Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:47, курсовая работа
Львиную долю судебных процессов с участием таможенных органов составляют процессы по оспариванию ненормативных правовых актов, действий (случаев бездействия) таможенных органов, а также обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Дела, возникшие по иным основаниям (возмещение убытков, взыскание процентов за несвоевременный возврат денежных средств, оспаривание нормативных актов и т.д.) составляют крайне незначительное количество в общей массе судебных дел.
Введение………………………...……………………………………….………3-4
1. Право и порядок обжалования……………………………………………..5-13
2. Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы...........14- 21
3. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица………………………………………………….22-31
Заключение……………………………………………………………….…..32-34
Список использованных источников……………………………………….35-36
Если факт нарушения прав лица, становится ему известен из адресованного ему письма, уведомления и иного акта, то срок рассчитывается с момента получения корреспонденции.
В случае если ТК РФ предусмотрено совершение таможенным органом или его должностным лицом какого-либо действия или принятие решения в установленный срок, то срок на обжалование будет исчисляться со дня истечения предусмотренного срока.
Заинтересованные лица могут воспользоваться своим правом на обжалование и по истечении указанного срока: в определенных случаях он может быть восстановлен в порядке, предусмотренном ст.49 ТК РФ. Но следует учесть, что несоблюдение срока при подаче жалобы может быть основанием для отказа в ее рассмотрении в соответствии с пп.1 п.1 ст.52 ТК РФ. Срок подачи жалобы восстанавливается по заявлению лица, обратившегося с жалобой, а не по инициативе таможенного органа. Такое заявление может быть подано как в виде самостоятельного документа, так и содержаться непосредственно в тексте жалобы. К заявлению о восстановлении срока обжалования должны быть приложены документы, подтверждающие уважительные причины пропуска срока. Но при этом статья 49 не определяет перечня причин, являющихся уважительными.[26]
Жалоба, как элемент обращения граждан, представляет собой обращение заинтересованного лица о неправомерности конкретного решения, действия или бездействия таможенного органа либо его должностного лица, содержащее требование о восстановлении его нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Предъявление требований к форме и содержанию жалобы соответствует порядку, установленному в гражданском и арбитражном судопроизводстве (статья 131 Гражданского процессуального кодекса РФ[27], статья 125 Арбитражного процессуального кодекса РФ[28]). Вместе с тем по сравнению с процессуальным законодательством статья 50 Таможенного кодекса РФ содержит более узкий перечень требований к содержанию жалобы, устанавливая в качестве обязательных реквизитов лишь те, которые позволяют определить предмет обжалования, а также уведомить заявителя о принятом решении.
В соответствии с пунктом 1 статьи 50 Таможенного кодекса РФ жалоба подаётся в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с ней. Подписанной считается жалоба, под текстом которой проставлена оригинальная собственноручная подпись обратившегося лица. Но и из этого правила есть исключение, это случи подачи жалобы в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 57 Таможенного кодекса РФ. Письменную форму следует считать соблюденной и при подаче жалобы посредством телеграфной, факсимильной связи, а также электронной почтой. Подпись лица рассматривалась в качестве обязательного реквизита еще Указом Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения жалоб и обращений[29]». Поскольку лицо может реализовать право на обжалование не только непосредственно, но и через своего представителя, на жалобе может значиться подпись лица, интересы которого затронуты так и его представителя, полномочия которого должны быть подтверждены согласно установленному порядку.[30]
Жалоба на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц по общему правилу должна быть подана на русском языке. (в соответствии с ч.1 ст.68 Конституции РФ государственным языком на всей территории РФ является русский язык.[31]). Но отметим, что граждане РФ вправе обращаться в государственные органы (в том числе таможенные), организации, на предприятия и в учреждения РФ с предложениями, заявлениями, жалобами на государственном языке РФ, родном языке или на любом другом языке народов РФ, которым они владеют.
Пунктом 2 статьи 50 ТК РФ закреплены элементы содержания жалобы на решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела:
1) наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица, решение, действие (бездействие) которого обжалуется.
2) фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его местожительство или местонахождение;
3) существо обжалуемого решения, действия (бездействия).
Вся эта информация в тандеме позволяют идентифицировать предмет обжалования, что необходимо для поверки законности и обоснованности обжалуемого решения, действия (бездействия). В зависимости от того, обжалует лицо решение, действие (бездействие) таможенного органа или должностного лица, в жалобе указывается наименование таможенного органа или фамилия, имя, отчество должностного лица соответственно. Не всегда инициалы и наименование известны, поэтому можно указать иные сведения о должностном лице таможенного органа (его характерные приметы, звание, возраст и др.). Сведения о лице, подающем жалобу, его местожительстве или местонахождении определяют предмет обжалования, но и позволяют известить лицо о решении по жалобе, о продлении срока ее рассмотрения, и запросить у лица документы, имеющие значение для его принятия.
Статьей 52 Таможенного кодекса РФ предусмотрено, что несоблюдение требований о форме и содержании жалобы, установленных пунктами 1 и 2 статьи 50 , влекут отказ в рассмотрении жалобы по существу.[32]
В целях своевременного и полного рассмотрения жалобы помимо перечисленных сведений необходимо также указать:
1) требования лица, обратившегося с жалобой;
2) обстоятельства, на основании которых лицо считает, что обжалуемым решением, действием (бездействием) нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена какая-либо обязанность;
3) перечень прилагаемых к жалобе документов;
4) иные сведения, если лицо считает, что они необходимы для рассмотрения жалобы по существу.
