Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование зеркала как феномена культуры.
Для достижения основной цели нами были поставлены следующие задачи:
• познакомиться с различными мифологическими представлениями о зеркалах;
• понять, как же функционирует зеркало в мифологическом сознании;
• выявить особенности использования зеркал на своих полотнах западными живописцами;
• проследить изменение роли зеркала в русском изобразительном искусстве.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Зеркало в мифологии.
§ 1. Мифология зеркала………………….……………..….…………………….5
§ 2. Зеркала в мифологическом сознании………….………………..…………10
Глава 2. Зеркало в живописи.
§ 1. Зеркала в зарубежном изобразительном искусстве…….…………………...17
§ 2. Зеркало в русском изобразительном искусстве XVIII–XX века…………20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………...25
Приложения……………………………………………………………………..26
Обобщая
все вышесказанное, следует отметить,
что в древнейшие времена «зеркало
как солнце» было напрямую связано с женским
образом – зеркало всегда было атрибутом
богинь, и практически никогда не было
атрибутом богов-мужчин. Также, стоит сказать
и о том, что представление о «зазеркалье»
в мифологии неразрывно связано с представлениями
о душе. У
многих народов бытовали представления
о том, что душа может находиться не только
внутри человека, но и отделяться от него,
получать свое воплощение, например, в
тени или в отражении. Зеркало - это магический
инструмент, в котором отражается настоящее,
прошлое и будущее. Многие писатели используют
образ зеркала для иллюстрации двойственности
человеческой натуры. Особенность их произведений
в том, что Зло в них не внешнее, а внутреннее.
Это разговор о двойственности натуры
человека, когда внутри него борется доброе
и злое, рациональное и иррациональное.
Правда, постепенно,
на смену идее самопознания через зеркало,
приходит боязнь обмана. Например, для
Бахтина, зеркало - это не инструмент самопознания,
а напротив, - закрытая дверь.
§ 2. Зеркала в мифологическом сознании
Для мифологического сознания “зеркальность” была принципом познания мира, одной из форм его духовно-практического освоения.
В новейшей теософии зеркало maja называется Вечным зеркалом чудес, Девственницей Софией, вечно рождающей и вечно девственною” 1. “Происхождение слова Маг - Название: маг происходит от maja, зеркало (П), в котором Брама, по индийской мифологии, испокон веков видит себя и все чудеса своего могущества” 2. В древнекитайской мифологии: “Зеркало было знаменательной эмблемой всевидящего ока их главного божества…” 3.
Если одной из сторон зеркала является удвоение пространственных характеристик отображаемого объекта, то для мифологического сознания эта закономерность проявилась, прежде всего, в удвоении человека, я сам, и отображенный я в зеркале. Понятие “двойника” есть практически у всех народов, находящихся на определенной ступени развития мифологического сознания, и в Древнем Египте 4, и в современном Алтае у шаманов. Но мифологическое сознание зеркала имеет свою специфику, которая отображена в структуре мифологического сознания.
Для мифологического сознания характерно циклическое понимание исторического времени, тождественность вечности и мгновения, космоса созданного и создающегося, причем цикличность, круговорот связан не с длительностью, а с событием, которое вечно, бесконечно, но всегда дано - телесно, чувственно, осязаемо 5 .
Так среди образцов скифского искусства, обращаясь к популярному сюжету, - сидящая женщина в длинном одеянии с зеркалом в руках и стоящий перед ней молодой скиф, - исследователи обнаружили, что зеркало не атрибут богини, а, по-моему, оно является формой раскрытия “двойника” противоположного пола в зеркале. Эту особенность описывает Д.С. Раевский: “… как женщина держит зеркало: оно помещено строго в центре композиции, между персонажами как бы для того, чтобы в него могли смотреться оба героя сцены. У индийцев, таджиков, персов и других народов, предки которых были близкими родственниками скифов, так совершался свадебный обряд: жених и невеста должны смотреться в одно зеркало. Более того, у некоторых народов именно отраженными в зеркало, а не непосредственно, они впервые видят лица друг друга” 6.
У многих народов мира зеркала служили миниатюрной моделью Вселенной, а изображение на них - чем-то вроде календаря, имевшее в глубоком прошлом огромное значение для хозяйственной деятельности.
Духовно-практическое “зеркальное” овладение миром проявляется во многих формах мифологического осознания внешнего мира. Дж. Дж. Фрезер, приводя фактический этнографический материал по “Душе как тени и отражению” 7, приводит истолкование тени как зеркального отражения жизни души , аналогично Э.Б. Тейлор пишет: “… туземцы острова Фиджи различают “темную душу” человека, или тень, которая идет в Аид, и его “светлую душу”, или отражение в воде и зеркале, которое остается там, где он умирает 8.
