Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 12:48, курс лекций
Тема 2. Таможенное право в системе права. Понятие и особенности таможенного права.
Тема 3. Таможенные правоотношения
Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Тема.5 Таможенные режимы товаров
Тема 6. Таможенные платежи и налоги
Тема 7. Таможенное оформление
Тема 8. Таможенный контроль
Общественные отношения, писал Г.В. Плеханов, являются отношениями, устанавливаемыми самими людьми в процессе их деятельности, и «не могут ни существовать, ни изменяться независимо от человеческой деятельности». Следовательно, человеческая деятельность служит важной характеристикой общественного отношения, имеющая принципиальное значение для понимания правовых отношений. В свою очередь, без общественных отношений «человеческая деятельность» не может обходиться нигде и никогда. Она неизменно включается в систему этих отношений, осуществляется в тесной связи с ними, приобретает благодаря им конкретно-исторический характер. При этом зависимость общественных отношений от деятельности не следует понимать только как связь причины и следствия: вначале - возникает деятельность, а потом, вслед за ней, - отношение. И то, и другое не может существовать само по себе, друг без друга.
Возникновению таможенных правоотношений способствовали выделение и обособление таможенной сферы в государственной деятельности Казахстана, что свойственно только суверенным государствам. Необходимость монопольного государственного регулирования таможенной сферы в полном объеме приводит к ее образованию путем определения составной части внутренней и внешней политики таможенной политики, создания специализированных органов таможенной службы, инструмента достижения целей - таможенного дела.
Таможенная сфера возникает
с момента появления
Общественные отношения в таможенной сфере возникают в связи со специфическими взаимоотношениями субъектов, которые представлены таможенными органами, призванными обеспечить таможенное администрирование.
Важнейшими элементами организации таможенного дела являются выбор оптимальной структуры таможенной службы и варианта размещения её органов на территории государства. Таможенная служба строится и функционирует как единая система таможенных органов Республики Казахстан.
Принцип единой системы таможенных органов неразрывно связан с однородными принципами, на которых основываются организация и осуществление таможенного дела: единой таможенной политики, единой таможенной территории, единого таможенного законодательства, единого тарифного регулирования и сочетание его с мерами экономической политики.
Таможенные органы Республики Казахстан, являющиеся правоохранительными органами, составляют единую систему, в которую входят:
- уполномоченный орган по вопросам таможенного дела;
- территориальные подразделения
уполномоченного органа по
- таможни;
- таможенные посты;
- контрольно-пропускные пункты на таможенной границе РК;
- специализированные таможенные учреждения.
Таможенные органы Республики Казахстан определяются как органы, непосредственно осуществляющие таможенное дело.
Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определённые полномочия по управлению конкретной сферы общественной науки и органически взаимодействующие с другими частями государственного механизма, образующими единое целое
Таможенные органы Республики
Казахстан - государственные органы,
в пределах своей компетенции
участвующие в реализации таможенной
политики и непосредственно
Система таможенных органов Республики Казахстан
1. Единую систему таможенных органов Республики Казахстан (далее - таможенные органы) составляют:
1) уполномоченный орган;
2) территориальные подразделения
уполномоченного органа по
3) таможни;
4) таможенные посты;
5) контрольно-пропускные пункты на таможенной границе Республики Казахстан;
6) специализированные таможенные учреждения.
Для решения задач в сфере таможенного дела уполномоченным органом по решению Правительства Республики Казахстан создаются таможенные лаборатории, кинологические, учебные, вычислительные центры и другие специализированные таможенные учреждения. Уполномоченный орган является юридическим лицом и действует на основании положения, утверждаемого Правительством Республики Казахстан. Территориальные подразделения уполномоченного органа и таможни являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом. Таможенные посты и контрольно-пропускные пункты не являются юридическими лицами и действуют на основании положений, утверждаемых уполномоченным органом. Создание, реорганизация и ликвидация территориальных подразделений уполномоченного органа осуществляются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.Структура и штатная численность таможенных органов утверждаются уполномоченным органом в пределах лимита штатной численности, утвержденного Правительством Республики Казахстан.
Таможенные органы
и находящиеся в их распоряжени
Функции уполномоченного органа
Уполномоченный орган:
1) ведет таможенную
политику в Республике
2) разрабатывает и
утверждает нормативные
3) осуществляет руководство таможенными органами;
4) определяет полномочия ведомства, входящего в его состав;
5) разрабатывает и
создает информационные
6) осуществляет лицензирование и контроль за деятельностью лицензиатов по обеспечению ими лицензионных требований в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом и законодательством Республики Казахстан о лицензировании;
7) принимает решение о выдаче решений, разрешений на осуществление деятельности в сфере таможенного дела в сроки, установленные законодательством Республики Казахстан;
8) осуществляет таможенное
администрирование в
9) осуществляет таможенный контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан товаров и транспортных средств;
10) обеспечивает на
постоянной основе
Принципы деятельности таможенных органов
Деятельность таможенных органов строится на принципах:
1) законности;
2) обеспечения права на защиту и равенства перед законом, уважения и соблюдения прав участников внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела;
3) гласности.
Задачи таможенных органов
Задачами таможенных органов являются:
1) участие в разработке и реализации таможенной политики Республики Казахстан;
2) обеспечение в пределах
своей компетенции
3) обеспечение соблюдения
таможенного и иного
4) обеспечение соблюдения
мер тарифного и нетарифного
регулирования, установленных
5) защита прав и
интересов участников
6) борьба с правонарушениями
в сфере таможенного дела в
соответствии с
7) осуществление и совершенствование таможенного оформления и таможенного контроля, а также создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Казахстан;
8) осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
9) обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан и участие в разработке международных договоров Республики Казахстан в сфере таможенного дела;
осуществление сотрудничества
с таможенными и иными
10) участие в реализации
единой бюджетной политики, развитии
материально-технической и
11) обеспечение в пределах
своей компетенции мер по
12) проведение радиационного
контроля в пунктах пропуска
товаров и транспортных
13) выполнение иных
задач, предусмотренных
Тема 4. Порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
1.Определение страны происхождения товаров.
2.Порядок осуществления предварительных операций.
3. Пересечение таможенной границы и уведомление об этом таможенных органов.
4.Понятие таможенного перевозчика и его роль в осуществлении таможенной
5.Понятие и особенности временного хранения в сфере таможенной деятельности.
Лица, перемещающие товары и транспортные средства через таможенную границу Республики Казахстан, либо осуществляющие деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Республики Казахстан, обязаны предоставить этим органам документы и сведения, необходимые для таможенного контроля.
К числу таких документов относятся таможенные декларации. Основной формой таможенной декларации при декларировании товаров, перемещаемых участниками внешнеэкономической деятельности, является грузовая таможенная декларация, заполненная на бланках основного листа формы ТД-1 и бланках добавочного листа формата ТД-2. Вместо добавочных листов, в отдельных случаях, могут использоваться описи товаров в виде спецификаций, упаковочных листов и списков. Они используются при декларировании отдельных видов товаров, в отношении которых не взимаются пошлины и налоги, а также, к которым не применяются меры экономической политики, при декларировании товаров, ввозимых в качестве гуманитарной и технической помощи, при декларировании товаров, происходящих из государств - участников СНГ и ввозимых в Республику Казахстан в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, при декларировании товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Казахстан в соответствии с программой обеспечения жильём уволенных в запас или отставку казахстанских военнослужащих за счёт безвозмездных субсидий, представленных Правительством Республики Казахстан.
Также, одновременно с
предоставлением таможенному