Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 05:47, курсовая работа
Львиную долю судебных процессов с участием таможенных органов составляют процессы по оспариванию ненормативных правовых актов, действий (случаев бездействия) таможенных органов, а также обжалование постановлений по делам об административных правонарушениях. Дела, возникшие по иным основаниям (возмещение убытков, взыскание процентов за несвоевременный возврат денежных средств, оспаривание нормативных актов и т.д.) составляют крайне незначительное количество в общей массе судебных дел.
Введение………………………...……………………………………….………3-4
1. Право и порядок обжалования……………………………………………..5-13
2. Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы...........14- 21
3. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица………………………………………………….22-31
Заключение……………………………………………………………….…..32-34
Список использованных источников……………………………………….35-36
Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух условий:
1. заявитель полагает, что оспариваемое решение, действие (бездействие) не соответствует законодательству РФ;
2. данное решение, действие (бездействие) нарушает права и законные интересы заявителя, незаконно возлагает на него дополнительные обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Что бы избежать принятия по одному спору двух решений законодатель отдаёт приоритет в принятии решения по жалобе суду.[19] В течение трех дней со дня получения таможенным органом, рассматривающим жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы, которая была подана в таможенный орган (пп.3 п.1 ст.52 ТК РФ).
Значительно уменьшена возможность необъективного ведомственного влияния на окончательное решение, так как в соответствии с принципом разделения властей судебные органы независимы ни от одной из ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости, это является несомненным достоинством судебной защиты прав. Существенными правовыми гарантиями должно является отсутствие у суда заинтересованности в исходе дела, подчинение его только закону, гласность судопроизводства, исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса, что обеспечивает всесторонность, объективность и полноту рассмотрения спора по существу.
Тем не менее, обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по вопросу обжалования решений (действий) таможенных органов, должностных лиц не требует каких либо затрат и может быть эффективным и быстрым, а для подачи заявления или жалобы в суд нужно оплатить государственную пошлину. Практика показывает чрезвычайную загруженность судов РФ большим количеством жалоб, а следовательно судебное разбирательство, как правило, быстрым не бывает.
Преимуществами внесудебного порядка обжалования также служат оперативность рассмотрения, простота, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа, что при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора.
Но и ведомственное обжалование имеет некоторые преимущества по сравнению с разбирательством в судебном порядке. Например, при ведомственном обжаловании предусмотрена более простая форма жалобы, не нужно элементарно предоставлять документы, которые бы подтверждали доводы жалобы. Заявление рассматривается быстрее и отсутствует необходимость личного участия заявителя. Немаловажно и что решение вышестоящего таможенного органа или должностного лица по жалобе вступает в силу немедленно после его вынесения, и, заявитель сохраняет за собой право последующего обжалования решения таможенного органа или его должностного лица в судебном порядке.
Таким образом, следует вывод, что выбор между ведомственным и судебным порядком обжалования предоставлен лицу, подающему жалобу, а следовательно и процедуру лицо выбирает более удобную для себя, а не ту, которую его обязывают выбрать.
Для граждан любая вышестоящая инстанция представляется более справедливой. Для дел, рассмотренных мировыми судьями, это может быть либо апелляционная, либо надзорная инстанция, а дела, рассмотренные в районном суде, могут быть обжалованы в кассационном или надзорном порядке.
Когда гражданин обращается в вышестоящую инстанцию, он надеется, что добьется подтверждения своей правовой позиции по конкретному делу. Если же человек исчерпал все предусмотренные законом возможности правовой защиты внутри страны, он может обратиться в Европейский Суд. Но здесь надо понять, что ЕСПЧ не подменяет национальную судебную систему, а рассматривает дела с точки зрения соблюдения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, то есть, имелись нарушения этих прав или нет. Главное отличие работы судей в ЕСПЧ и российских судах - руководство не только текстом Конвенции, но и прецедентами по ее применению. Знание не только "своей" правовую систему, но и понимание логики других правовых систем, соизмеряя это знание и понимание со стандартами Конвенции.
