Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа
Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32
Список использованных источников…………………………………………33-34
ФТС России издает также многочисленные юридические документы, не содержащие норм права и не являющиеся источниками таможенного права.
Наряду
с законодательством
Поскольку обычаи, как правило, не зафиксированы в документах, участники таможенных отношений имеют право доказывать наличие обычая или оспаривать его существование, используя весь арсенал доказательств, предусмотренных правом.
Разъяснения по вопросам административной и судебной практики в таможенной сфере, которые дают высшие административные (исполнительные) и судебные органы, не являются источниками таможенного права, хотя и оказывают большое влияние на правовое регулирование таможенных отношений.
В
результате изучения и обобщения
практики применения таможенного законодательства
ФТС России, Высший Арбитражный Суд РФ
направляют информационные письма, обзоры,
рекомендации и другие документы. Такого
рода документы выявляют условия правильного
применения таможенного законодательства,
способствуют уяснению смысла таможенных
норм и тем самым существенно влияют на
осуществление таможенной деятельности
и реализацию таможенного законодательства.
[13, 20]
3. Место и значение таможенного права в системе российского права
До настоящего времени ученые не пришли к единому мнению относительно места таможенного права в системе российского права.
К.К. Сандровский и Л.Л. Марков определяют таможенное право как подотрасль административного права. [18]
Д.Н. Бахрах делает «однозначный вывод: таможенное право – это институт административного права». [9, 10]
Основания
отнесения таможенного права
к тому или иному элементу системы
права происходит, как правило, по
двум критериям: наличие собственного
предмета и метода. Под предметом
правового регулирования
Таким образом, природа общественных отношений определяет метод правового воздействия на них. Однако общественные отношения как таковые - теоретическая абстракция. В реальной жизни существуют конкретные отношения того или иного вида. Но тогда, логично предположить, и метод правового регулирования как таковой также представляет собой лишь теоретическую абстракцию, и в реальной жизни должно существовать столько методов, сколько существует видов общественных отношений, подвергающихся юридическому воздействию. И теория права, являющаяся обобщенным отражением объективных процессов общественного и, в частности, правового развития, свидетельствует, что в принципе дело обстоит именно так. Как правило, специфика отдельных видов общественных отношений обусловливает специфику методов юридического воздействия на них, а следовательно, и особенности правовых норм. В результате последние, группируясь по неодинаковым признакам, оказываются распределенными по разным классам, каждый из которых объединяет лишь нормы с общими свойствами. Теория называет такой класс отраслью права, понимая под ней совокупность юридических норм, регулирующих один и тот же вид общественных отношений при помощи определяемого им метода. [19]
Ученые, которые утверждают, что таможенное право не является самостоятельной отраслью права, исходят из следующих доводов. В таможенном праве господствует административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Гражданско-правовому методу регулирования в таможенном праве практически нет места. А раз метод регулирования – административно-правовой, значит, и место таможенному праву в административном праве. [9, 10]
Авторы,
относящие таможенное право к
отрасли административного
Ю.А.
Воробьев, Б.Н. Габричидзе и др. обосновывают
возможность выделения
1) таможенное право имеет свой предмет регулирования – широкий круг общественных отношений в таможенной сфере. Будучи разнородными по своему составу, все эти отношения интегрированы в определенную специфическую общность – таможенные отношения – одним систематизирующим признаком: перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ. Поэтому таможенные отношения, являясь комплексным образованием, тем не менее составляют единое целое и выделяют в качестве самостоятельного предмета комплексной отрасли таможенного права.
2) у таможенного права есть свой круг субъектов регулирования. Участниками регулируемых таможенным правом общественных отношений является широкий круг лиц, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ: таможенные органы, лица, перемещающие товары – их собственники, покупатели, владельцы либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения действий по ввозу или вывозу товаров, декларанты, брокеры, владельцы складов временного хранения, перевозчики и др.
3) таможенное право имеет свой круг объектов регулирования – товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу;
4) для таможенного права характерен комплексный метод регулирования, сочетающий административно-правовой и гражданско-правовой методы. Поскольку таможенные отношения имеют комплексный характер, постольку объективно нет потребности в особом, единственном методе правового регулирования. Для каждого вида общественных отношений, охватываемых понятием таможенных, применяются свойственные им способы воздействия. Комплексному характеру таможенных отношений соответствует «комплексный метод» таможенного права – комбинационное применение правовых способов воздействия на субъекты в аспекте обеспечения таможенных режимов и реализации других средств таможенной политики РФ. Администартивно-правовой и гражданско-правовой методы в их различных формах выражения содержательно выражают все наиболее существенные отношения в таможенной сфере.
5) у таможенного права имеются свои источники регулирования, которыми являются прежде всего Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ (ТК РФ), Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе», а также подзаконные нормативные правовые акты. Все множество правовых норм различной правовой принадлежности, регулирующих разные виды таможенных отношений, ТК РФ интегрирует в единую функционально взаимосвязанную, юридически взаимообусловленную и логически согласованную систему норм таможенного права. Таким образом, ТК РФ выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего выделение таможенного права в самостоятельную отрасль в правовой системе РФ. Именно в силу этого правовые нормы разной правоотраслевой принадлежности, будучи включенными в ТК РФ, навсегда остаются в таможенном праве и в своей совокупности образуют особую юридическую общность – таможенное право как комплексную отрасль. Кодификация таможенного права подчеркивает значимость данной отрасли для государства. [8, 12, 16, 17, 20]
Тот факт, что некоторые нормы ТК РФ одновременно входят в состав других отраслей права, нисколько не колеблет вывода об их неизменной принадлежности таможенному праву. Нормы с «двойным гражданством» по тому же предмету, по тем же способам воздействия входят в другие отрасли и одновременно, а не вторично, функционально объединяются в системе таможенного права. Чтобы убедиться в обоснованности такого вывода, достаточно сравнить, например, нормы ТК РФ об ответственности за административное правонарушение в таможенном деле и о производстве по этим правонарушениям (разд. X) с нормами КоАП об ответственности за нарушения таможенных правил (ст. 186, 187) и о производстве по делам об административных правонарушениях (разд. IV). Сравнение показывает, что ТК РФ содержит самостоятельное нормативное регулирование, более полное, детальное и четкое, как составов административных правонарушений в таможенной сфере (таможенные проступки), так и производства по ним (таможенный процесс). [2]
Вообще в системе отраслей таможенное право по своему содержанию тесно связано с другими отраслями, но в то же время ограничивается от них в связи со спецификой предмета правового регулирования.
Конституционное право выступает, бесспорно, базовой, ведущей отраслью в системе права. Учитывая, что таможенное право преследует публично-правовые интересы, основы государственных отношений, изучаемых конституционным правом, представляют собой фундамент для всего таможенного механизма. Конституционные положения, содержащие нормы, относящиеся к области таможенного дела, развиваются далее в отрасли таможенного права.
Административное право нередко называют управленческим правом, акцентируя внимание на предмете его правового регулирования. Таможенные органы, как и другие органы исполнительной власти, функционируют с ними на единых принципах. Как и административному праву, таможенному праву присущ императивный метод регулирования. Кроме того, нарушение таможенных правил представляют собой административных правонарушений, поэтому, осуществляя правоохранительную деятельность, служащие таможенных органов обращаются к нормам Кодекса РФ об административных правонарушениях. [11]
Финансовое право изучает общественные отношения, составляющие содержание финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Таможенные органы наряду с правоохранительной осуществляют и финансовую деятельность. Прежде всего, такая деятельность выражается в формировании доходной части государственного бюджета. Доходы от внешнеторговой деятельности – немалая составляющая казны Российской Федерации. Финансово-правовые аспекты таможенных отношений регулируются путем использования положений, установленных в нормах важнейших источников финансового права: Налогового кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, других федеральных законов.
Уголовное
право включает в себя нормы, характеризующие
общественно опасные деяния, именуемые
преступлениями, а также основы и
условия привлечения к
Гражданское право, являющееся одной из профилирующих отраслей права, регулирует обширную область имущественных и личных неимущественных отношений. В области таможенного дела субъекты внешнеэкономической деятельности используют и нормы гражданского законодательства. Договоры об оказании услуг, о перевозке грузов, о хранении товара, залоговые обязательства – все это сфера регулирования гражданского права. Таможенное законодательство содержит бланкетные нормы, отсылающие лиц к области цивилистики.
Кроме
того, нельзя не заметить, что государство
серьезно заинтересовано в создании
таможенного права как
Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права