Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 09:46, дипломная работа

Описание работы

Сегодня таможенные органы играют важную роль в мировой торговле. Их основными задачами являются администрирование политики внешней торговли, применение тарифных и нетарифных мер регулирования, обеспечение соблюдения положений таможенного законодательства. Кроме того, таможенные органы обеспечивают защиту государственной безопасности Кыргызской Республики в пределах своей компетенции, принимают меры по борьбе с контрабандой и пресечению незаконного оборота товаров через таможенную границу Кыргызской Республики.

Работа содержит 1 файл

Дипл.работа.docx

— 220.58 Кб (Скачать)

процедурных (процессуальных) правил для решения наиболее ответственных  вопросов.  Все это в совокупности направлено на обеспечение оперативности, обоснованности, законности и справедливости, принимаемых названными органами решений  о применении  юридических  мер  воздействия, направленных  на охрану права от уже допущенных или предполагаемых нарушений.

        С  учетом  сказанного  можно определить  понятие того,  что принято  считать правоохранительной деятельностью.  Как  видно  по  приведенным  признакам и их краткой характеристике, к ней следовало бы относить  такую государственную деятельность, которая осуществляется с целью  охраны права  специально  уполномоченными  органами путем применения юридических  мер воздействия в строгом  соответствии с законом и при  неуклонном соблюдении установленного  им порядка.

       Вопрос  о задачах правоохранительной  деятельности,  как и вопрос  о ее содержании,  пока что  в законодательном порядке не  решен. Но это не значит, что  у нее нет своих задач.  Они  есть,  и о них можно судить  по содержанию ряда  законодательных  актов,  в которых в той или  иной мере решаются вопросы  организации и основ деятельности  различных правоохранительных органов.  К таким актам можно отнести,  например, Закон о безопасности, Закон о милиции,  Закон о  судоустройстве, Уголовно-процессуальный  кодекс и другие. В статье 1 Закона  о безопасности, в частности, подчеркнуто,  что основными объектами,  которые  должны  защищаться системой государственных  органов, являются: личность - ее  права и свободы; общество - его  материальные и духовные ценности;  государство  его  конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

1.3.  Оперативно-розыскная  деятельность

 таможенных органов

Разновидности специальной деятельности и "обслуживающих" их научные теории: разведывательная, контрразведывательная, сыскная (милицейская) - знакомы теоретикам и практикам  правоохранительных органов и специальных  служб долгое время, поэтому термины "оперативно-розыскная деятельность "и" теория оперативно-розыскной  деятельности" не являются для них  абсолютно неизвестными, хотя и понимаются пока неоднозначно1.

В развивающемся же таможенном деле КР оперативно-розыскная деятельность (ОРД)-это совершенно новая область познания и неизведанная сфера деятельности, требующая постепенного освоения.

Впервые осуществление оперативно-розыскной  деятельности таможенными органами было предусмотрено в ст. 240 ТК КР от 30-июля 1997 года и в соответствии с Законом КР «Об оперативно-розыскной  деятельности в Кыргызской Республики», принятым 5 октября 1998 года. В ТК не раскрывается содержание оперативно-розыскной деятельности таможенных органов.

В соответствии с Законом "Об ОРД в КР" - оперативно-розыскная деятельность осуществляется гласно и негласно уполномоченными на то государственными органами и подразделениями в тех случаях, когда иным путем невозможны выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, в том числе, сокрытие доходов от налогообложения и уклонение от уплаты налогов, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (ст. 1).

Таким образом, под оперативно-розыскной  деятельностью понимается специальная  деятельность, с помощью негласных  сил, средств и методов, по добыванию  и использованию информации о  признаках и фактах подготавливаемых, совершаемых и совершивших посягательств  на интересы безопасности личности, общества и государства.

