Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа
По официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80-100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд руб.
Контрафакция и фальсификация являются глобальными проблемами мировой экономики, они негативно сказываются на всех ее секторах.
Системная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией на современном этапе становится важной составляющей экономической безопасности государства.
Введение……………………………………………………………………….3
1 История развития контрафактной и фальсифицируемой продукции…...5
1. Период царской России……………………………………………...5
2. Правление Советской власти………………………………………..6
1.3 Современный этап…………………………………………………...8
2. Понятия фальсификации и контрафакции……………………………...13
1. Фальсификация и ее виды………………………………………….13
2. Контрафакция и ее виды…………………………………………..22
3. Признаки выявления некачественной продукции………………..23
3 Меры борьбы с контрафактной и фальсифицируемой продукцией…..25
3.1 Деятельность таможенных органов………………………………25
3.2 Причины развития контрафактной и фальсифицированной продукцией и пути их решения……………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….…34
Новый период российской истории в области идентификации и обнаружения фальсификации начинается в XXI в., после принятия Федерального закона «О техническом регулировании» [2]. Этот период характеризуется усилением борьбы в основном с контрафактной продукцией и ослаблением борьбы с другими видами фальсификации.
Борьба с контрафактом на государственном уровне начала осуществляться силами Госторгинспекции Минэкономразвития России, Государственного таможенного комитете и Министерства внутренних дел.
Так, 26 февраля 2003 г. Состоялось совместное заседание коллегии Минэкономразвития России и Министерства внутренних дел России, на котором рассматривался вопрос «О мерах по реализации Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерства внутренних дел РФ государственной политики по защите прав интеллектуальной собственности, пресечению производства и распространения фальсифицированной и контрафактной продукции».
По
результатам обсуждения был издан
приказ Минэкономразвития и МВД
России о 19 апреля 2003 г. № 132/261 «Об объявлении
решения совместного заседания
коллегий Минэкономразвития России
и МВД России», в котором определялись
следующие основные направления
деятельности министерств по охране
прав интеллектуальной собственности,
противодействия
Кроме того, в решении коллегии планировалась разработка проектов федеральных законов, предусматривающих установление ответственности за производство и распространение фальсифицированной и контрафактной продукции путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Уголовный Кодекс РФ[3], Кодекс РФ об административных правонарушениях[4] и в ФЗ «О лекарственных средствах» [5] .
В усилении борьбы с контрафактной продукцией оказались заинтересованными не только государственные органы, но и общественные объединения производителей. Так, Торгово-промышленная палата совместно с созданным в 2003 г. Общественным объединением – Союзом производителей против подделок провела в ноябре 2005 г. Конференцию: «Производители против подделки: стратегия победы».
В июле 2006 г. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, некоммерческое партнерство «Национальный проект «Россия против контрафакта», Координационный совет предпринимательских союзов в России организовали научно-практическую конференцию: «Роль системы добровольной сертификации в противодействии обороту контрафактной и фальсифицированной продукции».
В рамках системы добровольной сертификации предложен проект «Марка Года», в основу которого заложено выведение на потребительский рынок нового товарного знака с логотипом «Марка Года», который одновременно должен являться и знаком соответствия СДС с одноименным названием. Присваиваться знак должен сертифицированным товарам, работам и услугам, прошедшим проверку на контрафактность.
Методика проверки товаров и услуг на контрафактность, разработанная специалистами СДС «Марка Года» и патентными поверенными, направлена на установление факта наличия или отсутствия у заявителя исключительного права на использование товарного знака.
Борьба
с другими видами фальсификации
(групповой и видовой
До 2005 г. функции контроля за фальсифицированной продукцией выполняла Госторгинспекция Минэкономразвития России. После слияния ее с Госсанэпидемнадзором и образования Роспотребнадзора, в котором не был создан даже Департамент Госторгинспекции, эти функции осуществляются очень ограничено и только в части квалиметрической идентификации по показателям безопасности.
