Источники таможенного права. Таможенное законодательство

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить официально установленные формы выражения и закрепления нормативных правовых норм в сфере таможенного дела.
Для реализации этой цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть понятие источники права. Рассмотреть их признаки и виды.
Рассмотреть источники таможенного права.
Раскрыть понятие и содержание таможенного законодательства.
Рассмотреть виды нормативных правовых актов в сфере таможенно дела.
Раскрыть изменения в таможенном законодательстве России в связи с созданием Таможенного союза.
Выявить проблемы применения таможенного законодательства Таможенного Союза.
Рассмотреть судебную практику в сфере таможенного дела и ее влияние на источники таможенного права.

Содержание

Введение 3
1 Понятие, признаки и виды источников права 5
1.2 Система источников таможенного права 7
2 Таможенное законодательство: понятие и содержание 17
2.1 Виды нормативных правовых актов в сфере таможенного дела 18
2.2 Таможенный союз: изменения в таможенном законодательстве 20
2.3 Проблемы применения таможенного законодательства
Таможенного союза 24
3 Судебная практика и ее влияние на источники таможенного права 32
3.1 Правовой прецедент. Мнение Т.Г. Морщаковой 32
3.2 Судебная практика 35
Заключение 41
Список источников и литературы 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая Лихачева.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

     В соответствии с Конституцией РФ какие-либо ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом (а не каким-то иным правовым актом) и только в тех случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Данное положение является гарантом демократичности и стабильности таможенного права, в то же время, допуская определенную гибкость.

     Нормы Конституции РФ гарантируют единство экономического пространства на территории страны, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8), обязывают каждого платить установленные налоги и сборы (ст. 57) [1].

     Положения Основного закона формируют основы таможенного регулирования (ст. 71). В  пункте "ж" ст. 71 говорится, что таможенное регулирование относится к ведению Российской Федерации. Иными словами, таможенное регулирование носит исключительно федеральный характер. Причем таможенное регулирование определяется как установление порядка и правил, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

     Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает  устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы  и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Тем самым определены территориальные пределы таможенного регулирования.

     В соответствии с п. "в" ст. 106 Конституции  РФ федеральные законы по вопросам таможенного регулирования подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации Федерального Собрания. Это должно обеспечить соблюдение в таможенном деле интересов как России в целом, так и ее субъектов.

     Помимо  названных статей Конституции РФ, которые прямо относятся к  таможенному  делу, в ней содержатся и другие общие нормы, имеющие таможенную направленность. К ним можно отнести следующие:

  • о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности - ч. 1 ст. 8;
  • о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности - ч. 2 ст. 8;
  • об официальном опубликовании для всеобщего сведения любых нормативных актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, - ч. 3 ст. 15.

     Общепризнанные  признанные принципы и нормы международного права и договоры Российской Федерации.

     Исключительно важное значение для таможенного  права имеет положение Конституции  РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права  и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы, и если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора - ч. 4 ст. 15.

     Исходя  из этого, можно констатировать, что  международные договоры и соглашения с участием РФ, касающиеся таможенных вопросов, являются важнейшими источниками таможенного права России. В настоящее время Российская Федерация участвует в большинстве международных договоров и соглашений, касающихся таможенных вопросов, среди них особое место занимают следующие конвенции [14]:

  • Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) 1979 в редакции от 26.05.1999;
  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) 1975 с поправками 1997;
  • Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961;
  • Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990;
  • Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983;
  • Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 09.06.1977.

     Кодифицированные  законы

     Кодифицированные  законы призваны комплексно регулировать определенный крут общественных отношений. Они представляют собой юридически и логически цельные, внутренне согласованные законодательные акты, объединяющие как отдельные нормы права, так и целые правовые институты, которые регулируют разнородные общественные отношения в пределах определенной отрасли права [18]. 

     Источниками таможенного права являются следующие кодифицированные законы:

  • Таможенный кодекс Таможенного союза. Разработан на основе положений Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) от 26 июля 1999 года,  ратифицирован Российской Федерацией 21 мая 2010 г. и вступил в силу 1 июля 2010 г.

       Таможенный кодекс Таможенного союза регулирует отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, посредством властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения указанными товарами [7].

  • Гражданский кодекс РФ является источником таможенного права, так как именно гражданским законодательством урегулированы общие принципы заключения и исполнения гражданско-правовых договоров, применяемых и в области таможенного дела. Нормы о субъектах отношений в области таможенного дела по существу являются отсылочными к гражданскому законодательству - основы правового статуса различных лиц заложены в ГК РФ [3].
  • Налоговый кодекс Российской Федерации -   устанавливающий систему налогов и сборов в Российской Федерации.

     В соответствии со ст. 30 Налогового кодекса РФ таможенные органы наделены статусом налоговых органов. Статья 34 Налогового кодекса РФ гласит «Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза  и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, настоящим Кодексом, иными федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами» [5].

