Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:47, курсовая работа
Львиную долю судебных процессов с участием таможенных органов составляют процессы по оспариванию ненормативных правовых актов, действий (случаев бездействия) таможенных органов, а также обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Дела, возникшие по иным основаниям (возмещение убытков, взыскание процентов за несвоевременный возврат денежных средств, оспаривание нормативных актов и т.д.) составляют крайне незначительное количество в общей массе судебных дел.
Введение………………………...……………………………………….………3-4
1. Право и порядок обжалования……………………………………………..5-13
2. Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы...........14- 21
3. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица………………………………………………….22-31
Заключение……………………………………………………………….…..32-34
Список использованных источников……………………………………….35-36
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
« Российская таможенная академия»
Владивостокский филиал
Кафедра гражданско-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Таможенное право»
Студента
группа 330 форма обучения очная
На тему: «Обжалование действий, бездействий таможенных органов и их должностных лиц»
Оценка
Подпись
“ “ 2010 г.
Владивосток
2010
Содержание
Введение………………………...…………………………
1. Право и порядок обжалования……………………………………………..
2. Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы...........14- 21
3. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица………………………………………………….22-31
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………….35-
Введение
Обжалование действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц является вопросом защиты прав и свобод, интересов граждан, физических и юридических лиц.
Львиную долю судебных процессов с участием таможенных органов составляют процессы по оспариванию ненормативных правовых актов, действий (случаев бездействия) таможенных органов, а также обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Дела, возникшие по иным основаниям (возмещение убытков, взыскание процентов за несвоевременный возврат денежных средств, оспаривание нормативных актов и т.д.) составляют крайне незначительное количество в общей массе судебных дел.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью.[1] Государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан (ч.1 ст.45 Конституции РФ)[2], и создавая при этом эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений, в том числе и нарушений которые были допущены его органами и должностными лицами при осуществлении возложенных на них внешних и внутренних функций. Государству необходимо быстро и справедливо реагировать на любое нарушение этих прав и свобод со стороны органов государственной или муниципальной власти и их должностных лиц. Для исполнение указанных положений Конституции РФ в целях эффективного восстановления прав участников отношений в области таможенного дела законодатель в гл.7 ТК РФ определяет процедуру пересмотра неправомерных решений таможенных органов и их должностных лиц. [3]
Также в соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, а, следовательно, и вред нанесённый участнику ВЭД таможенным органом или его должностным лицом.
Порядок подачи, рассмотрения и разрешения, направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в области таможенного дела, также будет, определяется главой 3 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", ещё не вступившим в силу. [4]
Право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов РФ и их должностных лиц является одной из основных и важнейших гарантий, наряду с судебной защитой, созданных законодателем для обеспечения прав и законных интересов, как участников внешнеэкономической деятельности, так и других лиц.
Глава 7 ТК РФ[5] регламентирует отношения, которые возникают в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования (ч.3 ст.46 ТК РФ). [6]
Право и порядок обжалования
Право граждан на обращение с жалобами на действия всех без исключения органов исполнительной ветви власти (в том числе и таможенных органов) обозначено в ст. 33 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления»[7]
В таможенной сфере право на обжалование закреплено в ст. 9 ТК ТС и ст. 45 ТК РФ[8], в соответствии с которыми любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, созданы препятствия к их реализации, либо незаконно возложена какая-либо обязанность, в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - членом таможенного союза. Предмет обжалования это конкретное решение, действие (бездействие) в сфере таможенного дела, с принятием, совершением (допущением) которого не согласно лицо, обратившееся с жалобой[9].
Право на обжалования решений, действий (бездействий) государственных органов и их должностных лиц, выражено в форме воздействия лиц на деятельность государственных органов и является гарантией соблюдения прав участников ВЭД, особенно учитывая неравное положение субъектов таможенных правоотношений. Это право может посодействовать повышению уровня принимаемых государственными органами и должностными лицами решений, формированию у них чувства ответственности за принятое решение. Праву участников ВЭД обжаловать решения, действия (бездействие) государственных органов, должностных лиц корреспондирует обязанность этих лиц рассмотреть жалобу и принять решение, которое бы разрешило эти проблемы.
