Место и значение таможенного права в системе Российского права

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Таможенное дело осуществляться государством исключительно на четких и детально «прописанных» правовых основаниях. Инструменты реализации таможенной политики и средства осуществления таможенного дела непосредственно затрагивают интересы широкого круга самостоятельно хозяйствующих субъектов, связанных с экспортом и импортом товаров. Они содержат правила. непосредственно и однозначно определяющие поведение участников таможенных отношений, которые в подавляющем большинстве случаев не могут быть изменены или заменены по согласию сторон. По этой причине в последние годы в таможенной сфере разработана обширная система нормативных актов. В таможенное законодательство введены новые понятия, новые профессиональные термины, новые правовые институты.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3-4

1.Система российского права…………………………………………………..5-8
2.Таможенное право России как структурный элемент системы права…...9-24
1.Предмет таможенного права, таможенные правоотношения, субъекты таможенных правоотношений…………………………………………….9-13
2.Методы таможенного права………………………………………13-16
3.Источники таможенного права…………………………………...17-24
3.Место и значение таможенного права в системе российского права…..25-30
Заключение……………………………………………………………………..31-32

Список использованных источников…………………………………………33-34

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 179.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, специфика правового регулирования общественных отношений в таможенной сфере состоит в органическом соединении административно-правового и гражданско-правового методов в разнообразных формах их реального проявления. [3, 8, 12, 13, 16, 20]  

     2.3 Источники таможенного права

     Под источниками права понимаются его внешние формы выражения, т. е. правовые акты различных государственных органов, в которых установлены нормы таможенного права, содержащие и закрепляющиеся правила поведения в таможенной сфере.

     Законодательство  в таможенной сфере представляет собой исключительно акты федерального уровня, так как таможенное регулирование Конституцией РФ отнесено к ведению федеральных органов государственной власти. В составе таможенного законодательства не существует правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления.

     Источниками таможенного права являются следующие  федеральные нормативно-правовые акты:

     1. Конституция РФ

     Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает  основные начала и принципы таможенной деятельности в РФ, например п. «ж»  ст. 71 Конституции РФ говорится, что таможенное регулирование относится к ведению РФ. Другими словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования. Встречающиеся кое-где попытки региональных властей воспрепятствовать перемещению отдельных товаров из своих регионов или, наоборот, в свои регионы следует считать антиконституционными.

     В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции  РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

     Помимо  названных статей Конституции страны, которые прямо относятся к  таможенной политике и таможенному  делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

     1) О поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности – ч. 1 ст. 8;

     2) о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности – ч. 2 ст. 8;

     3) об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина – ч. 3 ст. 15;

     4) о защите достоинства личности – ст. 21;

     5) об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина – ч. 2 ст. 24,

     6) о праве каждого свободно выезжать за пределы РФ, а ее граждан – и беспрепятственно возвращаться в свою страну – ч. 2 ст. 27, что является необходимым юридическим условием свободного ввоза в РФ и вывоза из нее товаров и транспортных средств и т.д. [1]

     2. Международные договоры РФ в области таможенного дела

     Исключительно важное значение для таможенного  права имеет положение Конституции  РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы  и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора – ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Исходя из этого можно определить, что международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются одними из главных источников таможенного права России. В настоящее время Россия участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают таможенные конвенции. Главными из них являются:

     1) Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция)» 1979 г. в редакции от 26 мая 1999 г.;

     2) Таможенная конвенция «О международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)» от 14 ноября 1975 г. с поправками 1997 г.;

     3) Таможенная конвенция «О карнете АТА для временного ввоза» 1961 г.;

     4) Конвенция «О временном ввозе (Стамбульская конвенция)» от 26 июня 1990 г.;

     5) Конвенция «О гармонизированной системе классификации и кодирования товаров» 1983 г.;

     6) Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений» от 9 июня 1977 г.;

     7) Таможенная конвенция «О контейнерах» 1972 г.;

     8) двусторонние договоры РФ с иностранными государствами в области таможенного дела;

     3. Таможенный кодекс РФ

     Новая редакция ТК РФ 2003 г. по своему объему примерно в полтора раза больше предыдущей редакции, хотя разделов, глав и статей в ней стало меньше. Если в старой редакции было 64 главы, то в действующей – 42, т. е. на треть меньше. Ранее разделов было 14, стало 6, статей соответственно – 456 и 439. Нормы, положения и термины, используемые в ТК РФ, приведены в соответствие с законодательными актами РФ, принятыми в 1994–2003 гг. В ТК РФ были исключены положения об административных правонарушениях и ответственности за нарушения таможенных правил, вошедшие в ТК РФ об административных правонарушениях. Исключен также ряд норм и положений, регулируемых Уголовным кодексом РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (УК РФ). В действующей редакции ТК РФ усилена торгово-политическая составляющая таможенного дела путем поворота ряда его норм в направлении, обеспечивающем защиту экономических интересов российских товаропроизводителей и облегчающем деятельность законопослушных экспортеров и импортеров товаров.