Все чаще мы получаем сообщения, что гражданину России удалось отстоять свои права в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ). Нередко это фактически означает, что позиция российских судов, ранее рассматривающих дело, была неверной. Россия занимает 1-е место по общему числу жалоб в ЕСПЧ и 18-е место по числу этих жалоб на душу населения. По данным на 1 января 2010 года Россия является самым крупным «поставщиком» дел в Страсбургский суд. По данным на 1 января 2010 года, на рассмотрении в ЕСПЧ находилось 33 550 жалоб в отношении России.
Судья от России в ЕСПЧ Анатолий Ковлер объясняет такое большое количество жалоб, прежде всего проблемами национальных правовых систем, не справляющихся с потоком исков своих граждан. Кроме того, нельзя исключать и известного социологам "демонстративного эффекта", когда человек узнает из СМИ или от знакомых о положительном решении в Страсбурге дела, похожего, по его мнению, на его случай.
Основные мотивы жалоб россиян обращающихся в ЕСПЧ, по его мнению:
- неисполнение судебных решений национальных судов;
- неисполнение с последующей отменой в надзоре вступивших в законную силу судебных решений;
В России нередко пишут и говорят о том, что доверие к российскому правосудию падает. Чтобы его повысить, прежде всего, необходимо, побороть правовой нигилизм, как со стороны "властей", так и со стороны "народа". Этот нигилизм передавался из поколения в поколение из-за попирания элементарных принципов справедливости и беспристрастности суда как института общества.
Повсюду в мире происходит "десакрализация" суда (в России — тревожно быстро). Хотя издревле общества могли обходиться без царей, парламентов, армии, без судов — никогда...
Порядок и сроки подачи жалобы. Форма и содержание жалобы
Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа предусмотрена в таможенный орган вышестоящий, а жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подаётся в таможенный орган, должностным лицом которого оно является. Решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа обжалуется в таможенный орган вышестоящий (ст. 47 ТК РФ). Система таможенных органов в данной связи определена в ст. 404 ТК РФ.
Вышестоящий таможенный орган:
для таможенного поста - таможня, в подчинении которой находится таможенный пост;
для таможни, находящейся в подчинении регионального таможенного управления, - соответствующее региональное таможенное управление;
для таможни, непосредственно подчиненной ФТС России, - ФТС России;
для регионального таможенного управления - ФТС России;[20]
Структура системы различается в зависимости от того, что является предметом обжалования. Так, решение, действие (бездействие) таможенного органа обжалуется в вышестоящий таможенный орган, а решение, действие (бездействие) должностного лица – в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это должностное лицо. [21]
Жалоба, подлежащая рассмотрению вышестоящим таможенным органом, может быть подана в этот орган как непосредственно, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется, в соответствии с п.1 ст.47 ТК РФ. В первом случае таможенный орган на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет её в вышестоящий таможенный орган и вышестоящий таможенный орган направляет в нижестоящий таможенный орган запрос о предоставлении материалов, необходимых для рассмотрения жалобы по существу. Во втором случае нижестоящий таможенный орган, получивший жалобу, направляет названные документы одновременно с жалобой в трёхдневный срок. Направление жалобы по принадлежности - направление жалобы для рассмотрения нижестоящим таможенным органом в вышестоящий таможенный орган, вышестоящим таможенным органом в нижестоящий таможенный орган, таможенным органом одного региона деятельности в таможенный орган другого региона деятельности;
Нижестоящий таможенный орган:
для ФТС России - все таможенные органы;
для регионального таможенного управления - подчиненные таможни и таможенные посты;
для таможни - подчиненные таможенные посты;
Каждый из вариантов имеет свои преимущества. Подача жалобы через таможенный орган, сократит время рассмотрения жалобы, т.к. исключает направление запроса документов из вышестоящего органа, а также, может быть удобна для лиц, не обладающих информацией о наименовании вышестоящего таможенного органе, его месторасположении и т.д. В случае недоверия со стороны участника внешнеэкономической деятельности таможенному органу, принявшему обжалуемое решение, совершившему действие (бездействие), жалоба может быть подана в вышестоящий таможенный орган непосредственно. Любой из вариантов подачи жалобы в вышестоящий орган не влияет на течение сроков рассмотрения жалобы, которые исчисляются со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать жалобу.
