Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 22:33, реферат

Описание работы

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в семье флорентинцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Рядом с ними жила семья каменотесов, с которыми в Микеланджело очень тесно общался в детве, они научили его основам резьбы по камню.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Юность и обучение………………………………………………………………..4
Флорентийский период………………………………………………………..….8
Первый римский период. Сикстинская капелла……………………………….13
Возвращение во Флоренцию...………………………………………………….16
Второй римский период…………………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы…............................................................22

Работа содержит 1 файл

реферат культурология.docx

— 341.65 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки  РФ


Всероссийская Государственная Налоговая  Академия

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Силютина Эльвира Романовна

 

Проверил:

Комаров В.П.

 

 

 

 

 

 

г. Москва, 2011

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………...3

Юность и обучение………………………………………………………………..4

Флорентийский период………………………………………………………..….8

Первый римский период. Сикстинская капелла……………………………….13

Возвращение во Флоренцию...………………………………………………….16

Второй римский период…………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы…............................................................22 

Введение.

Взять именно эту тему для реферата по культурологии, меня вдохновил биографический роман Ирвинга Стоуна «Муки и радости», где описывается весь жизненный путь Микеланджело Буонарроти скульптора, художника, архитектора и поэта, начиная с его детства и обучения мастерской Гирландайо, заканчивая его смертью.

Именно эта благодаря  этой книге, я узнала творчество Микеланджело гораздо глубже, не только с внешней стороны, но и с более глубокой, ведь чтобы понять произведение нельзя смотреть на него только с внешней стороны, необходимо узнать историю его создания и жизнь творца. Так как Микеланджело жил в эпоху Возрождения, он встретил многих гениев того времени, таких как Леонардо Да Винчи, Джотто, Донателло и многие другие, поэтому необходимо рассматривать вместе жизнь и творчество Микеланджело

 

Юность и обучение.

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в семье флорентинцев в Капрезе. Его отец был высокопоставленным членом городской администрации. Рядом с ними жила семья каменотесов, с которыми в Микеланджело очень тесно общался в детве, они научили его основам резьбы по камню. Семья вскоре перебралась во Флоренцию; ее материальное положение было скромным. Научившись читать, писать и считать, Микеланджело в 1488 году стал учеником в мастерской Гирландайо. Здесь он познакомился с основными материалами и техниками и создал карандашные копии произведений великих флорентийских художников Джотто и Мазаччо; уже в этих копиях появилась характерная для Микеланджело скульптурная трактовка форм.

Вскоре Микеланджело начал  работать над скульптурами для коллекции  Медичи и привлек внимание Лоренцо  Великолепного. В 1490 году он поселился  в палаццо Медичи и оставался  там до смерти Лоренцо в 1492 году. Лоренцо Медичи окружил себя наиболее выдающимися людьми своего времени. Здесь были поэты, филологи, философы, комментаторы, такие, как Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола; сам Лоренцо был прекрасным поэтом. Лоренцо решил возродить скульптуру во Флоренции, создав в школу скульпторов, куда попал Микеланджело, в Садах Медичи. Для него скульптура была искусством «вычленения» или освобождения фигуры, заключенной в каменном блоке. Не исключено, что некоторые из его самых поразительных по силе воздействия произведений, которые кажутся «неоконченными», могли быть намеренно оставлены такими, потому что именно на этой стадии «освобождения» форма наиболее ярко воплощала замысел художника.

Некоторые из главных идей круга Лоренцо Медичи послужили  источником вдохновения и терзаний Микеланджело в его дальнейшей жизни, в частности противоречие между  христианским благочестием и языческой  чувственностью. Считалось, что языческая философия и христианские догматы могут быть примирен, что все знания, если они правильно поняты, являются ключом к божественной истине. Физическая красота, воплощенная в человеческом теле, является земным проявлением красоты духовной. Телесная красота может прославляться, однако этого недостаточно, ибо тело – тюрьма души, которая стремится вернуться к своему Создателю, но может осуществить это только в смерти. Согласно Пико делла Мирандола, в течение жизни человек обладает свободой воли: он может вознестись к ангелам или погрузиться в бессознательное животное состояние. Молодой Микеланджело находился под воздействием оптимистической философии гуманизма и верил в безграничные возможности человека.