     Осуществлен перевод многих положений ТК РФ на нормы прямого действия (в частности, путем включения в него важнейших  положений ряда нормативных правовых актов Государственного таможенного  комитета РФ). Сюда включены развернутые положения и правовые нормы по защите таможенными органами интеллектуальной собственности.

     Значительные  дополнения внесены также в раздел «Таможенное декларирование товаров  и транспортных средств». Здесь увеличен срок для декларирования, но и он при наличии оснований может быть продлен. Новые положения внесены в порядок осуществления таможенного контроля, раскрыто содержание форм контроля, права и обязанности таможенных органов, участников внешнеэкономической деятельности. Определен упрощенный и приоритетный порядок таможенного контроля товаров и транспортных средств. В ТК РФ содержатся вопросы регулирования службы в таможенных органах, порядок применения оружия и специальных средств. В ТК РФ включены положения о порядке использования морских судов, поскольку практика осуществления таможенного контроля во внутренних и территориальных водах показала необходимость наличия у таможенных органов таких судов, которые должны быть оснащены соответствующим оборудованием и вооружением. Принятие ТК РФ в новой редакции позволяет значительно усовершенствовать правовую базу деятельности таможенных органов путем установления в нем норм преимущественно прямого действия. Для бизнеса это означает стабильность и предсказуемость таможенных правил, единообразную практику их применения на всей территории РФ, упрощение и ускорение процедуры таможенного оформления. [3]

    4.Федеральные законы РФ

     Помимо  ТК РФ, источниками таможенного права  являются иные федеральные законы. Среди них особое место занимает Закон РФ «О таможенном тарифе». Этот Закон по объему и сложности существенно уступает ТК РФ.

     Закон «О таможенном тарифе» состоит из 7 разделов и 38 статей. В нем урегулированы  многие вопросы, среди них:

     1) сезонные и особые пошлины; 2) таможенная стоимость товара; 3) методы определения таможенной стоимости товара и порядок их применения; 4) определение страны происхождения товаров; тарифные льготы.

     Одним из важнейших законов в сфере  таможенного дела является Федеральный  закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности». Он определяет:

     1) основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности; 2) порядок ее осуществления российскими и иностранными лицами; 3) права, обязанности и ответственность органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области внешнеторговой деятельности.

     Кроме федеральных законов, которые относятся  исключительно к сфере таможенного  права, в РФ действуют и иные федеральные законы, содержащие отдельные таможенные нормы. Среди них можно назвать:

  • Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами».
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» регламентирует специальные защитные меры, процедуру введения специальных пошлин и проведения расследований при их введении.
  • Федеральный Закон РФ от 27.07.04 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», один из важных законов, определяющих порядок прохождения государственными служащими и должностными лицами государственной гражданской службы РФ, принципы службы, правовой статус служащих, их права, обязанности, запреты, связанные с деятельностью и др.
  • Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» определяет основные принципы осуществления валютных операций в РФ, полномочия и функции органов валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц относительно владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, а также ответственность за нарушение валютного законодательства. [4, 5, 6, 7]

    5.Административные юридические акты

     Важными и многочисленными источниками таможенного права являются подзаконные акты. Это во многом объясняется характером таможенной деятельности. В процессе ее осуществления часто возникает необходимость решения задач, требующая немедленного оперативного реагирования. Достижению таких целей и способствует административное нормотворчество.

     Многочисленность  и значение административных актов  в таможенной сфере связаны с  недостатками самого таможенного законодательства. Например, в ТК РФ содержится немало отсылочных норм. Поэтому обеспечить практическое и эффективное функционирование таможенной системы, опираясь только на ТК РФ и Закон РФ «О таможенном тарифе», невозможно.

     Другой  недостаток таможенного законодательства, способствующий повышению роли административных актов в регулировании таможенных отношений, связан с неясностью и нечеткостью используемых в нем понятий и терминов – «добросовестный декларант», «жизненно важные интересы» и др.

     Все административные акты в таможенной сфере издаются на основе и во исполнении законов и должны им полностью соответствовать. Административные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных служб и др.), касающиеся таможенной сферы, подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ.

     Основными видами административных актов, регулирующих таможенные отношения, являются:

     Нормативные указы Президента РФ (ст. 90 КРФ; ст. 7 ТК РФ), а также утверждаемые его  указами положения.

     Нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 КРФ; ст. 7 ТК РФ). Ими регламентируются важные вопросы политики и организации таможенной деятельности.

     Нормативные правовые акты ФТС России. Изданные ФТС России в пределах своей компетенции  нормативные акты по таможенному делу обязательны для исполнения всеми таможенными органами и иными государственными органами РФ, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами (ст. 11 ТК РФ).

     Фактически  ФТС России издает два основных вида нормативных правовых актов: приказы и инструкции.

     ФТС России принимает нормативные правовые акты совместно с другими органами исполнительной власти. В этом случае совместные нормативные правовые акты являются не только источниками таможенного права, но и других отраслей права, например административного, финансового права.

Информация о работе Место и значение таможенного права в системе Российского права