Контрафакция и фальсификация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

По официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80-100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд руб.
Контрафакция и фальсификация являются глобальными проблемами мировой экономики, они негативно сказываются на всех ее секторах.
Системная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией на современном этапе становится важной составляющей экономической безопасности государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
1 История развития контрафактной и фальсифицируемой продукции…...5
1. Период царской России……………………………………………...5
2. Правление Советской власти………………………………………..6
1.3 Современный этап…………………………………………………...8
2. Понятия фальсификации и контрафакции……………………………...13
1. Фальсификация и ее виды………………………………………….13
2. Контрафакция и ее виды…………………………………………..22
3. Признаки выявления некачественной продукции………………..23
3 Меры борьбы с контрафактной и фальсифицируемой продукцией…..25
3.1 Деятельность таможенных органов………………………………25
3.2 Причины развития контрафактной и фальсифицированной продукцией и пути их решения……………………………………….29
Заключение…………………………………………………………………..33
Список использованной литературы…………………………………….…34

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 65.27 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

     Введение……………………………………………………………………….3

     1 История развития контрафактной и фальсифицируемой продукции…...5

    1. Период царской России……………………………………………...5
    2. Правление Советской власти………………………………………..6

      1.3  Современный  этап…………………………………………………...8

  1. Понятия фальсификации и контрафакции……………………………...13
    1. Фальсификация и ее виды………………………………………….13
    2. Контрафакция и ее виды…………………………………………..22
    3. Признаки выявления некачественной продукции………………..23

          3  Меры борьбы с контрафактной  и фальсифицируемой продукцией…..25

      3.1 Деятельность  таможенных органов………………………………25

      3.2 Причины развития контрафактной и фальсифицированной продукцией и пути их решения……………………………………….29

     Заключение…………………………………………………………………..33

     Список  использованной литературы…………………………………….…34 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Важнейшая роль в деле обеспечения экономических  интересов государства принадлежит  таможенной службе – одному из базисных институтов экономики.

     В настоящее время на территории Российской Федерации функционирует 15 региональных таможенных управлений, 150 таможен, 503 таможенных поста. Сегодня таможенная служба Росссии – это 53800 сотрудников.

     Приоритетными направлениями деятельности таможенной службы России являются: осуществление  фискальной и правоохранительной функций, совершенствование технологий таможенного  оформления и таможенного контроля.

     Контроль  качества ввозимой и произведенной  на территории РФ продукции является одной из главных задач таможенных органов.

     По  официальным данным Роспатента, оборот поддельной продукции на российском рынке составляет 80-100 млрд руб. в год, в результате чего экономика недосчитывает 1,5 млн рабочих мест, а госбюджет – 30 млрд руб.

     Контрафакция  и фальсификация являются глобальными  проблемами мировой экономики, они  негативно сказываются на всех ее секторах.

     Системная борьба с контрафактной и фальсифицированной продукцией на современном этапе  становится важной составляющей экономической  безопасности государства.

     Актуальность  исследования по заявленной теме является значимой, в том числе по следующим  причинам:

     -   правообладатели, потребители и  государство несут убытки от

     контрафакции  и повышенные издержки, связанные  с защитой своих прав и интересов;

     - контрафакция и фальсификация  способствует формированию теневого  сектора экономики, снижает международный  авторитет страны, снижает приток  инвестиций и инновационную активность.

     В РФ имеется немало практических проблем, связанных с осуществлением борьбы с некачественной продукцией. Этим объясняется актуальность темы данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 История развития контрафактной  и фальсифицируемой продукции

         1.1 Период царской  России 

     В разные периоды развития человечества острота проблемы обнаружения и  предотвращения фальсификации то возрастала, то снижалась. Увеличение остроты отмечалось в трудные и смутные времена  в жизни определенных стран и  народов, которые характеризовались  экономическим спадом и обнищанием основной массы населения, ослаблением  функций государства в области  правового регулирования. Это объяснялось  тем, что у бедных часто нет  права выбора, так как в основным критерием при покупке становится цена [12].

     Российские  архивные документы свидетельствуют  о том, что вопрос об обмане покупателя и продаже поддельных (фальсифицированных) товаров в России был известен давно, и были приняты целый ряд  законов для защиты потребителей. Так, в правление Петра I был принят ряд указов о торговле пищевыми товарами на рынках столицы: сенатский указ от 18 сентября 1713 г., указы от 1718 г.,  1722 г.

     Однако, несмотря на тяжесть наказаний, создание учреждений в помощь полиции и  специальных служб, осуществляющих надзор за обманом покупателя и продажей поддельной продукции, проблема с фальсификацией пищевых продуктов оставалась острой и в середине XVIII века, и в начале ХIХ века. Свидетельством этому служит принятие указов, датированных 1837, 1841, 1861, 1866 гг. Так, согласно Уставу о наказаниях, налагаемых мировыми судьями (1855 г), устанавливался штраф до 100 рублей или предусматривался арест сроком до одного месяца.

     В законе от 12 мая 1890 г. к приготовлению  для продажи и к самой продаже  было приравнено хранение фальсифицированных товаров в торговых и промышленных помещениях. Были увеличены наказания  путем повышения штрафных выплат и лишения свободы до 3 месяцев. Среди поддельных пищевых продуктов, которые упоминались в законодательстве, были хлеб, мясо (1845 г), коровье масло, жиры (1891 г).

