Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2010 в 21:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексное исследование зеркала как феномена культуры.
Для достижения основной цели нами были поставлены следующие задачи:
• познакомиться с различными мифологическими представлениями о зеркалах;
• понять, как же функционирует зеркало в мифологическом сознании;
• выявить особенности использования зеркал на своих полотнах западными живописцами;
• проследить изменение роли зеркала в русском изобразительном искусстве.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Зеркало в мифологии.
§ 1. Мифология зеркала………………….……………..….…………………….5
§ 2. Зеркала в мифологическом сознании………….………………..…………10
Глава 2. Зеркало в живописи.
§ 1. Зеркала в зарубежном изобразительном искусстве…….…………………...17
§ 2. Зеркало в русском изобразительном искусстве XVIII–XX века…………20
Заключение……………………………………………………………………...23
Список используемой литературы…………………………………………...25
Приложения……………………………………………………………………..26
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
«ИВАНОВСКАЯ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТЕКСТИЛЬНАЯ
(ИГТА)
Факультет экономики и управления
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
на тему
«
ЗЕРКАЛО КАК КУЛЬТУРНЫЙ
ФЕНОМЕН »
Автор работы …………………………………………..……Д.С. Печенина
Специальность 060800 Экономика и управление на предприятии
Специализация 521500 Менеджмент
Руководитель
работы …………………………………………Г.К.
Белугина
Иваново 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Зеркало в мифологии.
§ 1. Мифология
зеркала………………….……………..….………………
§ 2. Зеркала в мифологическом сознании………….………………..…………10
Глава 2. Зеркало в живописи.
§ 1. Зеркала в зарубежном изобразительном искусстве…….…………………...17
§ 2. Зеркало в русском изобразительном искусстве XVIII–XX века…………20
Заключение……………………………………………………
Список
используемой литературы…………………………………………...
Приложения……………………………………………………
Введение
С древних времен человечество всегда интересовало собственное отражение. Взять хотя бы Нарцисса с его страстью к самолюбованию. Зеркальное отражение стало для человека инструментом самопознания, а для творцов - благодатной темой, которая воплощена в живописи и графике, скульптуре и литературных произведениях.
Феномен зеркала раскрывается в трех проекциях (зеркало-предмет, идея зеркальности и образ зеркала) и реализуется в пространстве материальной, духовной и художественной культуры.
Зеркало-предмет и образ зеркала в искусстве являются объектами исследования широкого круга гуманитарных дисциплин: археологии, этнографии, теории и истории культуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусств, литературоведения, психологии, философии, семиотики.
Отдельные
аспекты символики зеркала и
отражения в мифологии и
К проблеме художественного образа зеркала в изобразительном искусстве обращались СМ. Даниэль, В. Кеменов. Следует отметить статьи Д.Н. Молока, В.М. Турчина, М.Б. Ямпольского, посвященные проблеме изменения семантики зеркала и его образа в истории культуры с древних времен до XX века.
В XX веке усилился интерес к изучению феномена зеркальности в философии и психоанализе. Проблема восприятия зеркального отражения рассмотрена в работах М.М. Бахтина. Идея зеркального отражения представлена в исследованиях А.Ф. Лосева, О.А. Чулкова. Исследованию зеркала как феномена культуры посвящена работа О.А. Дягтяревой.
Сегодня мы хотим знать о зеркале, как о культурном феномене, больше, поэтому данная тема и была выбрана нами для написания этой работы.
Целью данной работы является комплексное исследование зеркала как феномена культуры.
Для достижения основной цели
нами были поставлены
Цели
и задачи обусловили структуру данной
работы. Она состоит из двух частей,
каждая из них разделена на 2 параграфа.
Глава 1. Зеркало в мифологии.
§ 1. Мифология зеркала.
В разных культурах с зеркалом ассоциируются различные мифологические представления. Зеркало может восприниматься как символ солнца, как дверь в потусторонний мир, как всевидящее око. И это еще не все магические представления о зеркалах. Что касается образов потустороннего или ирреального, то существуют еще мифологемы зеркала, имеющего пророческую функцию, и зеркала, таящего магию и смерти и знания одновременно.
1. Солярная символика зеркала:
Первые бронзовые зеркала, появившиеся в 4 -3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии и в Древнем Египте, были похожи на солнечный диск.
Одно
из найденных древних зеркал представляет
собой образ женщины, держащей на
своих руках солнечный диск. Это
зеркало связано с
В
древнейшие времена «зеркало как
солнце» было напрямую связано с
женским образом – зеркало
всегда было атрибутом богинь, и
практически никогда не было атрибутом
богов-мужчин. Такая связь женщины и солярной
символики в древней мифологии вполне
естественна для времен матриархата. Позднее,
с наступлением патриархата, солярные
должности в мифологии начинают переходить
к богам-мужчинам, но зеркала остаются
за женщиной. Например, хотя богом солнца
в Древней Греции был Гелиос, зеркальный
диск на ножке был атрибутом богини красоты,
Афродиты. Солярная символика постепенно
отошла от зеркала. Зеркало осталось за
женщиной, а солнце за мужчиной.
2. Зеркало как дверь в потусторонний мир:
Представление о зеркале как о границе потустороннего мира наиболее ярко отражается в европейской традиции. Это комплекс представлений о том, что отражение являет нам иной мир - мир умерших, мир духов. Очень похожий на наш, но, в тоже время, отличающийся от нашего мирского пространства. Это пространство сказочное, таинственное. И оно таит угрозу.
