Глоссарий
- Выпуск товаров и транспортных средств – действия таможенных органов Республики Казахстан по разрешению лицам пользоваться и (или) распоряжаться товарами и транспортными средствами в соответствии с условиями определенного таможенного режима;
- Грузовые операции – транспортировка, погрузка, разгрузка, перегрузка, исправление повреждений упаковки, упаковка, переупаковка и принятие для перевозки товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, отбор проб и образцов таких товаров, вскрытие помещений и других мест, где могут находиться указанные товары;
- Действие непреодолимой силы – чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях событие, препятствующее совершению определенных действий, предусмотренных таможенным законодательством Республики Казахстан;
- Декларант – лицо, перемещающее товары и транспортные средства, либо таможенный брокер, декларирующий, представляющий и предъявляющий товары и транспортные средства от своего имени;
- Декларирование – заявление сведений о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Республики Казахстан и (или) находящихся под таможенным контролем;
- Казахстанское лицо – гражданин Республики Казахстан, лицо без гражданства, имеющее постоянное место жительства в Республике Казахстан, индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в Республике Казахстан в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- Казахстанский товар – товар, полностью произведенный в Республике Казахстан, переработанный в Республике Казахстан в соответствии с критериями достаточной переработки, выпущенный для свободного обращения на территории Республики Казахстан, обращенный в собственность государства в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан;
- Коммерческие документы – счета-фактуры, спецификации, отгрузочные и упаковочные листы, а также другие документы, подтверждающие сведения о товарах, в том числе стоимость товаров и используемые в соответствии в соответствии с международными договорами Республики Казахстан;
- Консолидированная перевозка – перевозка, когда в одном транспортном средстве одновременно перемещаются товары нескольких отправителей или получателей;
- Лицо – физическое и (или) юридическое лицо;
- Лицо, перемещающее товары – лицо, совершающее внешнеэкономическую сделку от собственного имени, либо по поручению другого лица; лицо, имеющее право пользования и владения на территории Республики Казахстан товарами, находящимися под таможенным контролем, если перемещение товаров через таможенную границу Республики Казахстан осуществляется без совершения внешнеэкономической сделки казахстанским лицом;
- Меры нетарифного регулирования – запреты и ограничения на ввоз в Республику Казахстан, вывоз из Республики Казахстан товаров и транспортных средств, квотирование, лицензирование, подтверждение соответствия стандартам и требованиям по безопасности товаров (в том числе технические, фармакологические, санитарно-эпидемиологоческие, ветеринарные, фитосанитарные, радиационные экологические стандарты) и иные требования, устанавливаемые законодательными актами Республики Казахстан и (или) нормативными постановлениями Правительства Республики Казахстан;
- Меры тарифного регулирования – установленные Правительством Республики Казахстан меры, обеспечивающие государственное регулирование внешнеэкономической и иной деятельности в сфере таможенного дела, с использованием таможенного тарифа при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
- Налоги – налог на добавленную стоимость и акциз, взимание которых не возложено на таможенные органы Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
- Обеспечение уплаты таможенных платежей и налогов – установленные Таможенным Кодексом Республики Казахстан способы исполнения обязательств по уплате предусмотренных Кодексом таможенных платежей и налогов;
- Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенного союза – совершение действий по ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с таможенной территории таможенного союза товаров и транспортных средств любым способом, включая пересылку международных почтовых отправлений, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач;
- Перевозчик – лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства;
- Получатель товаров – лицо, указанное в товаросопроводительных документах, которому перевозчик обязан доставить товары, находящиеся под таможенным контролем;
- Пункт пропуска – территория (часть территории) в пределах автомобильного, железнодорожного вокзала, станции, аэропорта, аэродрома, морского, речного порта либо иного оборудованного места, определенное Правительством Республики Казахстан и международными договорами Республики Казахстан, для пропуска лиц, товаров и транспортных средств через государственную (таможенную) границу Республики Казахстан;
- Специализированные таможенные учреждения – государственные учреждения, создаваемые Правительством Республики Казахстан для решения задач в сфере таможенного ела;
- Средства электронной цифровой подписи – совокупность программных и технических средств, используемых для создания и проверки подлинности электронной цифровой подписи;
- Таможенное администрирование – совокупность организационно-правовых и иных действий и мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан;
- Таможенная декларация – документ, подтверждающий в письменном или электронном виде заявленные декларантом сведения о товарах и транспортных средствах;