Как следствие этого, а также отсутствия технических регламентов, в которых должна быть определена процедура идентификации как обязательная, за последние годы (с 2005 г.) вновь отмечается рост производства и реализации фальсифицированной продукции. При этом достаточно часто под общеизвестными названиями и торговыми марками производится уже новые товары с измененными рецептурами, технологиями и потребительскими свойствами.
Изучение
исторического аспекта проблемы
фальсификации позволяет
Фальсификация – это действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.
В
широком смысле фальсификация может
рассматриваться как действия, направленные
на ухудшение потребительских
Самым широким понятием, трактующим фальсификацию товаров, является понятие «нелегитимный товар», так как товар может быть качественным, нефальсифицированным, в узком смысле, и неконтрафактным, но, например, неучтенным. В понятие «нелегитимный товар» должны входить фальсифицированный, некачественный и неучтенный. В свою очередь, в понятие «фальсифицированный товар» входят контрафактный товар и товары, у которых фальсифицированы количественные или качественные свойства. Понятия «фальсификация» и «контрафакция» важно определить как процессуальные категории, с учетом двух критериев: специального, отражающего внутреннюю специфику содержания данных явлений, и юридического, предполагающего определенную форму применения этих понятий в нормах права [11].
При фальсификации товаров обычно подвергается подделке подлинности одна или несколько характеристик товара. Поэтому различаются следующие виды фальсификации товаров: ассортиментная, качественная, количественная, стоимостная, информационная, комплексная.
Каждый вид фальсификации имеет свои характерные способы подделки подлинных товаров, а при комплексной – сочетание различных двух, трех или всех пяти видов.
При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной замены заменителями другого сорта, вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков. Для ассортиментной фальсификации той или иной группы товаров необходимы следующие условия:
-
наличие в продаже товаров
других групп, близких по
- подразделение качества товара на сорта;
-
производство и реализация
- производство и реализация товаров, отличающихся по показателям
качества и наличию дефектов;
- унификация упаковки, используемой для разных групп товаров.
В
зависимости от используемых средств
фальсификации, схожести свойств заменителя
и фальсифицируемого продукта различают
следующие способы
- пересортица;
-
замена высококачественного
- подмена натурального продукта имитатором.
Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.
К
ассортиментной фальсификации прежде
всего относят пересортицу
Яркими
примерами пересортицы
Качественная
фальсификация – подделка подлинных
товаров с помощью различного
рода пищевых или непищевых добавок
или нарушений рецептур для изменения
качественных показателей органолептических
и других свойств продуктов. Объектами
этого вида фальсификации служат
пищевые продукты с различными
добавками или нарушенными
- наличие в продаже различных пищевых красителей, ароматизаторов, замутнителей, загустителей, антиокислителей, консервантов, и других компонентов;
-
действие законодательных
- отсутствие надежного контроля за уровнем внесения тех или иных добавок;
-
отсутствие законов,
В зависимости от используемых средств фальсификации, степени введения заменителя и нарушения рецептурного состава фаьсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации: добавление воды; введение более дешевых компонентов за счет более дорогостоящих: частичная замена натурального продукта имитатором; добавление или полная замена продукта чужеродными добавками; введение различных пищевых добавок; частичная или полная замена продукта пищевыми отходами; повышенное содержание допустимых нормативно-технической документацией некачественной продукции или компонентов; введение консервантов, антиоксидантов и антибиотиков без их указания в маркировке товара.
Все добавки и компоненты, используемые при качественной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые. В свою очередь, пищевые добавки подразделяют на допустимые для здорового человека; допустимые для детей; допустимые при тех или иных заболеваниях.
Количественная
фальсификация – это
Стоимостная
фальсификация – реализация низкокачественных
товаров по ценам высококачественных
или товаров с меньшими количественными
характеристиками по цене товаров с
большими количественными показателями.
В
условиях рыночной экономики, одна из
характерных черт которой - свободные
цены, регулируемые только конкуренцией
между отдельными производителями,
стоимостная фальсификация