Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 22:05, курсовая работа
Целью работы является максимально полное рассмотрение зарождения театра Кабуки, изучение его истоков, специфики и роли в культуре Японии.
Исходя из цели работы, автор поставил следующие задачи:
◦Рассмотреть возникновение театра Кабуки
◦Изучить театр Кабуки в эпохи Токугава и Мэйдзи;
◦Исследовать все элементы, составляющие театр Кабуки;
Хронологические рамки
Нижняя хронологическая граница работы определена эпохой Токугава (1603-1868), временем начала зарождения театра Кабуки. Верхняя граница датируется нашим временем, так как театр Кабуки существует до сих пор и имеет некоторые современные изменения.
Введение 3
1. История развития театра Кабуки 5
2. Элементы театра Кабуки 12
3. Драматургия в театре Кабуки 29
Заключение 33
Список использованных источников и литературы 35
В
Кабуки детально разработана особая
исполнительская техника
Стилизованная красота спектаклей Кабуки во многом зависит от, возможно, несколько преувеличенной и подчеркнутой красоты оннагата. Считают, что искусство кабуки перестанет существовать, если оннагата заменить актрисами.
Со
временем появились смешанные амплуа
и роли, относительно которых трудно
сказать, к какому амплуа они принадлежат.
А начиная с XIX века деление актеров по
амплуа стало менее строгим. Правда теперь
актеры Кабуки специализируются в определенном
амплуа, но не строго, тем более что в новых
пьесах для театра Кабуки классически
четкого деления ролей по амплуа обычно
не наблюдается.
Гримм и одежда. Грим в Кабуки немного отличается в зависимости от представления. Для образа миловидного юноши или молодой девушки используется белая основа для макияжа, но для других ролей используют другие цвета, такие как коричневый, которые добавляются к белой основе, чтобы показать разный возраст персонажа. Для изображения силы на лице рисуют разными красками с помощью одного пальца только вдоль вен. Для представителей справедливости используется красный, а для приведений - голубой. Также используется черный цвет. Белый цвет начали использовать как основной с развитием технологий освещения сцены. В то время, когда специального освещения не было, сцена освещалась солнечными лучами или светом свечей, и не было необходимости в таком интенсивном белом гриме. Естественного света было достаточно для достижения нужного эффекта.
Каждому амплуа в Кабуки соответствует определённый грим кумадори, который за минувшие века тоже превратился в настоящее искусство. Кумадори даёт ключ к сути персонажа, ибо накладывается не произвольно, а по канону.
Самым оригинальным и интересным в гриме Кабуки являются кумадори. Это метод нанесения на лицо различных по форме и по цвету резких линий. Они наносятся для усиления и подчеркивания естественных линий лица, а также чтобы придать характерное выражение лица изображаемому персонажу Кумадори производят очень сильное впечатление и создают театральный эффект, присущий только Кабуки.23
Особенность мужского грима – это нанесение на лицо цветных линий, каждая из которых имеет особый смысл. Например, красный цвет свидетельствует о храбрости, доброте и страстности натуры, а синий – о злобности и трусливости, иногда о сверхъестественном происхождении. Оннагата забеляют лицо и руки, после чего используют грим, мало отличающегося от обычного театрального, разве что по западным меркам несколько утрированный. В целом женские персонажи, несмотря на то что их играют мужчины, выглядят на сцене гораздо реалистичнее, чем мужские.
Идея создания особого способа гримировки, позже названного кумадори, принадлежит актеру Итикава Дандзюро. Впервые он использовал его в 1673 году. Грим имел ошеломляющий успех и с тех пор стал неотъемлемой частью спектакля Кабуки.
Кумадори – это не просто грим: цвет, способ наложения полос весьма символичен и является главным составляющим звеном характеристики персонажа. При этом зачастую кумадори выявляет скрытые стороны характера героя.24
Основные цвета кумадори – красный, синий и черный. Красные линии обозначают страсть, справедливость и доблесть; синие – зло, страх и сверхъестественность; черные и алые – божественность и колдовство. Иногда к этим цветам добавляются лиловый, коричневый, золотой.
В театре Кабуки можно увидеть даже загримированный язык или мгновенную смену грима прямо на сцене.
Помимо кумадори в Кабуки очень интересен грим актеров в амплуа оннагата (женские роли). Как и в Ноо, все роли здесь исполняются мужчинами. Мастерство передачи женского характера, голоса, пластики доведено актерами оннагата до столь высокой степени, что их считают более женственными, нежели сами женщины, образцом изящества и вкуса. Искусство оннагата называют “искусством правдоподобного воплощения стилизованной идеальной женщины”.
При нанесении грима, актер оннагата плотной тканью заклеивает себе брови, затем стягивает голову тугой повязкой и смазывает лицо жидкой мазью. Потом, взяв кисть, он красит себе все лицо, шею и спину белой краской. Затем очень осторожно наносит пальцами, ладонью и специальными щеточками красную, черную и зеленую краски на свои веки, нос, брови, щеки, виски и уши.
Процедура нанесения грима театра Кабуки:
1) Наносится основа. Она приготовлена из твердого растительного масла
и наносится для более стойкого эффекта белой пудры для лица.
2) Используя салфетку, удаляется лишнее масло с ресниц и других частей
лица.
3) Каждый актер сам наносит себе грим, который создается в
соответствии с личностью персонажа.
4)
Брови покрываются твердым
для соответствия своему персонажу.
5) Специальная кепка надевается на голову для приглаживания волос
актера.
6)
Затем выполняется прием «
поднимаются для более яркого, выразительного взгляда.
7) Мэцури выполняют намоченной в масле шелковой салфеткой.
8) Белая пудра для лица добавляется на заднюю часть шеи актера, чтобы
сделать «Эриаси». «Эриаси» - это изогнутая линия, которая создается
сзади на шее, когда длинные волосы актера собраны.
9)
Белая пудра на основе масла,
называемая «Dohran»,
все лицо. Актёры «вбивают» пудру для создания гладкого эффекта.
10)
На этом закончилось
лица распределяется по всему лицу и шее с помощью щетки. Затем
используется губка для быстрого удаления излишек влаги и создания
устойчивой основы.
11) Вокруг глаз наносится облако красной краски для придания
взгляду не только мягкости, но и глубины.
12) После этого еще один слой пудры накладывается на лицо.
13) Пудра, оставшаяся на ресницах и губах, стирается.
14) Создается «Мэхари». Край глаза обводят красным цветом для
подчеркивания и выделения глаз.
15) Рисуются брови. Для женского персонажа в этих целях
используется красный цвет и добавляется еще одна линия туши.
16) В конце красят губы25
Костюмы кабуки первоначально представляли собой обычную одежду, принятую в повседневной жизни. В эпоху Эдо актеры должны были лично отвечать за них, как в финансовом отношении - они брали на себя все расходы, - так и с точки зрения художественности. Вполне естественно, что они щедро расходовали деньги, для того чтобы добиться значительного результата. Так появляется мода, люди начинают подражать вкусу служителей театра. Сегодня костюм является составной частью роли, так как театр кабуки с 1868 года превратился в своего рода историческую достопримечательность, свидетельство завершившейся эпохи, всегда высоко ценимое.
Костюм Кабуки известен своей красочностью и яркостью. Костюмы с добавленной обширной вышивкой на шелковой ткани создаются для различных ролей. Экстравагантные на вид костюмы порой бывают очень тяжелыми, а иногда могут смотреться естественно и подходить обычным горожанам. Проводятся постоянные проверки, чтобы убедиться, что костюмы создаются в точности на основании информации, оставленной с давних времен. Чтобы усилить игру актера и создать драматический эффект, используются такие уникальные техники Кабуки, как «Хикинуки» и «Буккаэри». «Хикинуки» - это техника мгновенной смены костюма актера. Иногда актер спускает кимоно с одного плеча или с обоих плеч, освобождая при этом надетое под ним платье. Этот прием часто применяется в сценах сражений. Буккаэри заключается в том, что актер надевает костюм с двойным верхом. Верхние швы на плечах и рукавах сшиваются прочными, не закрепленными нитями с маленькими шариками на одном конце. В нужный момент помощник актера – кокэн незаметно, за шарики выдергивает эти нити, верхняя часть костюма до пояса откидывается вниз, открывая нижнее платье другой раскраски. Изнанка откинувшихся частей дополняет новый наряд.
Для разграничения амплуа, подчеркиванию характера персонажей и приданию живописности спектаклю – служат в театре Кабуки и парики.
Основу парика составляет тонкий, медный обруч, размер которого тщательно подгоняют к размеру головы актера. Сверху обруч оклеивают шелком – хабутаэ, а к нему – волос за волосом – приклеивают парик. Для одних персонажей парики делают из женских волос, для других – из шерсти животных. В театре Кабуки есть человек, который отвечает за прически актеров, такого человека называют Токояма.
Токояма - это специалист по прическе, который проектирует и закрепляет парик актера в соответствии с его ролью. Могут быть точно воспроизведено более 1000 стилей причесок. Обычно прически делаются объемнее, чем в жизни, чтобы они выглядели красиво на сцене. «Мастером» можно считать человека, который стал Токояма. Токояма передает дальше технику следующим поколениям для эффективного создания таких же причесок, какие сооружались в эпоху Эдо. Театр Кабуки применяет несколько сот видов париков. Существует сложная их классификация. Основным считается разделение париков на мужские и женские. Дальнейшая их детализация определяется характером персонажа.26
В театре Кабуки существует обычай дарить зрителям – поклонникам или покровителям сделанный на бумаге или на шелке отпечаток линий кумадори с лица актера. Такой отпечаток, называемый осигума, используется как настенное украшение – какэмоно или как украшение дл складных ширм. Отпечатки кумадори ролей знаменитых актеров хранятся в театральных музеях27
Костюмы,
парики и грим в театре кабуки стараются
в максимально возможной степени подогнать
к существу той или иной роли. Так, костюмы
для пьес жанра дзидай-моно особенно стилизованы
и элегантны, как то и подобает аристократам
и членам самурайского сословия. В свою
очередь, в пьесах жанра сэва-моно точно
отражаются моды японского общества времен
Токугава. Костюмы, используемые в пьесах
жанра сёсагото, отличаются изысканным
дизайном, отделкой и красочностью. Парики
классифицируются в зависимости от возраста
персонажей, их социального статуса, занятий
и прочих характеристик. Грим теснейшим
образом связан с содержанием роли. Наиболее
известным его видом является кумадори
- комплекс примерно ста стилей гримирования
под маски, примеры которого встречаются
преимущественно в пьесах жанра дзидай-моно.28
Позы, жесты и движения. Кроме стилизованной условности костюмов, париков и грима в кабуки разработана система условных поз, жестов и движений.
Красота формального стиля — один из эстетических принципов, на которых основано все искусство Кабуки, — находит наиболее яркое выражение в манере игры — самом важном аспекте Кабуки. Когда актер Кабуки готовится к роли в классической пьесе, он по старинному обычаю начинает подготовку с изучения традиционной манеры игры, доведенной до совершенства его предшественниками. Этот стиль игры, даже если первоначально он и был нацелен на реалистическое воплощение, обрел совершенно определенную форму и стал ярко символичным в процессе развития искусства Кабуки. Таким образом, даже в реалистической пьесе Кабуки самые тривиальные жесты и движения часто ближе к движениям танца, чем к движениям актерской игры. Почти каждый жест сопровождается музыкой. Существует много примеров, где этот символизм доведен до степени абстракции, в результате чего традиционная манера игры уже не имеет прямой связи с какой-либо рациональной интерпретацией роли.29
Сильнейшее влияние давней театральной традиции на исполнение актерами кабуки своих ролей наглядно проявляется в так называемых формах (ката), т.е. в их стилизованных жестах и движениях. Поскольку от ката нельзя отойти по капризу актера, они способствуют поддержанию художественной целостности кабуки. К категории ката принадлежат татэ (стилизованные поединки), роппо (драматические уходы со сцены, сопровождаемые подчеркнуто преувеличенными жестами), миэ (принятие поз) и даммари (немые сцены). Примерами ката особенно изобилуют пьесы жанра дзидай-моно, в которых фигурируют члены военного сословия и действие выходит за рамки реалистичности. Но и в пьесах жанра сэва-моно актеры двигаются, сидят или говорят, придерживаясь требований ката.