- Таможенная инфраструктура – здания и сооружения, создающие условия для функционирования таможенных органов Республики Казахстан, а также, предназначенных для социального обслуживания должностных лиц таможенных органов;
- Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами Республики Казахстан, в том числе с использованием системы управления рисками, по соблюдению таможенного и иного законодательства Республики Казахстан, контроль за использованием которого возложен на таможенные органы Республики Казахстан;
- Таможенное оформление – совокупность действий и процедур, совершаемых лицами и таможенными органами Республики Казахстан в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Республики Казахстан;
- Таможенные операции – отдельные действия, совершаемые в соответствии с таможенным законодательством Республики Казахстан как таможенными органами Республики Казахстан, так и лицами в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Таможенные органы управления – таможенные органы Республики Казахстан, в котором начинается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
- Таможенный орган назначения - таможенный орган Республики Казахстан, в котором завершается перевозка товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
- Таможенная пошлина – вид таможенного платежа, взимаемый таможенными органами Республики Казахстан привозе товара на таможенную территорию Республики Казахстан или вывозе товара с указанной территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза;
- Таможенные процедуры – совокупность действий, совершаемых таможенными органами Республики Казахстан и лицами в сфере таможенного дела в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем;
- Таможенный режим – совокупность установленных Таможенным Кодексом норм, определяющих статус товаров и транспортных средств в сфере таможенного дела при их перемещении через таможенную границу Республики Казахстан в зависимости от цели перемещения, использования на таможенной территории Республики Казахстан либо за ее пределами;
- Таможенные сборы – вид таможенных платежей, взимаемым таможенными органами Республики Казахстан за таможенное оформление, таможенное сопровождение, а также за хранение товаров и транспортных средств на складах, учреждаемых таможенными органами Республики Казахстан;
- Таможенное сопровождение – сопровождение товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем должностными лицами таможенных органов Республики Казахстан;
- Таможенный тариф – систематизированный в соответствии с Товарной Номенклатурой внешнеэкономической деятельности перечень ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Казахстан;
- Таможенный терминал – специально обустроенное, технически оснащенное и оборудованное место в зоне деятельности таможенного органа Республики Казахстан, предназначенное для совершения таможенного оформления или таможенных операций с товарами и транспортными средствами, перемещаемыми через таможенную границу Республики Казахстан;
- Товар - имущество, перемещаемое через таможенную границу Республики Казахстан, в том числе носители информации, валютные ценности, электрическая, тепловая и иные виды энергий, а также транспортные средства, за исключением отдельных транспортных средств;
- Товары, находящиеся под таможенным контролем – товары, в отношении которых осуществляется таможенный контроль в соответствии с Таможенным Кодексом Республики Казахстан;
- Транспортные документы – международная автомобильная накладная, железнодорожная транспортная накладная, багажная ведомость, багажная квитанция, авианакладная, коносамент, а также документы, используемые при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, и иные документы, сопровождающие товары и транспортные средства при перевозках, предусмотренные законодательными актами Республики Казахстан о транспорте и международными договорами Республики Казахстан;
- Товаросопроводительные документы – коммерческие и транспортные документы на товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Республики Казахстан;
- Транспортное средство – морское, внутреннее водное, воздушное судно, механическое транспортное средство, используемые для осуществления международных перевозок и включающие в себя предусмотренные для них техническим паспортом или техническим формуляром запасные части, принадлежности и оборудование, горюче-смазочные материалы и охлаждающие жидкости, содержащиеся в заправочных емкостях, предусмотренных их конструкцией, если они перевозятся вместе с указанными транспортными средствами;
- Уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере таможенного дела;
- Условный выпуск – выпуск товаров и транспортных средств с ограничениями и условиями по пользованию и распоряжению ими;
- Участник внешнеэкономической деятельности – лицо, осуществляющее внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством Республики Казахстан;
- Электронный документ – документ, в котором информация предоставлена в электронно-цифровой форме и удостоверена посредством электронной цифровой подписи;
46) Электронно-цифровая подпись – набор электронных цифровых символов,
созданные средствами электронной цифровой
подписи и подтверждающий достоверность
электронного документа, его принадлежность.
Краткий конспект лекций
Тема 1. Основные понятия, предмет,
задачи и система курса «Таможенное право
РК».
1.Сущность и содержание
таможенного дела.
2.Понятие и принципы
таможенной политики. Виды таможенной
политики.