При нарушении прав, свобод и законных интересов решениями, действиями (бездействием) конкретного должностного лица таможенного органа законом предусмотрено два порядка обжалования: общий и упрощенный (ст.57 ТК РФ). Предложенный в ст. 57 ТК РФ порядок является новинкой для таможенного законодательства, и для системы обжалования в целом. Призван же упрощенный порядок облегчить процедуру обжалования в случаях, не требующих долгого разбирательства, а также предусматривает подачу устной жалобы вышестоящему должностному лицу и ее безотлагательное рассмотрение на месте возникновения спорной ситуации.
Применяется упрощенный порядок обжалования при соблюдении следующих условий в совокупности:
- предмет обжалования это решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного поста (в том числе начальника таможенного поста) или таможни. Обжалование решений региональных таможенных управлений, а также ФТС России и их должностных лиц в упрощенном порядке не предусмотрено;
- обжалуемое решение, действие (бездействие) принято в связи с перемещением через таможенную границу одного транспортного средства или товаров, стоимость которых не превышает 1,5 млн. руб.
Обращение к вышестоящему должностному лицу с жалобой в устной форме на решение, действие (бездействие) его подчиненного является основанием для немедленных действий этого лица по рассмотрению жалобы. Формулировка "подлежит безотлагательному рассмотрению", установленная в статье, не обозначает возможности продления срока рассмотрения жалобы,
которая предусмотрена процедурой рассмотрения жалобы в общем порядке обжалования.
В отличие от письменной устная форма жалобы не подразумевает соблюдение каких-либо конкретных требований по её содержанию кроме тех, которые должны быть отображены в зависимости от обстановки.
Гарантией того, что устная жалоба не останется без внимания со стороны лица, которому её адресовывают является составление акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке, и за лицом закреплено право, требовать составления такого акта. Акт о рассмотрении жалобы, является документом, в котором содержатся все нужные сведения об обстоятельствах обжалования (с указанием данных о заявителе, существе дела и принятом решении по жалобе).
Способ направления жалобы действующим законодательством не определён. Лицо имеет право и лично доставить жалобу в канцелярию (отдел документационного обеспечения) соответствующего таможенного органа.
ТК РФ в ст. 48 предусмотрел трехмесячный срок (хотя общий срок исковой давности составляет 3 года), в течение которого решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в порядке ст.47 ТК РФ. Отсюда следует, что жалоба может быть подана в течение трех месяцев:
- со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;
- со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с Таможенным кодексом РФ.[22]
Трехмесячный срок для обжалования в сфере таможенного дела аналогичен сроку, устанавливаемому для обжалования решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц (статья 256 Гражданского процессуального кодекса РФ[23], статья 5 Закона Российской Федерации «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»[24]). Такой же, срок закреплен и налоговым законодательством (пункт 2 статья 139 Налогового кодекса РФ[25]).
Если заинтересованное лицо полагает, что решением таможенного органа нарушены его права, то моментом, с которого они нарушены, считается дата принятия данного решения. Но для подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган на такое решение имеет существенное значение установление дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.
Если имеются обстоятельства позволяющие полагать, что лицо не знало и не должно было знать о нарушении своих прав решением, действиями (бездействием) таможенного органа или его должностных лиц в момент, когда они становятся неправомерными, трехмесячный срок рассчитывается с того момента, когда лицо узнало о том, что его права были нарушены.
Информация о работе Обжалование действий, бездействий таможенных органов и их должностных лиц