Современная организованная преступность, и это  уже общепризнано, в рамки прежних  представлений об уголовном мире не укладывается. Она потому и называется организованной, потому что криминальные формирования имеют стройную иерархию и подчиненность, специализированные звенья разведки и контрразведки, информационное обеспечение и т.д. Можно сказать, что это своего рода мощный аналог спецоргана, требующий к себе весьма серьезного отношения, как к сильному и опасному противнику и равнозначной методики противодействия. В связи с этим целесообразно поступил законодатель, уполномочив таможенные органы КР заниматься ОРД.

Контрабанда во все времена была наиболее изощренным и сложным для раскрытия преступлением, в осуществлении которого использовались разнообразные тайные приемы и ухищрения. В настоящее время этой ухищренности в значительной степени способствует высокая техническая оснащенность преступных сообществ, нередко превосходящая  техническую вооруженность правоохранительных органов1.

До 1997 г. таможенные органы были лишены возможности  самостоятельного принятия адекватных мер борьбы с контрабандой и полагались лишь на информацию "компетентных органов", и профессиональное мастерство при  осуществлении таможенного контроля. С принятием Таможенного кодекса  от 1997 года и Закона "Об ОРД" оперативные  подразделения таможенных органов  КР получили право осуществления специальных мер в отношении преступных структур, проведения оперативно-розыскных мероприятий, использования специфических средств и методов борьбы с организованной преступной деятельностью в зоне ответственности таможни.

В ст. 7 Закона "Об ОРД КР" детализированы полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Таможенным органом КР предоставлено право в соответствии с правилами конспирации применять-

    1. опрос граждан;
    2. наведение справок;
    3. сбор образцов для сравнительного исследования;
    4. проверочные закупки;
    5. исследование предметов и документов;
    6. оперативное наблюдение;
    7. отождествление личности;
  1. обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности 
    и транспортных средств;
  1. контролируемые поставки (проверочные поставки);
    1. оперативное внедрение;
    1. оперативный эксперимент;
    2. оперативная установка.

Перечень  этих действий является исчерпывающим  и может быть изменен или дополнен только законом.

Одновременно  в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий могут использоваться информационные системы, видео и  аудиозапись, кино и фотосъемка, а  также другие технические средства, не причиняющие вреда жизни и  здоровью личности и окружающей среде.

Для проведения оперативно-розыскных мероприятий  необходимы законные основания. Под  основаниями понимаются тактические  данные, указывающие на подготовку либо совершение преступления. Применительно  к деятельности таможенных органов  основаниями для проведения ими  оперативно-розыскных мероприятий  согласно ст. 8 Закона «Об оперативно-розыскной  деятельности» являются: наличие  возбужденного уголовного дела;

  • ставшие известными таможенным органам сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов КР;
  • поручения следователя, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
  • запросы других органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
  • запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами (соглашениями) о правовой помощи.

Закон (ст. 9) устанавливает, что, если иное не оговорено законом, оперативно-розыскные  мероприятия на территории КР могут  проводиться в отношении лиц  независимо от их гражданства, национальности, пола, места жительства, социального  и имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и политических убеждений.

Одновременно  этой же статьей введены определенные ограничения на проведение оперативно-розыскных  мероприятий, затрагивающих охраняемые законом тайну переписки, телефонных и иных переговоров, телеграфных  сообщений, а также право на неприкосновенность жилища. Такие оперативно-розыскные  мероприятия допускаются лишь для  сбора информации о лицах, подготавливающих или покушающихся на тяжкие преступления, совершающих или совершивших  тяжкие преступления, а также допустивших  уклонение от уплаты налогов либо сокрытие доходов от налогообложения  в особо крупных размерах.

Например, контрабанда ведение дознания и  следствия по которым отнесено к  компетенции таможенных органов, в  соответствии с УК относятся именно к категории тяжких преступлений.

Оперативно-розыскные  мероприятия проводятся по мотивированному  постановлению одного из руководителей  таможенного органа, осуществляющего  оперативно-розыскную деятельность. Перечень категорий таких руководителей  установлен ГТИ.