     Таким образом, Налоговый кодекс РФ регулирует отношения в сфере таможенного дела, связанные с выплатой таможенных платежей, таких как налог на добавленную стоимость и акциз.

  • Кодекс об Административных правонарушениях РФ устанавливает понятие, виды и ответственность за административные правонарушения.

     Глава 16 Кодекса об административных правонарушениях  РФ устанавливает административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил, а также виды и размеры соответствующих санкций. регулирует привлечение к ответственности за совершение правонарушений в таможенной сфере.  Согласно КоАП  РФ таможенные органы могут возбуждать дела, которые содержаться не только в главе 16, но и в других разделах данного кодекса [4].

  • Уголовный кодекс РФ.

     Уголовная ответственность является к одной  из разновидностей юридической ответственности. Основанием возникновения любого юридического правоотношения (правомерного или неправомерного) является юридический факт — действие или событие.

       Фактическим основанием возникновения  уголовного правоотношения по  привлечению физического лица  к уголовной ответственности  является наличие состава преступления в совокупности его признаков [19].

     Преступления, посягающие на порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, относятся к преступлениям в сфере экономической деятельности (ст. 169—200 гл. 22 УК РФ).

     Следующие статьи УК РФ регулируют преступления в сфере таможенного дела [6]:

  • контрабанда (ст. 188 УК РФ);
  • незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники (ст. 189 УК РФ);
  • невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ);
  • невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст. 193 УК РФ);
  • уклонение от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ).

     Иные  текущие законы.

     Помимо  кодифицированных законов источниками таможенного права являются иные федеральные законы или так называемые текущие законы. Среди них особое место занимает Закон РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [12].

     Закон разработан в связи с принятием  Таможенного кодекса Таможенного  союза, который является неотъемлемой частью договора, подписанного 27 ноября 2009 г главами трех государств - России, Белоруссии и Казахстана.

     Закон регулирует отношения, связанные с  ввозом товаров в РФ и вывозом  товаров из РФ, их перевозкой по территории России под таможенным контролем, перемещением товаров между территорией РФ и территориями искусственных островов, установок и сооружений, над которыми РФ осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей [8].

     Также к иным федеральным законам федеральных  законов, которые содержат правовые нормы, регулирующие отдельные аспекты таможенно-правовых отношений относятся [20]:

  1. Федеральный закон РФ от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»
  2. Федеральный закон РФ от 17.07.2009 №150-ФЗ «О вывозе и ввозе культурных ценностей»;
  3. Федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»;
  4. Федеральный закон РФ от 08.01.1998 №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  5. Федеральный закон РФ от 13.12.1996 №150-ФЗ «Об оружии».

     Важными и наиболее многочисленными источниками  таможенного права являются подзаконные нормативные акты по различным аспектам таможенного дела.

     Подзаконные акты — указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты — играют менее значимую роль в таможенно-правовом регулировании. В основном такие акты посвящены регулированию второстепенных вопросов в соответствии с законами и во исполнение законов [10].

     Примером  могут служить: Постановление Правительства РФ от 26.07.2007 №459 «О Федеральной таможенной службе», которое определяет систему, права и обязанности таможенных органов России, приказ ФТС от 26.05.2011 №1067 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль при перевозке товаров автомобильным транспортом при их прибытии (убытии), помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а также временном хранении» и др.

     Правовой обычай и правовой прецедент.

     Правовой  обычай в практике регулирования  таможенных отношений в Российской Федерации применяется ограниченно. В то же время его использование не запрещено. По общему правилу обычное право действует тогда, когда нет соответствующих указаний закона, то есть имеются пробелы законодательства.      Например, в таможенной сфере обычаи используются при таможенном оформлении грузов, перевозимых морем,  с помощью которых регулируются такие вопросы, как очередность пропуска судов на таможенный досмотр [21].

     В качестве источника российского  права в последние годы в теории права все чаще признается правовой прецедент. Правовой прецедент –  это правило поведения, сформулированное судом при рассмотрении конкретного  дела в судебном решении, имеющее общеобязательное значение. Судебный прецедент как источник права представлен главным образом решениями Конституционного Суда РФ. Общеобязательность решений Конституционного Суда РФ выражается в том, что в соответствии со ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994г. «О конституционном Суде Российской Федерации» акты или отдельные положения, признанные данным субъектом неконституционными, утрачивают силу. Таким образом, Конституционный Суд формулирует для всех обязательное правило не применять эти акты. Кроме того, он часто в ходе рассмотрения дела формулирует правило поведения общего характера, которое ранее не было зафиксировано в каком-либо нормативном акте [17].

Информация о работе Источники таможенного права. Таможенное законодательство