3. Т аможенная территория
и таможенная граница
История не сохранила письменного подтверждения
о времени возникновения таможенного
обложения в Казахстане. Даже слово «таможня»
пришло в языки народов Казахстана и России
одним путем.
Татаро-монгольские завоевания
привели к тому, что в русском
языке, а также в казахском укоренилось слово «таможня»,
означавшее клеймо, которое проставлялось
на имуществе.
Проставление ярлыков
сопровождалось сбором, который стал
называться тамгой. Вскоре так стали
называть пошлины, взимаемые при
торговле на рынках и ярмарках.
От слова «тамга» был образован
глагол «тамжать», то есть облагать товар
пошлиной, а место, где товар «тамжили»
– стало называться таможней. Человек
же, собиравший пошлины, стал называться
таможником или таможенником.
Такое единство, даже в
образовании слов, еще сильнее укрепилось за годы Советской
власти.
Сегодня Казахстан должен
выработать энергичную внешнеэкономическую
политику, которая обеспечила бы интеграцию
страны в мировое хозяйство, благоприятные
условия для продвижения товара
на внешние рынки, развития сотрудничества в сфере международной
торговли. Казахстану нужно занять приоритетное
и подобающее место на международной арене.
Переживая серьезные
трудности, остро нуждаясь в притоке
иностранного капитала и товара, Казахстан
встает перед необходимостью защиты национальных интересов, из которых
первоочередные экономические.
Один из важнейших
элементов системы государственного
управления внешнеэкономическими связями
– таможенная структура, и в первую
очередь, таможенно-тарифный механизм.
А он еще далеко не отлажен.
Идет формирование таможенной
службы, идут поиски более рационального
использования таможенного механизма.
Протекающие при этом сложные
динамические, а подчас противоречивые
процессы необходимо воспринимать в
контексте таких событий, как
образований СНГ, стремление Казахстана к созданию
единого таможенного пространства со
своими соседями.
Рациональное использование
всего набора инструментов таможенного
регулирования призвано обеспечить
существенные экономические преимущества
и выгоды отраслям, участвующим в международных соглашениях.
Насколько это важно,
можно видеть из простого примера. Страны,
не перешедшие на Гармонизированную
систему описания и кодирования
товара ежегодно несут расходы (3 –
5 % от объема товарооборота), связанные
с оформлением документального учета.
Современный Казахстан
столкнулся и с проблемой защиты
экономических интересов в условиях
расщепления союзного рынка, установления
некоторыми республиками одностороннего
ограничения на перемещение товаров,
ценовой неразберихи, вывода из Казахстана ценных сырьевых и промышленных
товаров.
Для этого и потребовалась
мощная таможенная служба, которая
не может существовать без продуманной
и скоординированной таможенной
политики.
Особо следует остановиться
на положении Казахстана как члена
СНГ. Курс на интегрирование таможенного
сотрудничества, подтвержденный на Алматинском
и Минском соглашениях, прослеживается
вот уже на протяжении ряда лет.
Таможенно-тарифное регулирование
занимает центральное место в
пограничном экономическом регулировании, существующем в каждой стране. Таможенно-тарифное
законодательство включает в себя два
самостоятельных блока:
- Закон, регулирующий обложение пошлинами товаров и других предметов, перевозимых через государственную границу страны, определяющий порядок, методологию таможенного обложения и связанные с этим действия субъектов внешнеэкономических отношений;
- Закон, регулирующий деятельность служб таможенного контроля, их права и обязанности, порядок таможенного контроля, организацию таможенной службы и другие близкие по характеру вопросы, в частности разделение функций законодательной и исполнительной властей в таможенном области.
После создания союза, государства-участники
договорились о свободном движении
товаров, проведения единой таможенной
политики, унификации правил и процедур, общей таможенной
территории, также признана необходимость
создания единого удовлетворяющего таможенного
тарифа.
Либерализация внешне экономической
деятельности существенно расширило
круг предприятий, организаций и
отдельных предприятий, получивших право непосредственного
выхода на внешний рынок. Возврасла роль
целенаправленной деятельности государства
по регулированию предпринимательской
деятельности в области международного
обмена товарами, работами, услугами, информацией,
результатами интеллектуальной деятельности.
Таможенное
дело охватывает сложный комплект
отношений, непосредственно связанный
с внешней и внутренней политикой
и деятельностью государства.
В рамках государственной политики
государственная таможенная деятельность
имеет много целевой характер, служит удовлетворению
разнообразных интересов и потребности.
