Лекции по "Таможенное дело"

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 22:49, курс лекций

Описание работы

Таможенное дело – совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о гос. регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу

Работа содержит 1 файл

Kекци по курсу Таможенное дело.doc

— 530.50 Кб (Скачать)

     При регулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможенных платежей таможенное законодательство Российской Федерации применяется в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

     2. Таможенное законодательство Российской  Федерации состоит из настоящего  Кодекса и принятых в соответствии  с ним иных федеральных законов (далее - акты таможенного законодательства).

     3. Отношения, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут регулироваться  также указами Президента Российской  Федерации.

     На  основании и во исполнение актов  таможенного законодательства, указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения в области таможенного дела.

       Правовые акты федерального органа  исполнительной власти, уполномоченного  в области таможенного дела, и  федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного в области финансов

     (в  ред. Федерального закона от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

     1. В случаях, прямо предусмотренных  актами таможенного законодательства  и иными правовыми актами Российской  Федерации, федеральный орган  исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области финансов, в пределах своей компетенции издают правовые акты в области таможенного дела.

(в ред.  Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

     2. Нормативные правовые акты федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  в области таможенного дела, и  федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного в области  финансов, подлежат государственной  регистрации и официальному опубликованию в порядке, установленном для государственной регистрации и официального опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

(в ред.  Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

     3. Нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, вступают в силу не ранее чем по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, за исключением случаев, если:

     (в  ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ)

     соответствующие положения актов таможенного  законодательства и иных правовых актов  Российской Федерации, на основании  и во исполнение которых издаются нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, вводятся в действие в более короткие сроки; 

     (в  ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) 

     нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области  таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области финансов, устанавливают более льготный порядок, чем действующий. В указанном случае такие акты могут вступать в силу в более короткие сроки или иметь обратную силу; 

     (в  ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) 

     настоящим Кодексом установлен специальный порядок  вступления в силу нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области  таможенного дела, и федерального органа исполнительной власти, уполномоченного  в области финансов. 

     (в  ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) 

     4. Нормативные правовые акты федерального  органа исполнительной власти, уполномоченного  в области таможенного дела, и  федерального органа исполнительной  власти, уполномоченного в области финансов, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах. 

     (в  ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 26.06.2008 N 103-ФЗ) 
 

     Об  оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного  дела в 2008 году

       Правовым управлением ФТС России  подготовлен обзор судебной практики  по делам об оспаривании нормативных правовых актов в области таможенного дела, рассмотренным Верховным Судом Российской Федерации в 2008 году.

     По  указанным делам Верховный Суд  Российской Федерации принял решения  об отказе в удовлетворении заявленных требований, признав, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному закону или другому правовому акту, имеющим большую юридическую силу.  

     О Таможенном кодексе таможенного  союза 

     1 июля 2010 года вступает в силу  Таможенный кодекс Таможенного союза, что знаменует создание единого таможенного пространства России, Беларуси и Казахстана. Таможенный кодекс таможенного союза полностью базируется на нормах Международной конвенции об упрощении таможенных процедур (Киотской  конвенции). В целом, порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза и вывоза с их территории соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в России, так как большинство норм действующего российского законодательства соответствуют Киотской конвенции. Однако, есть некоторые новшества, на которые следует обратить внимание гражданам и участникам ВЭД.  

       Принцип национального резидентства 

     В переходных положениях ТК ТС содержится норма, закрепляющая  декларирование товаров по принципу национального резидентства. В статье 368 ТК ТС предусмотрено, что до издания отдельного решения Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств-членов таможенного союза, декларация на товары будет подаваться таможенным органам той страны, в которой зарегистрировано либо постоянно проживает лицо, являющееся декларантом. Таким образом, декларанты - российские юридические лица и индивидуальные предприниматели, как и сейчас, будут декларировать товары только таможенным органам Российской Федерации. Это связано с тем, что в Таможенном союзе пока унифицируется только таможенное законодательство, а иные виды законодательства – гражданское, банковское, налоговое остаются национальными. Данное переходное положение не распространяется на физических лиц, перемещающих товары для  личного пользования, и таможенную процедуру таможенного транзита.

     Порядок декларирования  

       При ввозе предусмотрено последовательное  совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию таможенного союза, их помещением на временное хранение в месте прибытия либо перемещением в соответствии с таможенной  процедурой транзита до таможенного органа, в котором будет осуществляться их таможенное декларирование в соответствии с выбранной декларантом таможенной процедурой.

  При вывозе товары декларируются в соответствии с таможенной процедурой, предусматривающей их вывоз, а в месте их убытия за пределы таможенной территории таможенного союза совершаются таможенные операции, связанные с убытием. Так же, как и в российском таможенном законодательстве, только товары, имеющие для таможенных целей статус иностранных, помещаются на временное хранение и перемещаются по таможенной территории таможенного союза в соответствии с процедурой таможенного транзита.

     Основным  отличием от порядка, действующего в  настоящее время,  является то, что  иностранные товары, ввезенные в  любое из государств-членов таможенного  союза и помещенные в нем под  таможенную процедуру выпуска для  внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров таможенного союза», получают право свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах таможенного союза. Исключение составляют товары,   в отношении которых  в  государстве-члене Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом. Это касается 409 товарных позиций, в отношении которых до 1 июля 2011 года в Республике Казахстан будут применяться ставки ввозных таможенных пошлин меньшие, чем установлены Единым таможенным тарифом. Аналогичная норма может быть установлена отдельным международным соглашением и в отношении транспортных средств, ввезенных физическими  лицами  и выпущенных для свободного обращения в  период со дня  вступления в силу Единого таможенного тарифа таможенного союза (1 января 2010 г.)  и  до дня начала функционирования Таможенного союза.

     Такие товары будут являться условно выпущенными, смогут использоваться только в пределах территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск, а  в случае их перемещения на территорию другого государства-члена таможенного союза  недоплаченная сумма таможенных платежей будет подлежать доплате.

     Транзит  

       В ТК ТС содержится единая  таможенная процедура – таможенный  транзит, то есть  по сравнению  с российским законодательством  больше не будет деления транзитной  процедуры на внутренний таможенный транзит (только по территории Российской Федерации) и международный таможенный транзит, осуществляемый через территорию Российской Федерации, что также упрощает правоприменительную практику.

     Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (глава 27 ТК ТС), применяются, в том числе, и к таможенной процедуре таможенного транзита. Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации. По-прежнему, в качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП и прилагаемые к ней документы. Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не претерпел существенных изменений, за исключением следующего:

      - в транзитной декларации должны  содержаться сведения о коде  товара в соответствии с Товарной  номенклатурой таможенного союза  на уровне не менее первых  шести знаков (в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации – четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

      - не требуется указания в транзитной  декларации ряда сведений, предусмотренных  ТК России (о водителях транспортных  средств, о предполагаемом сроке  таможенного транзита).

     Подача  таможенному органу отправления  транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в настоящее время это является правом, а не обязанностью).

     Декларантом таможенной процедуры таможенного  транзита (в ТК России – лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может  быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства-члена таможенного союза), но и лицо государства-члена таможенного союза, заключившее внешнеэкономическую сделку либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

     ТК  ТС четко определены случаи, в которых применяется процедура таможенного транзита: В том числе к ним относится перемещение товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза (в настоящее время специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории таможенного союза).

     Выпуск  товаров в свободное обращение 

Информация о работе Лекции по "Таможенное дело"