Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа
Целью работы является максимально полное рассмотрение зарождения театра Кабуки, изучение его истоков, специфики и роли в культуре Японии.
Исходя из цели работы, автор поставил следующие задачи:
◦Рассмотреть возникновение театра Кабуки
◦Изучить театр Кабуки в эпохи Токугава и Мэйдзи;
◦Исследовать все элементы, составляющие театр Кабуки;
Хронологические рамки
Нижняя хронологическая граница работы определена эпохой Токугава (1603-1868), временем начала зарождения театра Кабуки. Верхняя граница датируется нашим временем, так как театр Кабуки существует до сих пор и имеет некоторые современные изменения.
Введение 3
1. История развития театра Кабуки 5
2. Элементы театра Кабуки 12
3. Драматургия в театре Кабуки 29
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
В классическом Кабуки не допускается ни одного свободного движения. Пластическая форма исполнительского мастерства актеров кабуки в значительной мере основана на технике традиционного японского танца. Но в кабуки все движения и позы более драматизированы и представляют собой подчеркнутые полумимические, полутанцевальные действия, достигающие своей кульминации в позе, которая называется миэ. Миэ применяется, чтобы как можно выигрышней показать героя при первом его появлении. Актер выходит, на несколько мгновений замирает в эффектной позе, обратившись к залу, а уж потом начинает действие. Также он используется в определенные кульминационные моменты или в финале классической пьесы актером, исполняющим главную роль, который внезапно останавливается в живописной позе, устремляет пристальный взгляд в одну точку и скашивает глаза. Эта своеобразная манера игры является примером того, что Кабуки всеми средствами стремится подчеркнуть величие красоты.
Все позы тщательно разработаны, всем известны и усвоены актерами с детства. Яркость, выразительность и свежесть миэ зависят от мастерства и вдохновения актера. Иногда миэ включает в себя целую группу актеров. Тогда исполнители образуют живописную картину, представляющую собой действие, замершее в момент равновесия.
Под
музыку исполнялись сцены боя (татимавари),
«путешествия» (митиюки), давались необходимые
вставные пояснения, излагались переживания
героев. Таким образом, в сценические
представления театра Кабуки вошли
элементы музыкальной драмы. Новая
театральная форма обусловила и новую
технику актерского исполнения, в игре
актера появилась форма («ката»), состоявшая
из комплекса строго определенных движений
поз, показывающий тех или иных персонажей
и их переживания. Установились определенные
сценические формы для различных амплуа.
Свою форму приобрела и каждая эмоция
, каждая сценическая ситуация. В этом
сказалось влияние искусства марионеток,
с их четко выработанными позами и движениями.
Эстетика Кабуки требовала, чтобы актер
находил для подмеченного им в жизни предельно
выразительную форму, не заботясь о том,
будет ли это выражение соответствовать
внешней жизни реальности. Основной эстетический
принцип Кабуки – «искусство находится
на грани между тем, что есть, и тем, чего
нет.30
Музыка. Музыка в театре Кабуки является одной из важнейших составных частей жанра. Она сопровождает представление с момента открытия занавеса и продолжается в течение всей пьесы. Она умолкает лишь тогда, когда пауза помогает создать более сильное впечатление.
В историческом или жанровом спектакле с поднятием занавеса начинает звучать музыка, как бы пробуждая к жизни неподвижную до этого атмосферу сцены. Музыканты, невидимые для зрителя, находятся в левом углу сцены. Музыка становится своеобразной динамической основой пьесы: она подает «сигнал» к выходу актера, под ее аккомпанемент актеры произносят текст и движутся по сцене. В драме-танце музыканты хорошо видны зрителю, и музыка играет доминирующую роль.
Музыка Кабуки подразделяется на несколько категорий в зависимости от принадлежности к той или иной школе.
Помимо сямисэна в спектаклях Кабуки используются деревянные трещотки, оповещающие о начале и конце спектакля. Их отрывистые звуки повторяются в ритме стаккато. Деревянные трещотки используются также в качестве одного из ударных музыкальных инструментов во время действия спектакля.31
Музыка пропитывает все представление Кабуки. Спектакль обрамляется звонким стуком хёсиги. Постукивание хёсиги создает особую атмосферу театральности в Кабуки.
Музыканты, находящиеся на сцене или скрытые решетчатым экраном за кулисами в левой части сцены усиливают эмоциональное напряжение игры актеров и осуществляют звуковые эффекты.
Сценическая речь в Кабуки имеет специфическую ритмическую и мелодическую основу – это является результатом влияния театра дзерури.
В Кабуки используются только японские национальные музыкальные инструменты. К ним относятся: флейты и барабаны разных размеров, сямисэны, а иногда в оркестр театра Кабуки добавляются кото, древняя цитра – струнный национальный музыкальный инструмент, похожий на бандуру, продолговатой формы.
Музыкальная структура спектаклей Кабуки усложняется еще тем, что значительное место занимает певец-сказитель – гидаю.
В театре Кабуки гидаю обычно сидит у правой кулисы, наверху, полускрытый прозрачной занавеской; в наиболее ответственных с драматической точки зрения местах, там, где пафос действия достигает определенной силы, актер умолкает – передавая свою роль, свои реплики рассказчику; себе же оставляет только пантомиму. Тогда начинает «играть» гидаю, «играть» своим голосом; он дает сложнейший и мелодический, и ритмический рисунок, все детали которого служат одной цели: дать максимум драматизма. С внешней стороны его речь – иногда напевная декламация, иногда – чистое пение.32
Последней важной деталью применения музыки в театре Кабуки является уже сфера звуковой иллюстрации. Задачи иллюстрации выполняет тот оркестр, который помещается за решетчатой ширмой у левой кулисы. Все это делает Кабуки одним из видов музыкального театра. Музыка ведет и определяет собою все действие.
Элементы
театра Кабуки сложны и многообразны,
начиная от структуры труппы и заканчивая
музыкой. Руководящая роль принадлежит
не только директору, но и всем его
подчиненным. Также главную роль играет
жанр, который этим театром культивируется.
3.Драматургия
в театре Кабуки
Драматургия театра Кабуки возникает во второй половине XVII века, когда в представления театра Кабуки, состоявшие из танцевальных сцен, включается текст. В соответствии с сюжетом, намеченным сценарием, ведущие актеры сами писали для себя текст, который часто менялся в процессе импровизацию. В конце XVII века появились профессиональные драматурги, которые писали многоактные пьесы.
В спектаклях театра кабуки, как правило, воплощаются моральные ценности, превалировавшие в токугавскую эпоху. Именно они служат основой, на которой строятся сюжеты. Это, к примеру, инга охо (закон карательной справедливости) - буддистская идея о неминуемом крахе злодея или о процветании и счастье долго страдавшей женщины. Идея мудзё (мимолетность всего существующего), также буддистского происхождения, иллюстрируется падением могущественного военного лидера или упадком высокомерной семьи. Достаточно обычен, далее, показ прямого конфликта некоторых идейных норм из арсенала конфуцианских традиций (долг, обязанности, сыновняя почтительность) с личными желаниями и страстями, что приводит к различного рода драматическим ситуациям.33
Обычно в театре работало несколько драматургов, которые писали пьесы специально для актеров этого театра. существовала определенная классификация драматургов. Начинающие авторы должны были выполнять различные вспомогательные работы в театре, чтобы досконально изучить всю театральную систему. Затем им разрешалось помогать во время выступлений. Позднее они получали право помогать старшим драматургам в написании пьес и руководить работой на сцене.
Порядок создания пьес был такой. ведущий актер и руководитель театра давал главному драматургу театра план новой пьесы. Драматург разрабатывал сюжетную линию и писал основные сцены, остальное дописывали младшие драматурги театра. Автором пьесы считался главный драматург.
Очень глубокой была взаимосвязь между драматургией театра кабуки и драматургией кукольного театра дзерури. Пьесы дзерури постепенно превращались в пьесы для театра Кабуки. Текст их пересматривали и обрабатывали.
Самым крупным именем в драматургии театра Кабуки, как и в театре дзерури, является Тикамацу Мондзаэмона. В первый период творчества Тикамацу писал пьесы в жанре кабуки для крупнейшего актера своего времени Саката Тодзюро. После его смерти Тикамацу ушел из Кабуки и стал писать пьесы в жанре дзерури, однако все они непременно ставились на сцене Кабуки и занимают видное место в репертуаре этого театра.34
Деятельность Тикамацу знаменует собою наступление новой эры в японской драматургии. Несложный драматургически, построенный в большей часть на сюжетах из жизни веселых кварталов репертуар Кабуки быстро померк перед расцветшей драматургией театра марионеток.
Пьесы Кабуки отражают различные аспекты жизни, мироощущение и устремления людей различных социальных групп средневековой Японии. Основной темой большинства пьес является конфликт между чувствами человека и жестоким регламентом феодальной системы, определявшей отношение в семье и в обществе, конфликт с незыблемостью сложившейся феодальной морали35
В спектаклях театра кабуки, как правило, воплощаются моральные ценности, превалировавшие в токугавскую эпоху. Именно они служат основой, на которой строятся сюжеты. Это, к примеру, инга охо (закон карательной справедливости) - буддистская идея о неминуемом крахе злодея или о процветании и счастье долго страдавшей женщины. Идея мудзё (мимолетность всего существующего), также буддистского происхождения, иллюстрируется падением могущественного военного лидера или упадком высокомерной семьи. Достаточно обычен, далее, показ прямого конфликта некоторых идейных норм из арсенала конфуцианских традиций (долг, обязанности, сыновняя почтительность) с личными желаниями и страстями, что приводит к различного рода драматическим ситуациям.
Существует три типа пьес Кабуки: исторические, бытовые и танцевальные. Репертуар театра соответственно разделен, внутри каждой группы имеются более мелкие подгруппы. Спектакль Кабуки обычно включает по пьесе или акту из драмы каждого из этих трех типов.36
Сюжетами
для исторических пьес обычно служат
наиболее известные и яркие события
из истории Японии, героями таких
пьес становятся крупные феодалы, полководцы
и воины. в группе исторических пьес
различают несколько
Вторую большую часть репертуара кабуки составляют бытовые пьесы – сэвамоно. Центральная тема этих пьес – драматические события из жизни маленького человека, затрагивающие узкий круг людей. Имеются разновидности таких пьес: сэвамоно – пьесы из жизни горожан, главными героями которых являются торговцы и куртизанки; кидзэвамоно – пьесы из жизни воров и мошенников и дзангиримоно – новые бытовые пьесы.
Особняком в репертуаре театра Кабуки стоят пьесы синкабуки. Так называют новые пьесы для Кабуки, которые стали создаваться начиная с конца прошлого века, чтобы приблизить традиционный театр к современности. На сцене Кабуки появляется немало совсем новых пьес, написанных современными драматургами, однако идут они обычно не долго и в основном в репертуар театра их не включают. Все новые пьесы создают на исторические сюжеты, часто на базе литературных произведений.
Драматургия
Кабуки разнообразна в своих направлениях.
Обычно его сюжетом служит известное историческое
событие, либо сцены из бытовой жизни.
Это еще раз подчеркивает то, что театр
Кабуки был создан для народа, в отличая
от театра Ноо, который был создан для
аристократии и который может быть понятен
не всем.
Заключение
Кабуки – ведущий жанр японского традиционного искусства, вобравший в себя все лучшее из богатой сокровищницы многовековой театральной культуры.
Нужно помнить, что театр Кабуки создавался народом и для народа. Поэтому он отражает истину.
В эпоху сёгуната Токугава (1615-1868) для культуры характерно интенсивное расширение ареала: ее центрами становятся наряду с Киото и Нара новая столица Эдо, Осака, портовые города Сакаи, Нагасаки и др. Расцвет специфической городской культуры стал самой главной особенностью этого периода. Естественно, что при этом менялись формы бытования искусства и его роль в обществе. Формировавшееся третье сословие постепенно вырабатывало свои собственные нормы этики и эстетики.
Возникает японский театр Кабуки, связанный с массовой городской культурой. Кабуки был любимым зрелищем горожан всех слоев и уровней достатка и отвечал вкусам этой публики. Возникновение театра Кабуки относится к самому началу семнадцатого века и связано с именем Окуни, известной исполнительницей ритуальных танцев при синтоистском храме в Идзумо. Окуни быстро приобрела успех и вскоре у неё появилась труппа, однако правительству не нравился новый вид театра, так как они содержали эротический характер и в целях сохранения общественной нравственности, женщинам было запрещено выступать на сцене. В виду большой популярности кабуки, место женщин-исполнительниц ролей заняли юноши. Вместе с этим изменился и характер постановок — больше внимания уделялось драматическому искусству, нежели танцу. Однако, это мало повлияло на нравственную сторону представлений, к тому же юноши-актёры были не менее доступны для публики, чем их предшественницы. В итог Сегунат запретил выступления юношей на сцене Кабуки. С этих пор Кабуки стал исключительно мужским театром, где все роли, в том числе и женские, исполнялись мужчинами. Этот запрет сохранялся вплоть до революции Мэйдзи. Благодаря этому мы можем наблюдать театра Кабуки таким, какой он есть в наши дни.