившие в таможенных органах подтверждающее этот факт свидетельство: таможенные перевозчики; предприниматели, специализирующиеся на хранении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ; таможенные брокеры. 
1. Таможенные перевозчики - российские юридические лица, осуществляющие транспортно-экспедиторские операции с товарами, находящимися под таможенным контролем. Чаще всего таможенные перевозчики осуществляют доставку товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, от места пересечения товарами таможенной границы РФ до места назначения, указанного в товаросопроводительных документах или определенного международным договором в качестве базы поставки. 
При необходимости таможенный перевозчик может осуществлять также перевозку товаров, таможенное оформление которых еще не завершено (таможенные платежи в отношении которых еще не уплачены), с одного склада временного хранения (далее - СВХ) или таможенного склада (далее - ТС) на другой СВХ или ТС.

Информация о работе Особенности менеджмента в государственной службе