Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 15:16, дипломная работа
Популярность иностранных машин объясняется и тем, что они производятся узкоспециализированными предприятиями, где работают специалисты, совершенствующие свои знания только в одной отрасли (например, один специализируется в производстве дверей, другой - в производстве бамперов). А отсюда безупречное качество выпускаемой ими продукции, не нуждающейся в подгонке при сборке автомобиля.
Таким образом, разъясняя позицию Таможенно - тарифного комитета, его представители доказывают, что разработанный тариф не только не пойдет во вред нашему автотранспорту, а наоборот, явится экономической основой для его развития и удешевления, что в общем итоге отвечает государственным интересам.
Попробую проследить изменения таможенного законодательства за последние 10 лет. Первые существенные изменения произошли в 1993 году, был принят новый Таможенный кодекс РФ от 18.07.93 года, ознаменовавший собой новый этап в развитии таможенного законодательства России. Одним из предметов регулирования этого законодательства выступили транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу РФ в качестве товара, не предназначенного для производственной или иной коммерческой деятельности. При чем следует оговориться о том, что перемещение физическими лицами товаров не для коммерческих целей регулировалось государством всегда. В Таможенном кодексе РФ этому посвящена ст. 109.
На основании этой статьи Советом Министров - Правительством РФ в том же 1993 году было принято постановление «О порядке перемещения физическим лицами через таможенную границу РФ товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности»5.
Во исполнение этого постановления Государственным таможенным комитетом РФ (далее ГТК России) были утверждены, а Министерством юстиции РФ (далее Минюст РФ) зарегистрированы «Общие правила перемещения через таможенную границу РФ транспортных средств физическими лицами»6.
Но в начале 1996 года сложилась система государственного регулирования внешнеторговой деятельности, основой которой стала защита интересов отечественных производителей, стимулирование экспорта, сближение с общепринятой мировой таможенной практикой. В этой связи, а также на основании ст. 109 Таможенного кодекса РФ, Правительством РФ принято новое постановление «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ товаров не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности».
Постановление вступило в силу 1 августа 1996 года. С этого момента утратило силу прежнее постановление Совета Министров - Правительства РФ № 132 от 23.12.93г. Документы, утвержденные ГТК РФ, также должны были претерпеть изменения. Пунктом 8 постановления Правительства от 18.07.96г. № 808 ГТК РФ было поручено установить подробные правила ввоза и вывоза товаров физическими лицами в соответствии с данным постановлением и нормами таможенного законодательства РФ. Во исполнение этого поручения ГТК РФ утвердил приказ «О внесении изменений и дополнений в приказ ГТК РФ от 15.08.97г. № 416».7 Указанный нормативный акт ГТК РФ был согласован с Министерством финансов РФ, Министерством труда и социального развития РФ, Федеральной миграционной службой РФ, а затем прошел всестороннюю правовую экспертизу в Министерстве юстиции РФ на соответствие положениям постановления Правительств РФ от 18.07.96г. № 808, действующему законодательству РФ (не только таможенному), а также нормам международного права. Данные общие правила были зарегистрированы Минюстом РФ 24 февраля 1997 года за № 1258 (далее Правила).
Хочу отметить, что таможенный кодекс Российской Федерации определяет особый порядок перемещения через таможенную границу России транспортных средств. Причем для осуществления таможенного контроля важны цели такого перемещения, которые можно разделить на две группы:
1. Перемещение транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и товаров (ст.ст.18, 107 ТК РФ).
2. Перемещение транспортных средств в качестве товара (ст. 107 ТК РФ).
Перемещение,
например, автомобиля как средства
международных перевозок
Не вызывает затруднений таможенный контроль транспортных средств, перемещаемых юридическими лицами, поскольку их таможенное оформление осуществляется в соответствии с таможенными режимами, применяемыми как к транспортным средствам, так и к любым другим товарам. Положениями о применении таможенных режимов порядок перемещения этого товара достаточно полно урегулирован.
Особые проблемы в трактовке требований нормативных документов возникают при осуществлении таможенного оформления транспортных средств физическими лицами, что послужило поводом для более полного анализа его особенностей.
Постановление № 808 формализует отнесение ввозимого транспортного средства в качестве товара либо к торговому, либо к неторговому обороту, т.е. определение условий таможенного оформления в зависимости от цели перемещения и предназначения транспортного средства.
