Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа
Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.
Введение…………………………………………………………………………..3-4
1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32
Список использованных источников…………………………………………33-34
В свою очередь общественные отношения, регулируемые на основе таможенно-правовых норм, в таможенном деле многообразны и сложны и в своей совокупности образуют предмет таможенного права.
Предметом таможенного права являются общественные отношения, связанные с таможенной деятельностью и возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Употребление словосочетания «в процессе или по поводу» означает, что таможенные отношения могут быть связаны с фактическим пересечением таможенной границы и могут не зависеть от этого обстоятельства, быть длительными во времени.
Таможенные
правоотношения – это отношения его участников,
которые урегулированы и законодательно
закреплены нормами таможенного права.
[20]
Состав таможенного
Рис. 1. Состав таможенных правоотношений [14]
Субъекты таможенных правоотношений в свою очередь можно классифицировать по различным основаниям:
I. Исходя из содержания прав и обязанностей:
1. Субъекты с государственными властными полномочиями:
а) таможенные органы и их должностные лица;
б) иные государственные органы, уполномоченные осуществлять некоторые функции в сфере таможенного дела, но не являющиеся таможенными органами (ЦБ РФ, Минфин РФ и т.п.).
2. Субъекты, не имеющие властных полномочий:
Все прочие субъекты, которые вступают в правоотношения в качестве обязательной (подчиненной стороны):
а) российские лица (физические и юридические);
б) иностранные лица (физические и юридические).
II. По национальной принадлежности:
III. По гражданско-правовому статусу:
IV. По таможенно-правовому статусу в сфере таможенного дела:
а) таможенный брокер;
б) таможенный перевозчик;
в) владелец СВХ;
г) владелец ТС;
д) владелец свободного склада.
3. Лица, опосредованно участвующие в отношениях, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу:
а) банки и кредитные организации;
б) поручители;
в) залогодатели;
г) страховые организации;
д) эксперты;
е) специалисты;
ж) специалисты других государственных органов;
з) экспедиторы;
и) другие.
V. По наличию льгот и привилегий:
1. Обладающие дипломатическими льготами и привилегиями;
2. Обладающие тарифными льготами и привилегиями;
3. Обладающие таможенным льготами и привилегиями;
4. Обладающие иными льготами;
5. Не обладающие ничем. [13]
Таможенный Кодекс РФ в свою очередь в ст. 11 приводит и дает определения основному перечню субъектов таможенных правоотношений:
Таким образом, обобщая вышеизложенное при определении предмета таможенного права необходимо учитывать:
-Сферу таможенного дела, охватывающего любые действия, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу;
-Наличие в ней специальных
субъектов – таможенных
-Наличие в ней специфического объекта регулирования – это товары, т.е. любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. [8]
2.2 Методы таможенного права
Нормы таможенного права регулируют таможенные правоотношения определенным образом, что позволяет установить метод отрасли. Именно от метода зависит то, как, каким образом достигаются цели таможенного дела.
В общетеоретическом плане под методом права (или методом правового регулирования) понимают совокупность приемов, способов и средств воздействия права на определенную область общественных отношений.
Набор этого метода достаточно широк и в зависимости от своего содержания они классифицируются на несколько видов.
I От степени общности регулирования общественных отношений:
1.
Нормативно-правовое
2.
Индивидуально-правовое
А)
регулятивное (правоприменительное), юридическим
содержанием которого является деятельность
таможенных органов, связанная с исполнением
ими функций исполнительно-
Б) правоохранительное (тоже правоприменительное), юридическим содержанием которого являются юрисдикционные процессы, связанные с расследованием административных и уголовных дел и привлечением лиц к административной или уголовной ответственности. Этот метод может применяться всеми таможенными органами, входящими в систему таможенных органов в зависимости от компетенции каждого таможенного органа. (ОРД)
II От степени концентрации правомочий по осуществлению правового регулирования:
1. Децентрализованное. Распространен в отношении субъектов, удовлетворяющих свои частноправовые интересы и характерен, как правило, для гражданско-правовых отношений (купля-продажа, обмен, дарение),
2. Централизованное. Применяется, как правило, в отношениях, где приоритетным является общесоциальный интерес (публичный) и распространен этот метод в публичных отраслях права. В области таможенного дела превалирует централизованный метод, поскольку он осуществляется в рамках государства и преследует национально-государственные интересы страны.
III От характера отношений между сторонами правоотношений:
Методы
различаются в характере
IV От степени категоричности правовых предписаний:
1. Императивный метод (метод властных предписаний). Исторически характерен административному праву и в качестве синонима иногда называется административно-правовым. Основан на неравенстве сторон, т.е. отношение власти и подчинения (субординация) и односторонности волеизъявления, на разрешительном типе правового регулирования – наличие общего запрета с конкретными дозволениями в качестве изъятий из запрещенных норм, формула: все запрещено, за исключением того, что прямо разрешено, основные способы правового регулирования – обязывание (предписание) и запрет.
Обязательные предписания в таможенной сфере – это возложение прямой юридической обязанности совершить те или иные действия в условиях, предусмотренных таможенно-правовой нормой. Доля предписаний в таможенном праве занимает значительное место, что связано с целенаправленной организацией таможенного дела, требующего властных указаний, предписаний к совершению определенных действий и т.д.
Установление
запретов в таможенном праве связано
с соображениями
2.
Диспозитивный метод (метод
Для таможенного права основным и доминирующим методом является императивный. Лицо при осуществлении внешнеэкономической деятельности обязательно вступает в определенные отношения с государственными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения в данной области. Например, выполнение таможенных процедур включает в себя заполнение и подачу декларации, уплату таможенных платежей, представление груза для таможенного контроля. При этом субъект внешнеэкономической деятельности не имеет альтернативы обращения к другим органам исполнительной власти и обязан выполнять все требования, не противоречащие таможенному законодательству. Альтернатива действий лиц, перемещающих товары через таможенную границу, допускается в строго определенных законодательством параметрах. Эти альтернативные действия и дают возможность регулировать их с помощью диспозитивного метода, например:
- при определении возможности выбора одного из вариантов поведения - вида таможенного режима (ст. 156 ТК РФ), вида валюты платежа (ст. 331 ТК РФ), формы таможенного контроля (ст. 358 ТК РФ),
- при определении возможности согласия отдельных условий реализации своих прав – места и времени таможенного оформления (ст. 406-407 ТК РФ), консультации с таможенным органом по выбору метода определения таможенной стоимости (ст. 323 ТК РФ).
Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права