Киотская конвенция не устанавливает конкретного перечня требований к содержанию жалобы, и ограничивается лишь тем, что жалоба подается в письменной форме и должна быть мотивирована (правило 10.7 главы 10 Генерального приложения).[33]
Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица
Рассмотрение жалобы это совокупность действий, совершаемых таможенным органом, правомочным рассмотреть жалобу, после установления отсутствия оснований для отказа в ее рассмотрении по существу и до принятия по ней решения, включая проверку доводов и обстоятельств, изложенных в жалобе, запрос аргументированного заключения и подтверждающих материалов, выработку правовой позиции, подготовку проекта решения.[34]
Как правило, подача жалобы не влечет приостановление исполнения решения или действия (которые подлежат обжалованию). Не влечет такое приостановление и случай, когда жалоба содержит ходатайство об этом.
Но два исключения из правила все, же есть. В соответствии с п.2 статьи 51 ТК РФ при наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству РФ, а также если не приостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер (например, товар будет уничтожен), таможенный орган (орган, осуществляющий рассмотрение жалобы и принятие по ней решения), может полностью или частично приостановить исполнение обжалуемого решения, действия до принятия решения по существу жалобы.
Таможенный орган может, отказать в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случаях, которые предусмотрены ст. 52 Таможенного Кодекса РФ, если:
- не соблюдены установленные сроки обжалования, и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
В данном случае следует исходить из того, что жалоба считается поданной в срок, если она подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно, либо через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуется, либо отправлена по почте до истечения последнего дня срока, установленного статьей 48 ТК России. При этом если жалоба подается заявителем непосредственно в таможенный орган нарочным, датой подачи считается дата регистрации жалобы в подразделении документационного обеспечения. Если заявитель направляет жалобу почтой, датой отправки считается дата, указанная на штемпеле, проставленном на конверте отделением связи. В случае направления жалобы посредством экспресс-перевозчиков датой отправки жалобы является дата, указанная на накладной, сопровождающей конверт с жалобой.
- не соблюдены требования, предъявляемые к жалобам;
- лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд, и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
- предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица иного государственного органа.
В целом, жалоба не принимается к рассмотрению таможенным органом, если, таможенный орган не правомочен рассмотреть поступившую жалобу и принять по ней решение; и при наличии, хотя бы одного из оснований, перечисленных в подпункте 1-4 п. 1 ст. 52 ТК РФ. [35]
Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае обращения с жалобой аналогичного содержания — со дня получения рассматривающим эту жалобу таможенным органом, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.
Наличие у лица, обращающегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, права отозвать поданную жалобу связано с его правом на обжалование, которое предполагает не только реализацию права на подачу жалобы, но также и отказ от его реализации.
Предусмотренный статьей 53 ТК РФ отзыв жалобы может быть принят таможенным органом, если он оформлен с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 50 ТК России для подачи жалобы (письменная форма и наличие подписи лица, обратившегося с заявлением об отзыве жалобы).
Удовлетворение заявления об отзыве жалобы является обстоятельством, исключающим право таможенного органа, рассматривающего жалобу, на принятие решения по жалобе. Вместе с тем отзыв жалобы не лишает вышестоящий таможенный орган права проверить правомерность принятого решения, совершенного действия (бездействия) в порядке ведомственного контроля в соответствии со статьей 412 ТК России.
Действия заявителя по отзыву жалобы по своей правовой природе можно сравнить с действиями истца по отказу от своих исковых требований.
Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе (п. 1 ст. 53 ТК РФ) Следовательно, лицо, не вправе отозвать ее, если решение по жалобе принято. В случае поступления заявления об отзыве жалобы после принятия по ней решения в рассмотрении такого заявления должно быть отказано.
Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица осуществляется на основании письменного заявления лица, обратившегося с жалобой. Заявление об отзыве жалобы подается в таможенный орган, которому адресована сама жалоба. С жалобой на решение, действие или бездействие таможенного органа или его должностного лица может обратиться как лицо, которого обжалуемое решение, действие или бездействие затрагивает непосредственно и индивидуально, так и его представитель.
При принятии решения об отказе в рассмотрении жалобы, она не рассматривается и лицу направляется письменный ответ с указанием причин, по которым это происходит. Устранение оснований для отказа в рассмотрении жалобы по существу, позволяет обратиться с таможенный орган с повторной жалобой на общих основаниях. Значит после отзыва жалобы лицо вправе вновь подать такую же жалобу (по тому же поводу). Повторная (жалоба по тому же поводу) в таком случае, должна быть подана не позже 3 календарных месяцев.
Компетенция таможенных органов по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в сфере таможенного дела определена исходя из норм указанных в статье 54 Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которой:
- каждый вышестоящий таможенный орган рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов;
- жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа - вышестоящим таможенным органом.
Рассмотрение жалоб в таможенных органах осуществляется правовыми подразделениями, а принятие решений по ним - начальником таможенного органа, в ФТС России и региональных таможенных управлениях также его заместителем, курирующим правовую работу (в ФТС России также начальником Правового управления, и иным лицом, уполномоченным на рассмотрение жалобы руководителем ФТС России). Полномочия конкретного должностного лица по принятию от имени таможенного органа решений по жалобам, устанавливаются приказом таможенного органа.
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается от имени таможенного органа, и при его принятии принимается во внимание позиция таможенного органа, решение, действие (бездействие) которого обжалуется. Отметим, что ст. 54 ТК РФ не отражает особенности обжалования решений, действий (бездействия) ФТС РФ, которые согласно пункту 3 статьи 47 Кодекса обжалуются в этот орган.
Информация о работе Обжалование действий, бездействий таможенных органов и их должностных лиц