         1.2  Правление Советской  власти  

     С приходом Советской власти и установления государственной монополии на производство пищевых продуктов закона о защите потребителя от фальсифицированной продукции не существовало. Самого термина «фальсификация товаров» не было в нормативно-правовых актах, в  том числе Гражданском, Административном и Уголовном кодексах СССР.

     В то же время производство поддельных (фальсифицированных) продуктов было организовано в массовом масштабе, а доходы от реализации фальсифицированных товаров поступали в доход  государства [15].

     Борьба  с фальсификацией продукции началась только после отмены НЭПа. В период Гражданской войны и последующие трудные времена послевоенной разрухи отмечается резкое увеличение производства и реализации фальсифицированных товаров. Однако достоверные статистические данные известны, а контролирующие органы отсутствовали. О размахе в продаже подделок и обмане покупателей можно лишь делать предположения либо судить по воспоминаниям современников тех лет.

     Введение  государственной монополии и  контроля за производством и торговлей, а также жесткие репрессивные меры (вплоть до расстрела) значительно  уменьшили размеры фальсификации  реализуемых товаров.

     Положение дел с фальсификацией товаров  резко ухудшилось с началом перестройки. Появление кооперативов, индивидуальных предпринимателей, предприятий разных форм собственности, ослабление и частичная  ликвидация органов государственного контроля привели к резкому подъему  выпуска и реализации фальсифицированных товаров. Особенно процветали подделки торговых марок и страны происхождения, а также реализация низкокачественных  товаров, выдаваемых за высококачественные.

     В середине 90-х годов работу по выявлению  и предотвращению поставок в торговлю фальсифицированных товаров, особенно импортных, активизируют Госторгинспекция, Госстандарт и Государственный таможенный комитет.

     Расцвету  фальсификации товаров в значительной мере также способствовало принятие ряда нормативных документов, снимающих  ограничения по идентификации товаров  и услуг по их реализации. К ним  следует отнести Указ Президента России Б.Н.Ельцина «О свободе торговли» (1991 г.), Закон РФ «О стандартизации» (1993 г.), Правила сертификации пищевых  продуктов и продовольственного сырья и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         1.3 Современный этап 

     В действующем законодательстве Российской Федерации (за исключением Федерального закона РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[1], в котором дано определение фальсифицированным пищевым продуктам, материалам и изделиям) напрямую не говорится о таком виде правонарушений, как фальсификация товаров, хотя ответственность за ее последствия предусматривается.

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации «О качестве и  безопасности пищевых продуктов» фальсифицированные пищевые продукты, материалы и  изделия - пищевые продукты, материалы  и изделия, умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые  свойства и качество, информация о  которых является заведомо неполной или недостоверной.

     В современной России, завершающий  переход к рыночным отношениям, проблема идентификации товаров, обнаружения  и предотвращения разных видов их фальсификации не менее остра, чем 10 лет назад.

     Более того, некоторые аспекты этой проблемы получили новое звучание. В частности, на первый план выступила контрафакция товаров как разновидность ассортиментной и информационной фальсификации.

     Увеличение  объемов реализуемых фальсифицированных товаров вызывало необходимость  распознать разные виды и сорта подлинных  товаров, знать способы их производства, а также преднамеренные и непреднамеренные отклонения от них, вследствие чего появлялся  товар с ухудшенными свойствами.

     Введение  обязательной сертификации всех пищевых  продуктов, табачных изделий, определенной части непродовольственных товаров  и их идентификации как первой операции сертификационных испытаний, казалось, должно было бы остановить поток  фальсифицированных товаров и услуг. Однако это не произошло по ряду причин:

     - сразу после введения обязательной  сертификации производители и  продавцы сами осуществляли отбор  образцов, зачастую их фальсифицируя.  В дальнейшем эта схема при  осуществлении обязательной сертификации  была отменена и остановлена  только при добровольной сертификации;

     - официально введена в Правила  по сертификации норма о том,  что заявитель сам идентифицирует  предлагаемую на сертификацию  продукцию (позднее эта норма также была отменена);

      - высокая стоимость сертификационных  услуг побуждала мелких и средних  производителей покупать «по  дешевке» поддельные сертификаты;

     - коррумпированных в ряде органов  по сертификации, которые выдавали  подлинные сертификаты без идентификации  и лабораторных испытаний образцов. Эти органы были закрыты;

     - значительный удельный вес фальсифицированной, в том числе и контрафактной  продукции, производители и продавцы  которой были заинтересованы  в сокрытии их истинных товароведенных характеристик.

     Указанные причины привели к тому, что  к концу ХХ столетия объем фальсифицированной продукции достиг значительных  размеров – от  10 до 70% по отдельным  группам товаров и услуг.

     В 2000 году был принят Федеральный закон  «О качестве и безопасности пищевых  продуктов», в котором дается определение  «фальсифицированные пищевые продукты», введены нормы ответственности  за их выпуск и реализацию. В 2002 году Федеральный закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест происхождения товаров» вносятся изменения  и дополнения, в которых  дается определение «контрафактная продукция» и вводятся нормы ответственности  за ее выпуск и реализацию. В принятой   в 2006 г. Части IV ГК РФ эти нормы еще более конкретизируются и ужесточаются.

     В реальной практике многие нормы не применяются, а объемы производимой и реализуемой фальсифицированной и контрафактной продукции не уменьшаются, о чем свидетельствуют и частые сообщения СМИ, и отчеты контрольных органов.

     Поэтому, в настоящее время, проблема осуществления  идентификации, обнаружения и/или  предупреждения выпуска и реализации фальсифицированных, в том числе  контрафактных товаров остается актуальной.

Информация о работе Контрафакция и фальсификация