Под таможенным
делом понимается сама таможенная
политика, а также средства ее
реализации: порядок и условия
перемещения через таможенную
границу РК товаров и транспортных средств, взимание таможенных
платежей, таможенного оформления, таможенный
контроль и другие средства проведения
таможенной политики в жизнь.
Структура
таможенного дела выглядит следующим
образом: таможенная политика; перемещение
через таможенные границы товаров и транспортных средств;
таможенные режимы; тарифное регулирование;
таможенные платежи; таможенное оформление;
таможенный контроль; валютный контроль;
предоставление таможенных льгот; ведение
таможенной статистики и товарной номенклатуры
внешней экономической деятельности;
борьба с контрабандой и иными преступлениями
в сфере таможенного дела; борьба с нарушениями
таможенных правил и применение мер ответственности
за эти нарушения; информирование и консультирование;
обжалование и рассмотрение решений, действие
или бездействие таможенных органов и
их должностных лиц.
Таможенное
дело не является не изменой.
Новые задачи таможенной политики
могут подвергнуть новых средств
ее осуществление их изменение
и дополнение, что не посредственно
отразится в содержании таможенной деятельности.
Исходя из деятельности таможенных органов
выделяют следующие основные цели:
- экономические цели достигаются по средствам взимания таможенных
платежей и налогов пи перемещении товаров
и транспортных средств через таможенную
границу;
-регулятивные цели таможенной деятельности достигается
по средствам установления ставок таможенных
пошлин, принимаемых товарами, перемещаемыми
через таможенную границу, а также запретов
и ограничений на ввоз и вывоз товаров,
лицензирование квотирование экспорта
и импорта, выдачи разращений на ввоз и
вывоз отдельных товаров. Регулятивное
таможенное деятельность осуществляется
исходя из соображений экономической
политики, зашиты экономической основы
собственного суверенитета, защиты внутреннего
потребительского рынка.
-правоохранительные цели таможенной деятельности заключается
в защите гос. безопасности страны, общественного
порядка, жизни и здоровья людей, нравственности,
культурных ценностей, общества; в охране
животных, растений, окружающей природной
среды; в применении мер пересечения незаконного
оборота наркотических средств, оружия
предметов художественного, исторического,
археологического достояния.
Таможенное
дело является монополией государства.
Это означает исключительное право государства на выработку таможенной
политики и ее осуществление. Главный
смысл государственной монополии таможенного
дела состоит в обеспечении централизованного
регулирования внешнеторгового обмена.
Государство сфере таможенной деятельности
решает основные задачи: всемерное использование
внешнеэкономических связей для решения
вопросов развития экономики страны и
ограждение ее от неблагоприятного воздействия
внешнеэкономических факторов – спекулятивных,
монопольных, конъюнктурных.
Основные направления дальнейшего развития таможенного
дела в Р К – гармонизация с общепринятыми
международными нормами и практикой. В
интересах развития и укрепления международной
экономической интеграции. Таможенный
кодекс РК устанавливает, что РК создает
с другими государствами таможенные союзы,
зоны свободной торговли, заключает соглашения
по таможенным вопросам в соответствии
с нормами международного права. Таможенное
дело тесно связано с внешними связями,
с международными отношениями. Оно зависит
от международных договоров РК и способствует
их реализации.
Источниками
правового регулирования таможенной
деятельностью являются международные
соглашения, договоры, участником которых
являются Казахстан; Конституция
РК; конституционные законы Президента,
имеющие силу закона; постановление Правительства
РК; нормативные акты уполномоченного
органа по вопросам таможенного дела.
2. Под таможенной политикой имеется
в виду органичная составная
часть внутренней и внешней
политики РК. Сущность ее выражается
в выработке единой системы согласованных экономических,
политических, организационных и правовых
мер по развитию внешнеэкономических
связей страны. По своему содержанию таможенная
политика представляет собой систему
мер, принимаемых государством для регулирования
внешнеторгового обмена ( объема, структуры,
и условий экспорта и импорта).
Основными
средствами осуществления таможенной
политики являются: установление
таможенного режима перемещение
товаров и транспортных средств
через таможенную границу и
применение таможенных тарифов, таможенных пошлин
и таможенных сборов. Совокупность государственных
органов, участвующих в выработке и реализации
таможенной политики, а также набор средств
ее реализации, порядок использования
компетентными государственными органами
инструментов таможенного регулирования
в целом образуют механизм таможенной
политики государства.