Физическое лицо может заявить к таможенному оформлению в торговом обороте любое транспортное средство только после подтверждения статуса индивидуального предпринимателя. Вследствие этого на физическое лицо возлагаются те же обязанности, что и на юридических лиц:
• декларировать товар с использованием грузовой таможенной декларации;
• выполнять общий порядок и условия тарифного (т.е.выплачивать совокупный таможенный платеж) и нетарифного регулирования (например, представлять сертификат соответствия на партию товара). Вместе с этим предприниматель получает права:
• поместить транспортное средство под любой таможенный режим, если выполняются условия такого помещения (например, заявить режим реимпорта можно только для товаров, экспортировавшихся из России или СССР не ранее, чем за десять лет до ввоза);
• воспользоваться таможенными льготами, если таковые предоставляются в отношении заявленного таможенного режима (например, освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе автомобилей российского производства, зарегистрированных на территории бывших республик Союза ССР до 31 декабря 1991 года, не выплачивать таможенные пошлины, НДС и акцизы при реимпорте российских автомобилей);
• после завершения таможенного оформления в режимах "Экспорт", "Выпуск для свободного обращения" использовать транспортное средство в производственных или иных коммерческих целях.
В случае неподтверждения физическим лицом статуса предпринимателя, как это бывает в большинстве случаев, предполагается, что транспортное средство предназначено для неторгового оборота, т.е. ввозится для личных целей. В этом случае физическое лицо получает право:
• осуществить таможенное оформление в упрощенном порядке (путем подачи таможенному органу краткого заявления);
• воспользоваться рядом льгот при уплате таможенных платежей.
Вместе с тем, физическое лицо, не подтвердившее статус индивидуального предпринимателя:
• теряет право перемещать транспортное средство под большинство таможенных режимов, за исключением режимов уничтожения и отказа в пользу государства, поскольку упрощенный порядок таможенного оформления фактически является "внережимным";
• в ряде случаев теряет право использовать транспортное средство для производственной или иной коммерческой деятельности, а также право отчуждать это транспортное средство.
На порядок таможенного оформления в неторговом обороте существенно влияет вид транспортного средства. Порядок таможенного оформления любых транспортных средств, ввозимых в личных целях, регулируется "Общими правилами перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации". Для легковых же автомобилей (товарная группа 8703 по ТЫ ВЭД СНГ) установлен особый порядок таможенного оформления (что объясняется отнесением их к перечню подакцизных товаров), который регулируется "Общими правилами перемещения через, таможенную границу Российской Федерации транспортных средств физическими лицами. В дальнейшем при анализе особенностей таможенного оформления транспортных средств сравнение удобно вести в отношении групп 8703 (легковые автомобили) и 8704 (грузовые автомобили).
В дальнейшем мне было интересно проследить упрощения правил перемещения через таможенную границу ТФ транспортных средств по мере принятия приказов ГТК РФ.
Немного хронологии.
30.01.1997
года был принят приказ №35
установивший новые Общие
24
ноября 1999 года Государственный
Таможенный Комитет, в целях
реализации постановления
С этого момента приказ ГТК России от 15.08.97 N 416 (зарегистрирован Минюстом России 02.09.97, рег. N 677) и приказ ГТК России от 30.01.97 N 35 (зарегистрирован минюстом России 24.02.97, рег. N 1258) считаются утратившими силу.
Разберем подробно и проследим изменения.
В
результате принятия ГТК РФ приказа
от 30 января 1997г. № 35 были установлены
новые Общие правила
Изменилось толкование понятия «новый автомобиль». До 1997 года «новой» являлась машина сроком эксплуатации до 1 года и пробегом до 2000 километров с объемом двигателя 1800 кубических сантиметров, в зависимости от того, что наступало раньше. После принятия приказа в 1997 году, «новыми» стали считаться автомобили (как иностранного, так и отечественного производства), выпущенные менее 3 лет назад, независимо от величины пробега, объем двигателя которых превышает 1599 кубических сантиметров, то есть имеющие в наличие обе эти технические характеристики. Отсутствие хотя бы одного из условий эксплуатации (на пример, объем двигателя до 1599 куб. сантиметров, то есть ниже установленного параметра) позволяло отнести автомобиль к числу «прочих» («иных», «подержанных»). С принятием приказа от 10 июля 1999 года N 783 объем двигателя перестал приниматься во внимание. Независимо от страны происхождения новые автомобили ввозятся в Россию любым лицом, в том числе льготниками, беженцами, вынужденными переселенцами только с уплатой таможенных платежей (а именно совокупного платежа).
По
приказу от 30 января 1997 года при
ввозе любых иностранных
Изменения
коснулись и правил ввоза подержанных
автомобилей российского
При ввозе физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации, транспортных средств (за исключением новых транспортных средств), вне зависимости от страны происхождения, рабочий объем двигателя которых не превышает 2500 куб. сантиметров включительно, такие лица уплачивают таможенные платежи по единой ставке таможенных пошлин и налогов в размере 0,85 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя.