Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:47, курсовая работа
Львиную долю судебных процессов с участием таможенных органов составляют процессы по оспариванию ненормативных правовых актов, действий (случаев бездействия) таможенных органов, а также обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Дела, возникшие по иным основаниям (возмещение убытков, взыскание процентов за несвоевременный возврат денежных средств, оспаривание нормативных актов и т.д.) составляют крайне незначительное количество в общей массе судебных дел.
Введение………………………...……………………………………….………3-4
1. Право и порядок обжалования……………………………………………..5-13
2. Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы...........14- 21
3. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица………………………………………………….22-31
Заключение……………………………………………………………….…..32-34
Список использованных источников……………………………………….35-36
Важная норма о недопустимости передачи жалобы для рассмотрения лицу, принявшему обжалуемое решение, совершившему обжалуемое действие (бездействие) или нижестоящему по отношению к нему лицу, закреплена в п. 3 ст. 54 ТК РФ. Это служит гарантией всесторонности и объективности при рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.[36]
Срок рассмотрения жалоб в сфере таможенного дела устанавливает ст. 55 ТК РФ. И в соответствии с п.1 этой статьи жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу(принадлежность жалобы - правомочия таможенного органа на рассмотрение жалобы и принятие по ней решения). Указанный срок рассмотрения жалобы начинает течь со дня, следующего за днем ее официальной регистрации в установленном порядке (дата регистрации входящего номера проставляется в отделе документационного обеспечения).
В случае необходимости, срок может быть продлен начальником таможенного органа рассматривающего жалобу, но не более чем еще на один месяц. Решение о продлении срока рассмотрения жалобы принимаетсяв виде резолюции на докладной записке должностного лица, ходатайствующего о продлении срока рассмотрения жалобы.
Следовательно, максимальный срок рассмотрения жалобы не может превышать 2 месяцев. Конкретные причины продления срока рассмотрения жалобы не определены. Но предполагается, что продление общего срока возможно только, когда рассмотрение жалобы в течение общего срока не представляется реальным в силу объективных причин.
Таможенный орган обязан известить лицо, подавшее жалобу, о продлении срока рассмотрения жалобы письмом, в котором указываются причины продления срока и дата, до которой продлен срок рассмотрения жалобы, решение о продлении срока рассмотрения жалобы может подлежать обжалованию в установленном порядке.[37]
Срок рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении (ст. 30.5 КоАП РФ), меньше срока рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.[38] Он составляет 10 дней со дня поступления в вышестоящий таможенный орган жалобы со всеми материалами дела с возможностью отложения рассмотрения в случаях ненадлежащего уведомления лица, обратившегося с жалобой, о времени и месте рассмотрения жалобы.
Сроки подлежат исчислению в календарных месяцах (нерабочие дни не исключаются из подсчета). Если месяц начинается с 1-го числа, то последним днем срока считается последнее число этого месяца. В других случаях месяц считается равным 30 календарным дням, и они отсчитываются со следующего дня после дня поступления жалобы.
Самым важным и значительным этапом всего процесса рассмотрения жалобы является принятие по ней решения - индивидуального акта, которым таможенный орган разрешает жалобу по существу и исполнение решения.
Статья 56 ТК РФ устанавливает два возможных вида решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы по существу:
- отказ в удовлетворении жалобы (при признании решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица правомерным).
- удовлетворение жалобы полностью или в части, в случае, если обжалуемым решением (действием) нарушены права и свободы лица, обратившегося с жалобой, созданы препятствия осуществлению его прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, таможенный орган, рассматривающий жалобу, признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы.
Письмо ФТС от 29 июня 2010 г. О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в правоприменительной практике предусматривает одно из следующих решений:
- решение по существу жалобы;
- об отказе в рассмотрении жалобы по существу;
- о направлении жалобы по принадлежности;
- о принятии отзыва жалобы и оставлении ее без рассмотрения.
При принятии решения по жалобе, поданной несколькими заявителями, либо если предметом обжалования являются решения, действия (бездействие) нескольких таможенных органов, возможно вынесение решений в количестве, равном количеству заявителей либо количеству таможенных органов.
Требования к форме и содержанию решения таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица установлены п. 1 ст. 56 ТК РФ. Учитывая, что решение по жалобе документ, имеющий юридическое значение, для него необходим письменный вид, а форма определяется федеральным органом исполнительной власти в области таможенного дела.
Необходимы и следующие реквизиты: наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу; должность, фамилию и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе; фамилию и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой; краткое изложение жалобы по существу; принятое по жалобе решение; доводы и основания принятого решения; сведения о порядке обжалования принятого решения. Форма и содержание решения имеют значение для его исполнения, дальнейшего обжалования, формирования в соответствующем таможенном органе правильной правоприменительной практики.
Если решение таможенного органа признаётся неправомерным и не требуется восстановления нарушенных прав и законных интересов лица, таможенный орган отменяет обжалуемое решение полностью или частично. При необходимости принятия нового решения таможенный орган, который жалобу рассматривал, может отменить прежнее решение и обязать таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение, или самостоятельно принять решение, если эти в его компетенции
Немаловажно, что если при рассмотрения жалобы будут выявлены признаки виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом возложенных на него обязанностей, должностное лицо , рассматривающее жалобу, должно принять меры направленные на привлечение виновного лица к дисциплинарной ответственности.
Логично, что лицо, обращающееся с жалобой чаще заинтересовано в действительном устранении препятствий к реализации своих нарушенных прав и законных интересов, а не только признанием обжалуемого решения, действия (бездействия) неправомерным. Следовательно, признание решения неправомерным не ограничивается его отменой, но и сопряжено с принятием нового решения или с возложением обязанности по принятию такого решения на компетентный таможенный орган или должностное лицо.
Должностные лица таможенных органов за неправомерные решения, действия (бездействие) несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность, в соответствии с законодательством РФ.[39]
В виде дополнительной гарантии исполнения решения таможенного органа, пунктом 4 статьи 56 ТК РФ определяются сроки и порядок исполнения решения таможенного органа об удовлетворении жалобы. Действия по исполнению решения таможенного органа об удовлетворении жалобы должны быть выполнены таможенным органом или его должностным лицом решение, действие (бездействие) которого были признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по жалобе в этот орган, если в решении не установлен другой срок.
Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, предусмотренных ст.55 ТК РФ.
Необходимо отметить, что жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица считается разрешенной, если рассмотрены все поставленные в ней вопросы, по ним приняты необходимые меры и заявителю дан исчерпывающий письменный ответ, соответствующий действующему законодательству.
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или должностного лица вступает в силу со дня его регистрации в таможенном органе, принявшем решение, и обязательно для исполнения таможенным органом, в отношении решения, действия (бездействия) которого или должностного лица которого принято.
Направление заявителю копии принятого решения по жалобе обязательно (п.7 ст.56 ТК РФ), это позволяет ему узнать о принятом решении, и об основаниях его принятия, а также без лишних затруднений реализовать свое право на дальнейшее обжалование. Копия решения направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах срока, предусмотренного ст. 55 ТК РФ для принятия решения по жалобе.
Как было сказано ранее п. 7 ст. 56 ТК РФ установлен альтернативный порядок обжалования решения по жалобе в вышестоящий таможенный орган или в суд, следовательно, в случае несогласия с принятым решением таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица заинтересованное лицо имеет право обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.[40]
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены проблемы правового регулирования и сам процесс обжалования действий, бездействий и решений таможенных органов и их должностных лиц. Право на обжалование – это важная гарантия защиты прав и интересов лиц, которые вступают в правоотношения с таможенными органами. В главе 7 Таможенного кодекса РФ подробно раскрыты порядок и сроки обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а вот Таможенный Кодекс Таможенного Союза оставил эту проблему и эту важную гарантию без внимания. В статье 9 порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов отнесен к сфере регулирования национального законодательства. Представляется, что соответствующие нормы целесообразно включить в текст кодекса в виде отдельной главы, которую необходимо разработать на основе Генерального приложения Конвенции Киото.
В результате анализа действий, бездействий и решений таможенных органов и их должностных лиц, которые являются предметом обжалования, их условно можно разделить на следующие группы:
1) Споры связанные с применением таможенного законодательства. На 18,1% увеличилось количество споров, связанных с применением таможенного законодательства, по сравнению с 2007 годом. Так, за 2007 год споров такой категории рассмотрено 254, в 2008 году - 300 дел. Преобладающее количество дел данной категории составляют дела об оспаривании ненормативных правовых актов таможенных органов и действий (бездействий) должностных лиц (266), а именно об оспаривании решений по корректировке таможенной стоимости товаров;
2) Действия, бездействия и решения таможенных органов и их должностных лиц при взыскании и определении размеров таможенных платежей (Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Анисимовой,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Ельчищева Владимира Викторовича к Находкинской таможни о признании незаконным бездействия по несообщению о факте излишнего взыскания таможенных платежей и по незаполнению бланков формы КТС); В 2009 г. ДВТУ рассмотрено 160 жалоб на решения и действия (бездействие) в сфере таможенного дела (на 25 % больше, чем в 2008 г.), при этом в пользу заявителей принято 102 решения, что составило 64 %; большинство жалоб приходится на решения о таможенной стоимости (32,5 %), в 2008 г. их доля составляла 41 %.
3) Действия, бездействия и решения таможенных органов и их должностных лиц при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля; На практике случается, что при таможенном оформлении таможенные органы запрашивают информацию и документы, которые не имеют прямого отношения к определению таможенной стоимости: сертификаты качества, сведения о технических характеристиках, калькуляцию себестоимости, сведения о ценах в отношении идентичных (однородных) товаров на мировом и внутреннем рынках, экспортные декларации страны вывоза.
4) Судебная практика об оспаривании постановлений таможенных органов о привлечении к административной ответственности. Показатель рассмотренных дел, связанных с применением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет в 2009 году 783 дела, (в 2008 году – 800 дел)
Среди дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности 21% составляют дела об оспаривании решений налоговых органов, 23% - дела об оспаривании решений таможенных органов (в 2008 году - 17,8%);
5) Количество дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных лиц, должностных лиц в 2009 году составило 402 дела (в 2008 году – 425 дел). При этом в отчетном периоде в четыре раза увеличилось число дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий (бездействия) антимонопольных органов. Так, за 2008 год рассмотрено лишь 17 дел указанной категории споров, а в 2009 году их число достигло 68 дел.
6) Действия, бездействия и решения таможенных органов и их должностных лиц при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Обжалованием действий и решений таможенных органов и их должностных лиц в судебном порядке занимается арбитражный суд. Порядок рассмотрения данных дел арбитражными судам регламентируется главой 25 Арбитражного процессуального кодекса РФ.[41]
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации 2003 года, непосредственно субъект таможенной деятельности наделён правом выбирать порядок обжалования действий, бездействий и решений таможенных органов. Он вправе обжаловать действия, бездействия и решения таможенных органов в вышестоящие таможенные органы или в арбитражный суд и при этом, не обязан соблюдать обязательный досудебный порядок рассмотрения жалобы, что свидетельствует о свободе выбора в сфере защиты своих прав субъектам таможенной деятельности и повышает уровень диспозитивности правоотношений между субъектами таможенной деятельности и таможенными органами и их должностными лицами.
Информация о работе Обжалование действий, бездействий таможенных органов и их должностных лиц