При решении  задач оперативно-розыскной деятельности таможенные органы, как и иные органы, уполномоченные ее осуществлять, на основании  ст. 18 и 20 Закона вправе устанавливать  на безвозмездной либо контрактной  основе отношения конфиденциального  сотрудничества с лицами при их согласии. Такое сотрудничество можно устанавливать  с совершеннолетними дееспособными  лицами независимо от их гражданства, национальности, пола, социального, должностного и имущественного положения, образования, принадлежности к общественным объединениям, политических и религиозных убеждений. Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контрактной основе народных депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, священнослужителей и полномочных  представителей, официально зарегистрированных религиозных объединений.

Лица, содействующие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, находятся под защитой государства. Сведения о таких лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе, являются государственной тайной и могут быть преданы гласности  только с письменного согласия этих лиц или в других случаях, прямо  предусмотренных законом (ст. 21).

По  договору или устному соглашению органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность, в том числе и  таможенные органы, могут использовать в ходе оперативно-розыскных мероприятий  служебные помещения, имущество  предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые  и нежилые помещения, транспортные средства и иное имущество частных  лиц (п. 4 ст. 18). П. 4 ст. 18 предоставляет  право таможенным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, использовать в целях конспирации  документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную  принадлежность подразделений, помещений  и транспортных средств, используемых в оперативно-розыскной деятельности, а также личность граждан, сотрудничающих с ними на конфиденциальной основе.

результаты  оперативно-розыскной деятельности могут быть использованы в ходе предварительного следствия в качестве доказательств  по уголовным делам после их проверки в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Оперативно-розыскные  меры являются острым оружием в борьбе с преступностью, особенно с ее организованными  формами. Вместе с тем вполне допустимо  предположить возможность злоупотребления  предоставленными им правами со стороны  недобросовестных сотрудников правоохранительных органов. Чтобы избежать этого, в  Законе «Об оперативно-розыскной  деятельности в Кыргызской Республики»  предусмотрен не только ведомственный, но и прокурорский, и парламентский  контроль за этим специфичным видом  государственной деятельности. За проведением  некоторых видов оперативно-розыскной  деятельности, как было указано выше, осуществляется и судебный контроль. Для соблюдения законности при оперативно-розыскной  деятельности существенными являются следующие законодательные положения. В соответствии со ст. 19 Закона должностное  лицо, уполномоченное на осуществление  оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий подчиняется только непосредственному и прямому  начальнику. При получении приказа  или указания, противоречащего закону, должностное лицо обязано руководствоваться законом, а если у него имеются основания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло бы быть совершено преступление,— сообщить об этом в вышестоящий орган или прокуратуру.

Согласно  ст. 6 Закона лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, вправе истребовать от органа, осуществлявшего  в отношении него оперативно-розыскные  мероприятия, сведения о характере  полученной информации, однако не любой, а в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих разглашение  государственной тайны. При отказе в предоставлении запрошенных сведений либо получении их не в полном объеме данное лицо вправе обжаловать эти  действия в судебном порядке.

На  территории КР право осуществлять оперативно-розыскную  деятельность наряду с таможенными  органами предоставлено: органам внутренних дел, органам службы национальной безопасности, органам военной разведки министерства обороны, органам финансовой полиции  и органом государственной охраны Кыргызстана.

"Борьба  с контрабандой, прежде понимаемая  как ее обнаружение и изъятие  с помощью таможенной технологии, с внедрением специальной методики  обретает иной смысл. Методы  оперативно-розыскной деятельности  позволяют выявлять признаки  и факты подготавливаемой контрабандной  операции и организованного таможенного  правонарушения на дальних подступах  к таможенной границе, своевременно  вскрывать механизм преступного  замысла, предупреждать или пресекать  его"1.

Информация о работе Методы выявления и правовая оценка правонарушений в области таможенного дела Кыргызской Республики