Особенности менеджмента в государственной службе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:52, лекция

Описание работы

Государственная служба - в РФ - профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Включает: федеральную государственную службу и государственную службу субъектов РФ.
Под менеджментом в государственной службе понимается процесс управления в рамках учреждений гос. службы, и наука об этом управлении, и искусство управления и соответствующий набор навыков, и персонал гос. управления.

Работа содержит 1 файл

особенности менеджмента.doc

— 374.00 Кб (Скачать)

      Основными такими правовыми нормами являются: Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации", Положение о Государственном таможенном комитете Российской Федерации, положения о других таможенных органах РФ и ряд других.

      Деятельность  управленческого аппарата таможенных органов регламентируется правовыми актами трудового, гражданского, хозяйственного и некоторых других законодательств.

      Социальные  и психологические методы управления занимают важное место среди методов управления в таможенной системе, поэтому существует тесная зависимость между социальными характеристиками коллектива, экономическими и организационными показателями его деятельности. Так, эффективность служебной деятельности таможенных органов в значительной мере зависит, например, от текучести кадров, которая часто вызывается социальными и психологическими условиями труда в таможне, а также от таких факторов, как дисциплинированность, добросовестность сотрудников, психологический климат в коллективе и др. Социальные и психологические методы управления представляют собой конкретные способы и приемы воздействия на процесс формирования и развития коллектива, на социальные процессы, проистекающие внутри его.

      Целью социальных и психологических методов является обеспечение растущих социальных потребностей сотрудников, их всестороннего гармонического развития и повышение на этой основе служебной активности личности и эффективной деятельности коллективов. Эти методы управления основаны на использовании социального механизма, действующего в коллективе, в состав которого входят неформальные группы, роль и статус личности, система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и другие социальные аспекты.

      Социальные  методы управления включают методы социального нормирования, социального регулирования, социальной преемственности, социального новаторства и морального стимулирования.

      Методы  социального воздействия находят  отражение в планах социального развития коллективов таможенных органов, включающих мероприятия по повышению культурно-воспитательного и квалификационного уровня сотрудников, по борьбе с текучестью кадров, по улучшению условий труда и быта.

      Психологические методы, управления направлены на регулирование отношений между сотрудниками таможенных органов путем создания оптимального психологического климата в коллективах. К ним относятся методы: комплектования малых групп и коллективов; гуманизации труда; психологического побуждения (мотивации), профессионального отбора и обучения.

      Применение  психологических методов управления должно осуществляться в комплексе  с социальными, организационными и  экономическими методами, так как  только в этом взаимодействии можно добиться оптимального решения сложных задач социального развития коллектива.

      Экономические методы управления — это система  способов целенаправленного воздействия  на объект управления, построенная на использовании экономических интересов. К экономическим методам управления в таможенных органах относятся: централизованный плановый и метод экономического стимулирования.

      Важной  особенностью экономических методов  управления является то, что они  направлены на обеспечение единства системных государственных, коллективных и личных интересов, что в таможенных органах реализуется через два аспекта: первый — управление путем установления директивных плановых заданий по формированию доходной части бюджета РФ, а второй — управление на базе создания и использования фонда развития таможенной системы.

      Метод экономического стимулирования базируется на втором аспекте и включает материальное стимулирование, коллективную материальную заинтересованность и экономическую ответственность.

      В зависимости от особенностей решаемых задач управления, в таможенных органах могут использоваться те или иные экономико-математические методы, которые делятся на неформализованные, слабо формализованные и формализованные.

      Так, в ходе модернизации таможенной службы, проводимой в соответствии с Федеральной целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 1996-1997 гг. и на период до 2000 г. по методике Всемирной таможенной организации, предстоит провести диагностику всех таможенных органов. Этот этап модернизации будет проведен методом коллективной генерации идей, входящим в неформализованные методы управления.

      В заключение необходимо подчеркнуть, что  совершенствование методологии использования в управлении таможенными органами методов управления представляет собой органическую и значительную часть всей проблемы повышения эффективности системы управления таможенной деятельностью. Все методы управления следует изучать, совершенствовать и применять в диалектическом единстве.

      Таким образом, в этой главе рассмотрены  понятия об основных категориях теории управления применительно к таможенной службе.

      Знание  рассмотренных категорий имеет  важное значение: во-первых, они позволяют  понять сущность и механизм управления; во-вторых, они способствуют методологически правильной, осознанной организации работы руководителей таможенных органов по управлению оперативно-служебной деятельностью подчиненных коллективов; в-третьих, знание рассмотренных категорий является основой для познания и эффективного применения законов и принципов управления; в-четвертых, правильное научное понимание значений основных категорий способствует совершенствованию имеющихся и созданию качественно новых структур управления таможенной деятельностью, что особенно важно в период модернизации таможенной службы. 

Формирование таможенных услуг во внешнеэкономической деятельности

      Проблема  развития таможенных услуг и формирования таможенного сервиса является одной  из приоритетных в научных исследованиях, связанных с модернизацией таможенного  дела. Как пишет известный российский специалист Л.А. Лозбенко "современная  таможня – это, прежде всего, сервис, поскольку на первый план сегодня выходит вопрос содействия международной торговли".

      Понятие "таможенная услуга" находится на стыке двух наук – экономики и юриспруденции, следовательно, не имеет строго как экономического, так и строго юридического содержания, воплощая в себе элементы той и другой науки. В последние годы начинает доминировать подход, в котором таможенные услуги начинают рассматриваться только как экономическая категория. Это связано с тем, что научно - правовая мысль не всегда успевает осваивать достижения экономической науки о таможенной и паратаможенной инфраструктурах, о категориях и видах таможенных услуг, в результате чего таможенное право в сфере обслуживания оказывается в замкнутом юридическом круге. Современное понятие "таможенные услуги" включает, по мнению авторов, в себя любое мероприятие, результат взаимодействия или полезности, которые одна сторона, в лице таможенной организации, таможенной инфраструктуры или института таможенных посредников может предложит другой, и которые в основном неосязаемы, и не приводят к завладению чем-либо.

      Следует отметить, что в теории и практике таможенного дела, также не освещен  и не проработан вопрос о понятиях "сферы таможенных услуг" и "сферы таможенного обслуживания". На наш взгляд, к сфере таможенных услуг можно отнести только те отношения, в результате которых государству или участнику ВЭД оказывается таможенная услуга, причем как экономического, таки правового характера. В данном случае таможенная услуга представляет собой деятельность, которая воплощается в таможенном продукте, работе или регулируемом объекте международного обмена. То есть деятельностью, которая опосредствована через процесс подготовки таможенной продукции или регулируемого товара (или партии товаров) перемещаемого через таможенные границы. Например, услуги по предоставлению средних контрактных цен или корректировке таможенной стоимости регулируемого товара становятся частью потребительной стоимости. В данном случае происходит слияние деятельности по правильной оценке перемещаемого товара (имущества) с результатом, то есть с самим товаром (имуществом), являющимся продуктом труда. Иными словами, в данном случае, в сферу услуг входят только те экономические отношения, когда участники ВЭД для удовлетворения своих потребностей получают "особую потребительную стоимость" в виде деятельности определенного представителя таможни, таможенных посредников или конкретных организаций.

      Наряду  с этим, таможенные услуги, которые  не получили вещественную форму, например информирование или консультирование, то они одновременно являются и процессом и продуктом труда. Данное качество таможенных услуг может служить основанием для отнесения их к сфере таможенного обслуживания. На данном этапе развития таможенного дела еще рано говорить о сфере таможенных услуг или о сфере таможенного обслуживания, как устоявшихся и часто употребляемых понятий. Кроме того, это требует создание целой отрасли обслуживания с соответствующими секторами и институтами сервиса.

      Важно также понять, что таможенная система проходит несколько резонансных фаз своей деятельности в отношении с государством и участниками ВЭД. В настоящее время в развитых странах эта система находится в фазе "таможня для участников ВЭД", в большинстве развивающихся стран мира в фазе "таможня для правительства", а в некоторых слаборазвитых или неблагополучных странах в фазе "таможня для себя". Кроме того, следует отметить наличие разноскоростных моделей развития государств в различных интегрированных экономических союзах, например в ЕС, СНГ и других международных сообществах. Таким образом, формирование сферы таможенных услуг зависит от фазы развития таможенной системы как в целом, так и в национальном или региональном разрезе. Предлагаемые авторами данной статьи понятия и термины не претендуют на законченные научные определения, вместе с тем, они важны для правильного применения в категориальном смысле как научные экономические термины, выражающие конкретный смысл и наличие различия в понятийном аппарате.

      Важной современной проблемой является изучение роли и сущности таможенных услуг в рамках Всемирной торговой организации. На наш взгляд, сегодня наиболее слабо исследованной стороной методологии международной торговли являются проблемы формирования, классификации и определения места таможенных услуг во внешнеторговой деятельности.

      Исторически плата за таможенное оформление возникли как способ покрытия издержек учреждений, в пользу которых они взимались, и представляли плату за оказание определенного круга услуг. Однако на практике в современных условиях это положение не всегда соблюдается. Довольно часто плата за услуги оказывается выше их себестоимости. Кроме того, зачастую сама услуга за таможенное оформление вводится, чтобы получить доход, а не покрыть издержки. Они поступают в государственный бюджет, обезличено (то есть зачисляются на единый счет вместе с другими видами таможенных платежей и направляются для покрытия общих расходов бюджета) что объединяет их с понятием налога. В связи с этим становится актуальным разработка методологии развития таможенных услуг, методики и нормативного обеспечения процедур расчета стоимости таможенных услуг на основе многофакторного анализа и реальных трудозатрат.

      Впервые попытка методологически определить роль и место таможенных услуг  на международном уровне была предпринята в рамках Генерального Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Как известно, исходной посылкой, на которой строилась договорная система ГАТТ, являлось стремление стран-членов развивать международную торговлю товарами и услугами и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и минимизации регламентирующих действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Для достижения этих целей необходимым считается соблюдение ряда принципов и норм, лежащих в основе ГАТТ, в том числе: равноправие в торговле; использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных административных мер; взаимность в предоставлении торгово-политических уступок; разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.

      Отмеченное  выше, нашло отражение в статье VIII (1) ГАТТ – 1994 года. В статье говорится, что "все платежи и сборы любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и кроме налогов, указанных в статье VIII), устанавливаемые странами - членами ВТО на импорт или экспорт товаров или в связи с импортом или экспортом, должны ограничиваться приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенную защиту отечественных товаров, или установление налогов на импорт, или экспорт в фискальных целях". Другими словами, таможенные сборы как стоимость услуг, связанные с внешнеторговыми операциями и оказываемые административными органами не должны представлять налогообложение в фискальных целях. Безусловно, это связано с проблемами снижения таможенных доходов в любой стране – членов ВТО. Однако, страны участники ВТО должны строго придерживаться вышеуказанной договоренность, несмотря на статус или влияние той или иной страны.

      В качестве примера решения проблем  в данном вопросе следует привести жалобу Канады и ЕС на введенный  в 1986 году Соединенными Штатами сбор за таможенное оформление товаров в размере 0,22% от стоимости импортных товаров. В марте 1987 года Совет ГАТТ создал группу экспертов для рассмотрения данной жалобы. Канада и ЕС в своей жалобе подчеркивали, что этот сбор противоречит статьям II и VIII ГАТТ, согласно которым дополнительные сборы должны соответствовать стоимости оказанных услуг, а американские сборы это положение нарушали. К тому же целевое назначение этих сборов (финансирование некоторых обычных форм деятельности американской таможенной службы) также нарушало положение названных статей ГАТТ. Группа экспертов пришла к выводу, что названные выше сборы США противоречат положениям ГАТТ и обязательствам США по этим статьям. Этот вывод был принят Советом ГАТТ в феврале 1988 года, в результате чего США согласились с этим решением и сообщили, что соответствующие поправки к принятому бюджетному закону США будут направлены в Конгресс США. В результате этот сбор в 1988-1989 годах был уменьшен до 0,17%, а в октябре 1990 года представитель США проинформировал Совет ГАТТ о том, что новый закон США (Закон 1990 года "О таможне и торговле") содержал положение, приводившее этот таможенный сбор США в соответствие с правилами ГАТТ.

Информация о работе Особенности менеджмента в государственной службе