Особенность жалобы в деятельности таможенных органов в том, что основанием для подачи жалобы является нарушение субъективного права соответствующего физического или юридического лица, вовлеченного в сферу организации и осуществления таможенного дела.
При рассмотрении диспозиции ст. 45 ТК РФ можно увидеть, что, правом обжаловать решения, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц наделены:
а) российские и иностранные юридические лица (иностранные организации, которые не обладают статусом юридического лица);
б) российские и иностранные граждане, а также лица без гражданства и лица, имеющие двойное гражданство;
Лицо, обратившееся с жалобой (заявитель):
- физическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган лично; законный представитель физического лица; представитель физического лица по доверенности, адвокат физического лица;
- юридическое лицо, обратившееся с жалобой в таможенный орган через лицо, выступающее от его имени в силу закона или учредительных документов (законного представителя); представитель юридического лица по доверенности; адвокат юридического лица;
в) жалобу вправе подать лицо, которое полагает, что его права и законные интересы нарушены таможенным органом (должностным лицом), либо ему созданы препятствия к их реализации (например, истребованием непредусмотренных документов, несвоевременным принятием решения и т.п.), либо на него возложена какая-либо обязанность;
д) иные лица, упомянутые в ст. 11, 16 ТК РФ.[10]
Положениями Таможенного кодекса Российской Федерации (Глава 7 ТК РФ) всем заинтересованным лицам предоставлено право на обжалование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, формы собственности, а также иных обстоятельств.[11]
Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур критерий непосредственности при обжаловании по таможенным вопросам тоже предусмотрен. Так, согласно правилу 10.2 Генерального приложения право на обжалование имеет любое лицо, права и интересы которого затрагиваются решением или бездействием таможенной службы.[12] Жалоба это обращение физического или юридического лица (в том числе и не озаглавленное как "жалоба"), в котором выражается несогласие с принятым решением, совершенным действием (допущенным бездействием) в сфере таможенного дела, сообщается о нарушении прав, свобод или законных интересов лица, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности и содержится требование о восстановлении нарушенных прав (признание решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица незаконным и их отмена, пересмотр вынесенного решения, обязание принять решение или совершить действие и т.п.), которое может быть как сформировано конкретно, так и вытекать из существа обращения.[13]
Под решением следует понимать правовой акт, исходящий от таможенного органа РФ или его должностного лица, который содержит предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера (приказ, распоряжение, требование и т.п.)
Действие – это результат активного волеизъявления, выраженный в осуществление какой-либо деятельности (от имени таможенного органа РФ или его должностного лица), с которой связано наступление юридических последствий.
Бездействие – является результатом пассивного волеизъявления, выражающийся в невыполнение таможенным органом или его должностным лицом обязанности по принятию определенного решения или совершению определенного действия.
В соответствии с Федеральным законом "О службе в таможенных органах Российской Федерации[14]" должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды.[15]
Физическим и юридическим лицам предоставлена возможность выбора первоначального пути обжалования, это суд общей юрисдикции и арбитражный суд, либо вышестоящий таможенный орган.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, а частью 2 ст.46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.[16] Возможность обращения в суд за защитой прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.
Статьей 1 Закона РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" также установлено, что, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы.[17] Закрепляя основные способы обжалования, пункт 1 статьи 46 ТК РФ предусматривает возможность досудебного и судебного обжалования т.е. обращение с жалобой в таможенные органы и в суд соответственно. ТК РФ устанавливает демократичный – альтернативный порядок обжалования, соответственно которому лицо самостоятельно, обращаться с жалобой непосредственно в суд либо сначала в таможенный орган, а потом в суд (арбитражный суд или суд общей юрисдикции). [18]
Порядок обжалования определяется самостоятельно лицом. Соответственно абзацу второму пункту 1 статьи 46 подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд. Заявление в суд (арбитражный суд) может быть подано как сразу, минуя стадию обжалования в вышестоящий таможенный орган, так и после получения отказа вышестоящим органом, при этом необходимо обжаловать сразу решения как нижестоящего, так и вышестоящего таможенного органа.
Информация о работе Обжалование действий, бездействий таможенных органов и их должностных лиц