Мраморный рельеф «Битва кентавров» (Флоренция, Каса Буонарроти) имеет вид римского саркофага и изображает сцену из греческого мифа о битве людей лапифов с полуживотными кентаврами, напавшими на них во время свадебного пиршества. Сюжет был подсказан Анджело Полициано; его смысл – победа цивилизации над варварством. Согласно мифу, лапифы победили, однако в интерпретации Микеланджело исход битвы неясен. Скульптор создал компактные и напряженные массы обнаженных тел, продемонстрировав виртуозное мастерство в передаче движения посредством игры света и тени. Следы резца и неровные края напоминают нам о камне, из которого являются фигуры.

Второе произведение –  деревянное «Распятие» (Флоренция, Каса Буонарроти). Голова Христа с закрытыми глазами опущена на грудь, ритм тела определяется скрещенными ногами. Тонкость этого произведения отличает его от мощи фигур мраморного рельефа.

Из-за опасности вторжения  французов осенью 1494 года Микеланджело покинул Флоренцию и по пути в  Венецию на некоторое время остановился  в Болонье, где создал три небольшие  статуи для гробницы святого Доминика, работа над которой была прервана из-за смерти начавшего ее скульптора. В следующем году он ненадолго вернулся во Флоренцию, а затем отправился в Рим, где провел пять лет и в конце 1490-х годов создал два крупных произведения. Первое из них – статуя «Вакха» в человеческий рост, предназначенная для кругового обзора. Пьяного бога вина сопровождает маленький сатир, который лакомится виноградной гроздью. Вакх как будто готов упасть вперед, но сохраняет равновесие, отклоняясь назад; его взгляд обращен на чашу с вином. Мускулатура спины выглядит упругой, но расслабленные мышцы живота и бедер демонстрируют физическую, а значит и духовную слабость. Скульптор добился решения трудной задачи: создать впечатление неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла нарушить эстетический эффект.

Более монументальное произведение – мраморная «Пьета» (Ватикан, собор святого Петра). Эта тема была популярна в эпоху Ренессанса, но здесь она трактуется достаточно сдержанно. Смерть и сопровождающая ее скорбь словно содержатся в мраморе, из которого изваяна скульптура. Соотношение фигур таково, что они образуют низкий треугольник, точнее, коническую структуру. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Микеланджело изобразил Богоматерь молодой, словно это не Мать и Сын, а сестра, оплакивающая безвременную смерть брата. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого Бернарда в последней канцоне «Божественной комедии» говорится: «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этого глубокой богословской мысли (далее изображение скульптуры «Пьета»).


 

На облачении Богоматери Микеланджело в первый и последний  раз вырезал подпись: «Микеланджело, флорентинец». Микеланджело сделал это из-за того, когда он пришел посмотреть на свое творение, он услышал, как эту скульптуру приписывают то одному, то другому скульптору, но не Микеланджело Буонарроти, что сильно задело его личное достоинство. К 25 годам закончился период формирования его личности, и он вернулся во Флоренцию в расцвете всех возможностей, которыми может обладать скульптор.

Флоренция периода республики. В результате вторжения французов  в 1494 году Медичи были изгнаны, и на четыре года во Флоренции установилась фактическая теократия проповедника Савонаролы. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и  папского престола Савонарола и два  его последователя были приговорены  к сожжению на костре. Эти события  во Флоренции непосредственно не затронули Микеланджело, однако они оставили его равнодушным, так как во время главенствования Савонаролы был фактически разрушен замок Медичи, где он провел большую часть своей юности и, что больше всего повергло его в шок, это разрушение и уничтожение произведений искусства, которые хранились в замке Медичи.

Флорентийский период.

На смену вернувшемуся Средневековью Савонаролы пришла светская республика, для которой Микеланджело создал свое первое крупное произведение во Флоренции, мраморную статую «Давида» (1501-1504, Флоренция, Академия). Колоссальная фигура высотой 4,9 м вместе с основанием должна была стоять у собора.

Образ Давида был традиционен  во Флоренции. Донателло и Верроккьо  создали бронзовые скульптуры юноши, чудесным образом поразившего великана, голова которого лежит у его ног. В отличие от них Микеланджело изобразил момент, предшествующий схватке. Давид стоит с переброшенной  через плечо пращой, сжимая в левой  руке камень. Правая часть фигуры напряжена, в то время как левая слегка расслаблена, как у атлета, готового к действию. Образ Давида обладал  особым смыслом для флорентинцев, и скульптура Микеланджело привлекла всеобщее внимание. Давид стал символом свободной и бдительной республики, готовой победить любого врага. Место у собора оказалось неподходящим, и комитет граждан постановил, что скульптура должна охранять главный вход в здание правительства, палаццо Веккьо, перед которым теперь находится ее копия. Интересна история, связанная с мрамором для скульптуры Давида, Микеланджело находился в долгих поисках подходящего мрамора, но никак не мог найти такого, однажды придя на каменоломню, он увидел идеальный стоявший в углу кусок мрамора. Подойдя к продавцу и спросив, почему такой чудесный мрамор стоит в углу, он узнал, что прошлый неумелый скульптор испортил камень и теперь внутри есть трещина, поэтому никто, боясь не справиться с этой трещиной, не берет этот мрамор. Но Микеланджело взял именно этот кусок, и благодаря своему гениальному таланту скульптора отсек эту трещину, которая проходила прямо под рукой Давида.

