Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:40, реферат
Древняя, языческая культура славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца XVIII века, когда пробудилось национальное сознание у многих славянских народов. Забывая древние верования, воззрения и идеалы, обряды и культы наших предков, утрачивая интерес к ним, мы втискиваем историю нашего народа в бездуховное ложе. Сейчас как нельзя более актуально восстановление языческой культуры славян, окруженной тайнами забвения и утрат. Потому именно эту тему я выбрала для своего реферата.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………. 5
2.1 Славянские племена. Русь………………………..……………...…...5
2.1.1 Появление и развитие славянских племен………………….5
2.1.2 Географический фактор, его роль…………………………...6
2.1.3 Влияние соседних государств на становление национальной культуры………………………………………………...……………6
2.2 Языческая культура славян…………………………………………...7
2.2.1 Язычество – основа культуры древних славян. Общее понятие……………………………………………………………….7
2.2.2 Славянская мифология как основа языческой веры…….….7
2.2.2.1 Мировоззрение древних славян…………….……..7
2.2.2.2 Языческие боги……………………………………..8
2.2.3 Праздники и обряды…………………………………..….....10
2.2.3.1 Календарные праздники и обряды………………....10
2.2.3.2 Похоронный обряд………………………..…………12
2.2.4 Магия в язычестве……………………………………….......13
2.2.5 Архитектура в язычестве, жилища древних славян……...14
2.2.6 Одежда древних славян…………………………………..15
2.2.7 Пища древних славян……………………………………..17
2.3 Язычество в наши дни…………………………………………….18
3. Заключение……………………………………………………………..20
4. Список литературы……………………………………………………..21
Отношение древних славян к еде заслуживает особого разговора. Еда была не просто физическим насыщением. Поев в каком-нибудь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не смел причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль – не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.
Сам хлеб тоже не являлся просто едой. Мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол – Божья ладонь! Кроме того, зерно требует тепловой обработки. А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины. В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин отчасти схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму. Вот почему блины пекут на поминках и на Масленицу, когда празднуется победа над злой богиней Мораной – холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.
Несмотря на тысячелетние господство государственной православной церкви, языческие воззрения были народной верой и вплоть до наших времен проявлялись и проявляются в обрядах, хороводных играх, песнях, сказках и народном искусстве.
Язычество медленно возвращается. В наши дни, как и полторы тысячи лет назад, на капищах ставятся вырезанные из дерева образы богов и перед ними горит священный огонь. Снова звучат слова древних славлений, принимают посвящение новые поколения жрецов и волхвов. Обновленное языческое движение постепенно набирает силу. На запросы "язычество", "Сварог", "Велес" поисковые системы выдают уже тысячи ссылок. Множатся языческие общины, официально зарегистрированные как религиозные организации или как объединения граждан. Все это признаки возрастающего интереса к эпохе языческой культуры.
С древнейших времён и до сегодняшних дней (в частности, у восточнославянских народов) сохранился обычай посещать кладбища и могилы родителей в Радоницу, Семик (перед Троицей) и Дмитриевскую родительскую субботу. Такими же древними являются обычаи трапезы на могиле, поминовения алкоголем и оставления на могиле еды для покойника. До недавнего времени сохранялись пережитки языческих поминальных обычаев и в другие христианские праздники, например Святки, Масленицу и Великий Четверг. Популярными среди населения остаются такие праздники, как день Ивана Купала, Масленичная неделя и др.
Языческие мотивы отражаются в компьютерных играх, например, таких как серия ролевых игр «Князь»: Князь: Легенды Лесной страны, Князь 2, Князь 2. Продолжение легенды, Князь 3. Новая династия.
Влияет языческая культура и на современную музыку. Широко известны такие исполнители, как Пелагея, Сергей Старостин, группа «Корни озер», группа «Аркона», группа «Боянов Гимн», группа «Веданъ Колодъ», группа «Волга», группа «Калинов Мост», группа «Мельница», группа «Медвежий угол» и т.д.
Голос древности, выраженный в возвращении языческой культуры в нашу жизнь, ее возрождении, постепенно утверждается в XXI веке. Будет являться преступлением вычеркивание этого обширнейшего и изумительного по своему величию, глубине, народной мудрости и красоте и истории русского народа, из истории славян.
Заключение
Язычество древней Руси – важный раздел русской культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни сложную и многогранную культуру феодальных верхов того времени. Исходя из всего выше изложенного проанализированного материала, я пришла к неизбежному, главнейшему выводу о том, что необходимы тщательный пересмотр и изучение предхристианской славянской культуры, которая, вопреки расхожим мнениям о ее дикости и варварстве, является кладезем культурных достояний и ценностей и заложила краеугольный камень в фундамент европейской цивилизации.
Действительно, трудно в полной мере восстановить то, что было связано с традицией именно русского народа, который в течение тысячи лет отождествлялся с христианским вероисповеданием. Поэтому хотелось бы порекомендовать тем, кто будет в дальнейшем разрабатывать эту тему, уделить особое внимание славянским мифам и сказаниям, а также системе языческих богов, так как эти моменты нуждаются в тщательном изучении в силу их забвения в течение долгих лет.
Религиозная сущность обрядов-игр давно уже выветрилась, символическое звучание орнамента забылось, волшебные сказки утратили свой мифологический смысл, но даже бессознательно повторяемые потомками формы архаичного языческого творчества представляют огромный интерес как неоценимая сокровищница сведений о многотысячелетнем пути познания мира нашими отдаленными предками. Это наше прошлое, которое каждый гражданин должен знать и которым вправе гордиться.
Список литературы