В древневосточной культуре
Мифологические корни зеркала
как принципа
Афанасьев А.П. приводит
В 40-х годах Х1Х века была
даже деревня Зерцалы
У многих народов сохранился
обычай - в доме усопшего закрывать
тканью все зеркала в доме
или поворачивать их к стене.
К.Г. Юнг отмечал, что “
Вспомните сказку А.С. Пушкина “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”: “… ей в приданое дано было зеркальце одно. Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела. С ним приветливо шутила и красуясь говорила: “Свет мой, зеркальце! скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?”.
М. Забылин в собрании “
Неудивительно частое
В комментариях к книге Льюиса Кэрролла, Мартин Гарднер пишет, что в зеркале все асимметричные предметы (предметы, не совпадающие по своим зеркальным отражениям) предстают обращенными, “выворачиваются”. В книге много примеров таких зеркальных отражений. Например, самое начало: “… я тебе расскажу все, что знаю про Зазеркальный мир… там есть комната, которая начинается прямо за стеклом. Она совсем такая же, как наша гостиная, Кстати, только все там наоборот! Когда я залезаю на стул и смотрю в зеркало, она видна мне вся, кроме камина…”, “… Тут Алиса оказалась на каминной полке, хоть и сама не заметила, как она туда попала. А зеркало, и точно, стало таять, словно серебристый туман поутру. Через миг Алиса прошла сквозь зеркало и легко спрыгнула в Зазеркалье.” Ш. Лесли в комментариях пишет, что “Зазеркальная жизнь, в которой все возникает в обратной перспективе, есть символ жизни сверхъестественной”. 13. Эликзендер Тейлор в комментариях отмечает удивительное: “… Кэрролл здесь предвосхищает Эйнштейна. Возможно, он действительно представляет здесь духовные странствия Алисы, в результате которых она оказывается там же, откуда ушла. Однако в основе этого эпизода лежит математический фокус. В нашем мире скорость есть частное от деления расстояния на время: s = d : t. В “Зазеркалье”, однако, скорость есть частное от деления времени на расстояние. При большой скорости время велико, а расстояние мало. Чем выше скорость, тем меньше пройденное расстояние. Чем быстрее бежала Алиса во времени, тем более она оставалась на том же месте в пространстве” 14. Мысли Льюиса Кэрролла получили большое влияние. Так в стихотворении “Зеркало” (1899) русского поэта С.Г. Фрула (1860-1916) используется прием “зеркального отражения” и множество других примеров.
Из сказок данная тема в Новое и Новейшее время переходит в фантастику. Например, в фантастическую прозу Латинской Америки “Книга песчинок”, в рассказах Мануэля Мухика Лайнес “Расстроенное зеркало”, или об отражении зеркалом Вселенной - Хорхе Луис Борхес “Алеф”.
Блестящей иллюстрацией волшебного зеркала можно считать популярный сказочный энциклопедический роман Джона Рональд Руэл Толкиена “Властелин Колец” - волшебное зеркало Галадриэль, стеклянно-зеркальный палантир.
Фантастика освоила тему
Укажем, например, также роман Эвелины Шац “Стансы и медитация” с подзаголовком “Антипространства зеркальной иллюзии”, “Серебро-хрусталь. Рояль из дымчатого хрусталя с серебряной пылью. Весь мир как зеркало. Только клавиши из черного хрусталя. Рояль весь светится, у него серебряный тембр. Лишь воображению, а не слуху доступны порождаемые им звуки. Звучащее зеркало отражает пламя свечей Барри Линдона, старые портреты, тяжелое золото рам, радуга снегов и рос по ту сторону стекла, серого кота, который любит смотреться в зеркало, сидя на крышке фортепиано, руку молодой женщины, упавшую вдоль тела, неизвестное, сосредоточившееся в воспоминаниях, гигантскую зеркальную копилку солнца. Голос фортепиано как эхо разбегается по залам, дробясь между зеркалами и резонансами. Зеркало как врата в Землю Обетованную. И как граница инобытия, где гениальный Кокто поместил темный и запутанный мир Зла. Зов зеркала - чары неведомого - дрожь фантазии” 15.
Таким образом, мы можем говорить о том, что мифологическое сознание зеркала имеет свою специфику, которая отображена в структуре мифологического сознания, для которого характерно циклическое понимание исторического времени, тождественность вечности и мгновения.
Мифологические корни зеркала как принципа организации бытия отражены во множестве примет, гаданий и верований. Не удивительно частое употребление зеркал в сказочной культуре, которая, по происхождению, имеет мифологический характер.
Из
сказок данная тема в Новое и Новейшее
время переходит в фантастику. Например,
в фантастическую прозу Латинской Америки
«Книга песчинок» Фантастика
освоила тему зеркала по мистическим и
оккультным направлениям, уходящим корнями
в мифологическое сознание.