В зазеркалье скрывается потусторонний мир, и зеркало открывает дверь в него. Граница между этими мирами очень зыбкая, она всегда рядом с нами и очень опасно перейти ее «непреднамеренно», не будучи подготовленным. Поэтому появляется масса табу, связанных с зеркалом: например, нельзя смотреться в зеркало женщине беременной, в начале месячных, или сразу после родов, нельзя смотреть в зеркало после темноты, в грозу и т.д. Поэтому, например, в крестьянских домах зеркала закрывали занавесками, кое-где этот обычай в силе до сих пор.
В русских сказках все самое невероятное обычно происходит «за тридевять земель». В европейской традиции, например, в сказках Льюиса Кэрролла, Гофмана чудеса творятся в «зазеркалье». И «зазеркалье», и «за тридевять земель» таит в себе одну и ту же метафору загробного мира. Проще говоря, зеркало – это кратчайший путь туда, за тридевять земель.
Представление
о «зазеркалье» в мифологии неразрывно
связано с представлениями о душе. У многих
народов бытовали представления о том,
что душа может находится не только внутри
человека, но и отделяться от него, получать
свое воплощение, например, в тени или
в отражении. «Именно поэтому вампиры
в зеркале не отражаются, как и некоторая
другая нечисть, - потому что у них нет
души».
3. Зеркало как всевидящее око:
«Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» - такие слова вкладывал в уста героини «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» Александр Пушкин, хорошо знавший народные традиции и мифологические представления. Ведь зеркало - это магический инструмент, в котором отражается настоящее, прошлое и будущее. Образ зеркала-ока любил использовать не только Пушкин, но и Гофман, Андерсен, Жуковский, Гоголь.
Эта символика зеркала во многом обусловлена связью зеркала и воды. Если обратиться к истории возникновения зеркал, то можно понять, что до того, как человек изготовил зеркало как вещь, он осмыслил сам феномен отражения. И первое зеркало, это, прежде всего, водное зеркало. И поэтому символика воды, очень сильно повлияла на мифологию предмета. Существует известная поговорка – «как в воду глядел», которая характеризует точное, почти пророческое предсказание кем-то какого-то события. Связь воды, зеркал и пророчеств хорошо закрепилась в народном творчестве.
В
некоторых традициях зеркало
было метафорой глаза: в сказках
возникал образ зеркала в руках
красной девицы, которая смотрит
с неба и изучает мир. Зеркало
смотрит на мир вместе с ней
и фиксирует в себе эти картинки.
4. Зеркальные двойники
И Гофман, и Эдгар По, и Стивенсон, и многие другие писатели используют образ зеркала для иллюстрации двойственности человеческой натуры. В сюжетах книг персонаж получает некое раздвоение, и возникает образ двойника. Как правило, двойник - это антигерой, отрицательный персонаж, как мистер Хайд, «второе Я» доктора Джекила. Сюжеты могут быть различны - двойник может утащить героя в зазеркалье или, наоборот, прорваться в наш мир, может захватывать его тело и т.д.. Особенность таких произведений в том, что Зло в них не внешнее, а внутреннее. Это разговор о двойственности натуры человека, когда внутри него борется доброе и злое, рациональное и иррациональное.
Двойник превращается в полного антипода героя, он становится воплощением его злого «Я», всех его страстей. И если с отражением в зеркале разговор невозможен, потому что зеркало молчит, то здесь, в литературе, герой вступает в диалог со своим негативным «отражением». И это страшный диалог – ведь, с одной стороны, зеркальный двойник олицетворяет наше «Я», но, одновременно, - оказывается другим, чужим.
Хотя не всегда двойник оказывается негодяем, бывает и наоборот. В частности, в рассказе Эдгара По «Вильям Вильсон», двойник, наоборот, воплощает совесть. Здесь герой рассказа является негативным персонажем, а его зеркальный двойник становится воплощением всего доброго, что есть в нем и от чего он пытается избавиться. И убийство двойника превращается, по сути, в самоубийство героя («С этого момента ты также умер - умер для мира, для неба и для надежды. Во мне ты жил; а теперь ты видишь в моей смерти, видишь в этом отражении, как ты окончательно убил себя», - говорит двойник).
И
тут уже речь, даже не столько
о мистическом, но сколько о таком
философском взгляде на то, что, избавляясь
от совести, человек переживает нравственную
смерть.
5. Лживость зеркала
Постепенно на смену идее самопознания через зеркало приходит боязнь обмана.
«Когда я смотрю в зеркало, я вижу не себя, я вижу маски - маски, которые я являю зеркалу. Маски, которые я одеваю, рассчитывая увидеть реакцию другого. И человек, находясь в ситуации самонаблюдения и самолюбования, очень часто выстраивает для себя образ, который отличается от его образа в реальности. Именно поэтому, например, для Бахтина, зеркало это не инструмент самопознания, а напротив, закрытая дверь.
Японский писатель Эдогава Рампо в своем рассказе «Ад зеркал» рассказывает о человеке, забравшемся в зеркальный шар – с полностью отражающей поверхностью внутри. Проведя там ночь, он сходит с ума. Автор предполагает, что это наказание за стремление получить запретное знание: «…мой многострадальный приятель захотел приоткрыть завесу недопустимого и неведомого, и кара богов настигла его», - говорит К. - персонаж рассказа. Но дело здесь не только в чрезмерном любопытстве, и это не только такое мистическое впечатление об ужасе всестороннего отображения действительности. За этим стоит и еще такая одна важная деталь. Стремясь познать зеркало, познать свое отражение, мы сталкивается с проблемой: насколько это является отражением нашего «Я», а насколько – теми же масками.