Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа.docx

— 220.58 Кб (Скачать)

1) экономической   безопасности   (при   незаконном       вывозе стратегически важных  сырьевых товаров); .  2) общественной  безопасности  (при  незаконном  перемещении наркотических   средств,   психотропных   и      др.   веществ, огнестрельного  оружия и т.д.);

3) национальной   безопасности       Кыргызстана,   безопасности 
мирового    сообщества (при незаконном    вывозе или ввозе оружия     массового     поражения,  а  также   материалов  и оборудования, используемых при его создании);

4) интересам культуры (при контрабанде культурных ценностей). 
Важное     правовое  значение     для  характеристики  объекта

контрабанды и преступления в целом не имеет предмет преступления. В зависимости от него законодатель выделяет два вида контрабанды, дифференцируя  наказание за них.

В качестве предмета контрабанды   первого вида названы любые товары   и   иные   предметы,   находящиеся      в   свободном   обороте: промышленные и продовольственные товары, предметы хозяйственно-бытового назначения, валюта, валютные ценности, ювелирные изделия, транспортные средства, алкогольные напитки, табачные изделия и др.

В качестве предмета второго вида контрабанды дан исчерпывающий перечень товаров и иных предметов, изъятых полностью или частично из свободного гражданского оборота (наркотические средства, психотропные, сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, радиоактивные или взрывчатые вещества, вооружение, ядерное, химическое, биологическое и другие виды оружия массового поражения), а также в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу (материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, стратегически важные сырьевые товары, культурные ценности).

Объективная сторона контрабанды заключается в перемещении через таможенную границу Кыргызской Республики, т.е. в вывозе с территории Кыргызстана (экспорте) или ввозе на ее территорию (импорте) указанных в ч1 .или 2 ст. 204 УК товаров или иных предметов любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. Как правило, контрабанда совершается в форме активных действий, но не исключены случаи совершения ее и путем преступного бездействия. Такие ситуации возникают, когда преступление выполняется усилиями нескольких соучастников, в том числе в составе организованной группы, где роль отдельных соучастников может быть не связана с совершением действий по непосредственному перемещению товаров через таможенную границу.

Оконченным преступлением контрабанду надлежит считать с того момента, когда товары или иные предметы были фактически перемещены

через таможенную границу  Кыргызстана, т.е. были ввезены на ее таможенную территорию либо были вывезены с нее не территорию другого государства, свободной таможенной зоны или на свободный склад.

При контрабанде возможны стадии приготовления (кроме охватываемой ч.1.ст.204 УК, поскольку согласно УК, оно уголовно наказуемо) и покушения. Как приготовление к контрабанде надлежит рассматривать, например, действия по незаконному получению лицензии на вывоз стратегически важных сырьевых товаров, наркотических средств, свидетельства на вывоз культурных ценностей; оборудование тайников; склонение других лиц к совместному совершению контрабанды и другие действия, направленные на создание условий для совершения данного преступления. Следует, однако, отметить, что в силу большой латентности приготовительных действий и значительных трудностей их доказывания уголовные дела на данной стадии возбуждаются крайне редко.

Судебная практика признает контрабанду оконченным преступлением  с момента фактического пересечения  товаром таможенной границы Кыргызстана.

Отмеченное позволяет, таким образом, признавать контрабанду  оконченным преступлением лишь после  фактического перемещения предметов  контрабанды через таможенную границу  как при ввозе (импорте) на территорию Кыргызской Республики, так и при  вывозе (экспорте) из Кыргызской Республики. До тех пор, пока такое перемещение  не завершилось, содеянное содержит признаки соответственно лишь приготовления  к контрабанде или покушения  на нее, независимо от места пресечения выявленного преступления.

Субъектами контрабанды могут быть физические, вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста, независимо от гражданства.

В качестве специальных  субъектов одного из квалифицированных  видов контрабанды признаются должностные, совершившие преступление с использованием своего служебного положения.

Субъективная сторона контрабанды характеризуется умышленной формой вины. Прямой умысел виновного включает сознание фактических обстоятельств преступления.

В предусмотренных  законом случаях виновный должен также сознавать соответствующие  отягчающие обстоятельства (ч.З и 4 ст. 204 УК КР), стадию осуществления преступного  намерения, факт совершения преступного  намерения в соучастии с другим лицом.

Мотив и цель при контрабанде правового значения для классификации преступления не имеют. Чаще всего при контрабанде  они носят корыстный характер, желание и стремление обогатиться  незаконным путем, однако быть и иными.

Квалифицированные виды контрабанды. Первый вид квалифицированной контрабанды (ч.З ст. 204 УК КР) включает такие признаки, как совершение ее неоднократно или должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль.

Второй вид  квалифицированной контрабанды  включает более тяжкий признак - совершение преступления организованной группой.

Неоднократность означает совершение лицом единолично или совместно с другими лицами противоправных действий два раза или более, если за ранее совершенное преступление оно не было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности либо судимость за ранее совершенное лицом преступление не была погашена или снята.

Совершение контрабанды должностным  лицом с использованием своего служебного положения означает, что исполнителями преступления могут быть служащие государственного или муниципального органа (предприятия, учреждения, организации), являющиеся представителями власти, либо выполняющие исполнительно- распорядительные или административно-хозяйственные   функции   постоянно, временно или   по специальному        поручению.        Следовательно, субъектами квалифицированного вида контрабанды могут быть должностные лица, в обязанности которых входит осуществление контрольных функций и иных требований таможенного законодательства. Прежде всего, это должностные лица таможенных органов, контрольно-пропускных пунктов пограничной службы; должностные лица, деятельность которых связана с постоянным перемещением товаров, транспортных средств, иных предметов через таможенную границу (начальники железнодорожных поездов, командиры экипажей самолетов, директора международных выставок и т.п.), должностные лица - представители высших органов государственной власти, пересекающие границу в связи с исполнением служебных обязанностей.

Использование своего служебного положения при контрабанде  означает, что какое-либо из числа  названных должностное лицо вопреки  интересам службы совершает вытекающие из его полномочий действия по незаконному  вывозу или ввозу предметов контрабанды, либо по устранению препятствий на пути совершения данного преступления, либо по облегчению его совершения самим или другими лицами и  т.п.

Совершение контрабанды с применением  насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль. Для квалификации контрабанды по признаку применения насилия важно установить наличие не только самого факта насилия и его вида (физического или психического), но и степень насилия. Физическое насилие может заключаться в нанесении удара или множества ударов - побоев, а также может повлечь за собой легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего, что охватывается составом контрабанды. Психическое насилие заключается в угрозе причинения физического насилия независимо от степени его тяжести.

Совершение контрабанды организованной группой признается наиболее опасным видом данного преступления, влекущего самое суровое наказание. Указанное обстоятельство имеет место, когда в совершении контрабанды участвуют два или более лица, которые заранее договорились о месте, времени, способе совершения преступления, условились выполнять одинаковые роли - были соисполнителями преступления либо распределили между собой преступные функции. Несмотря на наличие в таких случаях исполнителей преступления, пособников, организаторов, действия каждого из них квалифицируется по ч.4 ст. 204 УК.

Признаком организованной группы при контрабанде наряду с  распределением ролей между ее участниками  является также ее устойчивость, т.е. наличие у всех участников группы единого умысла на совершения ряда преступлений либо одного, но требующего длительной подготовки.

Наказание за контрабанду  по ст.204 УК предусмотрено:

по части 1 - в виде лишения свободы  на срок до пяти лет; по части 2 - в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества  или без таковой;

Более строгое наказание может  быть назначено за квалифицированные  виды преступления:

по части 3 - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой;

по части 4 - лишение свободы на срок от семи до двенадцати лет с  конфискацией имущества.

Невозвращение на территорию Кыргызской Республики предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Кыргызской Республики и зарубежных стран

Ответственность за данное преступление установлена в целях сохранения культурного наследия народов Кыргызстана, а также защиты культурных ценностей  от незаконного вывоза и передачи прав собственности.

Согласно ст. 206 УК преступлением  признается невозвращение в установленный срок на территорию Кыргызской Республики предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Кыргызской Республики и зарубежных стран, вывезенных за ее пределы, если такое возвращение является обязательным и в соответствии с действующим законодательством Кыргызской Республики.

Объектом преступления является монополия государства на 
перемещение     предметов художественного,     исторического     и

археологического  достояния народов Кыргызской Республики и зарубежных стран, а не монополия  государства на владение и распоряжение ими, как считают некоторые авторы. Права физических и юридических  лиц -собственников культурных ценностей  в таких случаях ограничены действующим  законодательством не в полной мере, а лишь в части права перемещения  культурных ценностей за пределы  территории Кыргызской Республики. Права  владения и пользования ими государством не монополизировано.

Предметом данного преступления могут быть культурные ценности, перечисленные во Временной Инструкции КР «О порядке контроля за вывозом из Республики Кыргызстан культурных ценностей».

В силу их исторического, художественного, научного и иного культурного значения разрешается лишь их временный вывоз  за пределы таможенной территории Кыргызстана.

Культурные  ценности, отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов  Кыргызской Республики вывозу (даже временному) из Кыргызстана не подлежат, в связи  с чем предметом анализируемого преступления быть не могут.

Временный вывоз культурных ценностей в  рамках международного сотрудничества Кыргызстана с другими государствами  осуществляется музеями, архивами, библиотеками, другими юридическими и физическими  лицами для организации выставок, осуществления реставрации, научных  исследований, в связи с театральной  или иной артистической деятельностью  и в других необходимых целях.

Порядок временного вывоза культурных ценностей  с обязательством их обратного ввоза  в оговоренный срок строго регламентирован  Временной инструкцией «О порядке  контроля за вывозом из Республики Кыргызстан культурных ценностей».

Ходатайства    собственников культурных    ценностей     или

уполномоченных  ими лиц о временном вывозе рассматривают и выдают свидетельства  направо их временного вывоза соответствующий  отдел и управление Министерства образования и культуры КР и подведомственные им учреждения.

Если  ходатайство о временном вывозе касается культурных ценностей, содержащих драгоценные металлы и драгоценные  камни, архивных материалов либо оружия, являющегося культурной ценностью, то свидетельство на право временного вывоза выдается по согласованию соответственно с Управлением по драгоценным металлам КР, с архивным ведомством Кыргызстана и МВД КР.

Объективная сторона преступления выражается в преступном бездействии лица, т.е. в не совершении им предписанных законом действий - по истечении установленного срока возвратить (ввезти) на территорию Кыргызской Республики культурные ценности, временно вывезенные им за ее пределы.

Причем  такое бездействие лица признается преступным лишь в случаях наличия  у него объективной и субъективной возможности выполнить взятые на себя обязательства. Если же бездействие  было обусловлено, например стихийным  бедствием (временно вывезенные культурные ценности сгорели во время пожара галереи, где они экспонировались; были разрушены при авиакатастрофе и др.) либо тяжелой болезнью лица, то оно не наказуемо, поскольку явилось  следствием непреодолимой силы.

Преступление признается оконченным с момента истечения установленного срока временного вывоза культурных ценностей.

Субъект преступления - общий, т.е. может быть физическое, вменяемое лицо старше 16 лет, независимо от гражданства.

Субъектами  преступления могут быть работники  музеев, архивов, библиотек и других государственных и муниципальных  хранилищ культурных ценностей, уполномоченные на временный их вывоз; представители  юридических лиц, не входящих в систему  государственных и муниципальных  органов, и частные граждане - собственники временно ввозимых культурных ценностей  либо их уполномоченные (представители).

Информация о работе Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики