Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 19:40, реферат
Древняя, языческая культура славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца XVIII века, когда пробудилось национальное сознание у многих славянских народов. Забывая древние верования, воззрения и идеалы, обряды и культы наших предков, утрачивая интерес к ним, мы втискиваем историю нашего народа в бездуховное ложе. Сейчас как нельзя более актуально восстановление языческой культуры славян, окруженной тайнами забвения и утрат. Потому именно эту тему я выбрала для своего реферата.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Основная часть……………………………………………………………. 5
2.1 Славянские племена. Русь………………………..……………...…...5
2.1.1 Появление и развитие славянских племен………………….5
2.1.2 Географический фактор, его роль…………………………...6
2.1.3 Влияние соседних государств на становление национальной культуры………………………………………………...……………6
2.2 Языческая культура славян…………………………………………...7
2.2.1 Язычество – основа культуры древних славян. Общее понятие……………………………………………………………….7
2.2.2 Славянская мифология как основа языческой веры…….….7
2.2.2.1 Мировоззрение древних славян…………….……..7
2.2.2.2 Языческие боги……………………………………..8
2.2.3 Праздники и обряды…………………………………..….....10
2.2.3.1 Календарные праздники и обряды………………....10
2.2.3.2 Похоронный обряд………………………..…………12
2.2.4 Магия в язычестве……………………………………….......13
2.2.5 Архитектура в язычестве, жилища древних славян……...14
2.2.6 Одежда древних славян…………………………………..15
2.2.7 Пища древних славян……………………………………..17
2.3 Язычество в наши дни…………………………………………….18
3. Заключение……………………………………………………………..20
4. Список литературы……………………………………………………..21
Министерство транспорта Российской Федерации
федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Ульяновское высшее авиационное училище
гражданской авиации (институт)
Кафедра Г и СД
Реферат на тему:
«ЯЗЫЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СЛАВЯН»
Выполнил: курсант Караваева М.Л.
Ульяновск 2010
Оглавление
2.1.3 Влияние соседних государств
на становление национальной культуры………………………………………………...…
2.2 Языческая культура славян…………………………………………...7
2.2.1 Язычество – основа культуры
древних славян. Общее понятие……………………………………………………………
2.2.3.1 Календарные праздники и обряды………………....10
2.2.3.2 Похоронный обряд………………………..…………12
Введение
Известный русский философ Николай Бердяев как-то сказал: «Культура родилась из культа». Само слово «культура» происходит от слова «культ» - вера, обычаи и традиции предков. Тот, кто забывает это, - не имеет права считаться культурным человеком.
Актуальность темы. Древняя, языческая культура славянских народов известна нам далеко недостаточно. Это связано с тем, что ученые начали интересоваться ею только с конца XVIII века, когда пробудилось национальное сознание у многих славянских народов. Забывая древние верования, воззрения и идеалы, обряды и культы наших предков, утрачивая интерес к ним, мы втискиваем историю нашего народа в бездуховное ложе. Сейчас как нельзя более актуально восстановление языческой культуры славян, окруженной тайнами забвения и утрат. Потому именно эту тему я выбрала для своего реферата.
Библиография. Издания, с которыми я столкнулась в ходе работы над рефератом, являются настоящими кладезями знаний, интереснейших фактов по данной теме и могут весьма заинтересовать читателя. В частности, уникальное издание «Мифы древних славян» А.С. Кайсарова, Г. А. Глинки, Б.А. Рыбакова предоставило мне весомые и доказательные аргументы для разработки части реферата, посвященной мифологии древних славян. Учебное пособие «Русская культура: история и современность» Т.С. Георгиевой на богатом фактологическом материале показывает историю возникновения и развития русской национальной культуры. Историчность, документальная достоверность материала учебного пособия представили для моего реферата большую научно-теоретическую и познавательную ценность. Учебное пособие «Культурология» А.А. Радугина, отличающееся четкостью формулировок, ясностью постановки вопросов, логически стройной структурой, в одной из своих глав предоставляет четко расписанные, лаконичные сведения по выбранной мною проблеме. Я могу порекомендовать эти издания как прекрасный источник необходимой информации для тех, кто в дальнейшем собирается изучать и развивать данный вопрос.
Цель реферата. Становление и развитие культуры древних славян - настолько самобытной, отличающейся духовным богатством и многокрасочностью - стоит в центре внимания моей работы. Таким образом, целью реферата я определила глубокое исследование и освещение языческой культуры славян, понимаемой как образ жизни коренного населения страны, являющейся творением его высокого духа и нравственного достоинства.
Задачи реферата. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи данного реферата. Во-первых, раскрытие темы работы невозможно без рассказа о том, откуда славяне произошли, где и как жили и с кем соседствовали. Это является основой, на которую накладывалась с течением времени культура народа. Данный вопрос я поставила первой задачей реферата. Во-вторых, в процессе подготовки реферата я столкнулась с обилием разрозненных источников информации об элементах культуры славян в период господства язычества: языческая вера, связанные с ней всевозможные игры, обряды, традиции, праздники, а также древнеславянские одежда, имена, быт и уклад семейной жизни, жилища и мифология. Освещение и приведение в порядок различных аспектов русской культуры того времени на основе обильного исторического материала – главная задача моей работы. В-третьих, немаловажна, по моему мнению, связь былых времен с настоящим, отражение древней культуры в современной. Определение места языческой культуры славян в жизни нашего общества– еще одна из ключевых задач представленного реферата.
Восхищаться величием дел предков и из их опытов, как блистательных, так и горьких, создавать законы для собственной жизни – это настолько естественно и важно человеческому сердцу, что нет надобности в излишних доказательствах. А потому чем бы человек ни занимался, чему бы он ни посвятил трудовую часть жизни своей, он найдет отраду и утешение в повествовании об их предках.
Основная часть
2.1 Славянские племена. Русь
2.1.1 Появление и развитие славянских племен
Повествуя о славянах, правильно будет начать с рассказа об их исторических корнях. Восточные славяне возникли в результате слияния так называемых праславян, носителей славянской речи, с различными другими этносами Восточной Европы, так же, например, как южные славяне образовались в результате славянизации ряда балканских народов. Думаю, говоря о наших пращурах, разумно взглянуть на них глазами их же современников и привести отрывок из описания славян византийцами: «Племена склавов и антов одинаковы и по образу жизни, и по нравам; свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. Они многочисленны и выносливы, легко переносят и зной, и стужу, и дождь, и наготу тела, и нехватку пищи. К прибывающим к ним иноземцам добры и дружественны, куда бы тем ни было нужно». Истоки древнерусской культуры уходят в V—VII в., когда в результате Великого переселения народов шло формирование южных, восточных и западных славян. Византийские писатели 6 века делят славян на 2 группы. Северо-западная часть славян так и обозначалась как славяне (склавины, склавии). Особая восточная группа славян - анты - обитали от низовьев Дуная, где с ними сталкивались греки, на восток то ли до Днепра, то ли до Дона. Летопись не помнит времени прихода славян из Азии в Европу. Она застает их уже на Дунае, в Карпатах. Придя в Поднепровье, славяне не нашли здесь такой культуры и цивилизации, как германские племена в Западной Римской империи. Но с VI века памятники позволяют говорить о собственной и в достаточной степени определившейся культуре восточных славян. До образования Киевского государства они имели значительную историю, заметные успехи в области материальной культуры. Дальнейшие процессы ассимиляции восточных славян с финно-уграми и балтами привели в IX—X в. к образованию древнерусской народности.
2.1.2 Географический фактор, его роль
На географический фактор, обусловивший особенности культуры восточных славян, указывали В. О. Ключевский, Г. В. Вернадский, Г. П. Федотов, П. Н. Милюков и др. В. О. Ключевский писал, что лес служил самым надежным убежищем от внешних врагов, степь воспитывала чувство шири и дали, а многочисленные реки приучили местных жителей к общительности, развивали дух артельности и предприимчивости, способствовали общению с другими народами.
2.1.3 Влияние соседних государств на становление национальной культуры
Философ Н. А. Бердяев считал: «В развитии древнерусской культуры сталкивались два элемента: дохристианская природная широта, особый темперамент, сформировавшийся в необъятных лесных и степных просторах русской земли, языческие верования, не искорененные христианством, и православный, из Византии наследованный аскетизм». Но при этом надо учитывать, что государственность и культура восточных славян формировалась под воздействием не только христианской Византии, но также Хазарского каганата и язычников-варягов. На становление культуры Киевской Руси оказал влияние и так называемый «болгарский фактор». На рубеже IX—X вв. в Болгарии на старославянский язык были переведены практически все основные произведения византийских богословов и другие памятники литературы, которые постепенно были восприняты Русью.
Принятие православия в 988 г. многие исследователи считают концом собственно чисто языческой культуры, так как началось стирание из памяти людей их исконной культуры и замена ее новыми христианскими ценностями.
2.2 Языческая культура славян
2.2.1 Язычество – основа культуры древних славян. Общее понятие
До христианства и другими монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество – это религиозная форма освоения человеком мира. Языческая культура занимала центральное место в культуре славян рассматриваемого периода. Религиозные взгляды древних славян отражали мировоззрение наших предков. Они развивались, усложнялись, не отличаясь значительно от аналогичного развития религий других народов. Человек жил в мифологической картине развития мира. В центре ее находилась природа, к которой приспосабливался коллектив.
Можно выделить несколько этапов развития языческой культуры. На первом этапе обожествлялись силы природы. На втором этапе в русско-славянском язычестве развивается и держится дольше всех других видов верований культ предков. На третьем этапе развития языческой религии появляется «Бог богов», удаленный от мира.
Также славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков и в духов (одухотворенные силы), четвертые – в тотемных животных-пращуров и т.д.
Конечно, у каждого племени были свои предметы почитания, но всех их все равно объединяли общие боги, общие культы.
Сегодня можно дать лишь общее представление о славянском языческом мире. Причем, например, если отдельных богов можно довольно подробно охарактеризовать, то от других остались лишь имена.
Много данных о Вселенной древних славян может дать так называемый «Збручский идол», который из-за этого порой называют даже «энциклопедией славянского язычества». Данное четырёхгранное каменное изваяние ориентировано по сторонам света. Каждая его сторона разделена на три уровня — судя по всему, небесный, земной и подземный. На небесном уровне изображены божества, на земном — люди (двое мужчин и две женщины, как и божества), а в подземном — некое существо, держащее на себе землю.
Сведения о Вселенной древних славян можно почерпнуть из «Слова о полку Игореве». Внимание привлекает отрывок: «Вещий Боян, если о ком-либо пропеть замыслил, то разлетается мыслью-белкою по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаком». (Перевод А. К. Югова) Некоторые исследователи в данном отрывке находят трёхчастное деление мира (небо-воздух-земля) и архетипический образ Мирового Дерева, а белку, которая бегает по этому дереву, сравнивают с белкой Рататоск из германо-скандинавской мифологии. В данном случае получается, что Боян, подобно древнегерманским скальдам, путешествовал по Мировому Дереву (у германцев — Мировой Ясень), соединяя таким образом миры и получая божественное знание и вдохновение из вышнего мира. Кроме того, представления о Мировом Дереве сохранились в позднейшей традиционной культуре славянских народов — в сказках, заговорах, росписях прялок и т. п.
Видно, каким образом славяне (в данном случае, русские) представляли себе Вселенную: в центре Мирового Океана располагается остров (Буян), на котором, в Центре Мира, лежит камень (Алатырь) или растёт Мировое Древо (как правило, дуб). На этом дереве сидит птица, а под деревом находится змея.
Сегодня можно дать лишь общее представление о славянском языческом мире. Причем, если одних богов можно довольно подробно охарактеризовать, то от других сохранились лишь имена.
На начальных этапах становления древней славянской религии важнейшую роль играл бог Сварог, хозяин Неба, покровитель ремесел. Имя его носит общей для индоевропейских народов характер и связана с индийским словом "сварга" - Небо.
Культ Сварога со временем распался на культы его сыновей - Сварожича, бога огня, и Даждьбога, бога солнца. Даждьбог, судя по всему, играл важную роль в представлениях древних славян. В "Слове о полку Игореве", сохранившем множество мифологических образов, русские люди названы потомками бога солнца.