   


В эти же годы был задуман еще один крупный государственный проект: Леонардо да Винчи и Микеланджело было поручено создать две огромные фрески для зала Большого Совета в палаццо Веккьо на тему исторических побед флорентинцев при Ангиари и при Кашине. Сохранились только копии картона Микеланджело «Битва при Кашине». На нем была изображена группа солдат, бросающихся к оружию в то время, как на них внезапно напали враги во время купания в реке. Сцена напоминает «Битву кентавров»; на ней изображены обнаженные фигуры во всевозможных позах, которые представляли для мастера больший интерес, чем сам сюжет. Вероятно, картон Микеланджело пропал около 1516 года; согласно автобиографии скульптора Бенвенуто Челлини, он был источником вдохновения для многих художников.

К этому же времени (около 1504-1506 годов) относится единственная бесспорно принадлежащая Микеланджело картина – тондо «Мадонна Дони» (Флоренция, Уффици), в котором нашло отражение стремление к передаче сложных поз и к пластической трактовке форм человеческого тела. Мадонна склонилась вправо, чтобы взять Младенца, сидящего на колене Иосифа. Единство фигур подчеркивается жесткой моделировкой драпировок с гладкими поверхностями. Пейзаж с обнаженными фигурами язычников за стеной беден деталями.

В 1506 году Микеланджело начал  работу над статуей «Евангелиста Матфея» (Флоренция, Академия), которая  должна была быть первой из серии 12 апостолов  для собора во Флоренции. Эта статуя осталась неоконченной, так как двумя  годами позже Микеланджело отправился в Рим. Фигура вырубалась из мраморного блока, сохраняя его прямоугольные  формы. Она выполнена в сильном  контрапосте (напряженная динамическая неуравновешенность позы): левая нога поднята и опирается на камень, что вызывает смещение оси между  тазом и плечами. Физическая энергия  переходит в духовную, сила которой  передается крайней напряженностью тела.

Флорентийский период творчества Микеланджело был отмечен почти  лихорадочной активностью мастера: кроме перечисленных выше произведений, он создал два рельефных тондо с изображениями Мадонны (Лондон и Флоренция), в которых различная степень законченности используется для создания выразительности образа; мраморную статую «Мадонны с Младенцем» (собор Нотр-Дам в Брюгге) и несохранившуюся бронзовую статую «Давида».


В Риме времен папы Юлия II и  Льва X. В 1503 году Юлий II занял папский  престол. Ни один из меценатов не использовал  искусство в целях пропаганды так широко, как Юлий II. Он начал  сооружение нового собора святого Петра, ремонт и расширение папской резиденции по образцу римских дворцов и  вилл, роспись папской капеллы  и подготовку великолепной гробницы для самого себя.

Детали этого проекта  неясны, но, по-видимому, Юлий II представлял  себе новый храм со своей гробницей  наподобие усыпальницы французских  королей в Сен-Дени. Проект нового собора святого Петра был поручен Браманте, а в 1505 году Микеланджело получил заказ на разработку проекта гробницы. Она должна была стоять свободно и иметь размер 6 на 9 м. Внутри должно было находиться овальное помещение, а снаружи – около 40 статуй. Ее создание было невозможно даже в то время, но и папа, и художник были неудержимыми мечтателями.

Гробница так и не была построена в той форме, как  ее задумал Микеланджело, и эта  «трагедия» преследовала его почти 40 лет. План гробницы и ее смысловое  содержание могут быть реконструированы по предварительным рисункам и описаниям. Наиболее вероятно, что гробница должна была символизировать трехступенчатый  подъем от земной жизни к вечной. У основания должны были находиться статуи апостола Павла, Моисея и пророков, символы двух путей достижения спасения. Наверху должны были помещаться два ангела, несущие Юлия II в рай. В результате были завершены только три статуи; контракт на гробницу заключался шесть раз на протяжении 37 лет, и, в конце концов, памятник был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи.

Информация о работе Жизнь и творчество Микеланджело Буонарроти