Вопросы по 1 семинару по культорологии в ВУЗах

Автор: Роман Гаврилов, 11 Октября 2010 в 12:28, доклад

Описание работы

1)Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.
Слово «культура» восходит к латинскому (cultura) — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология.
Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами.
Культура – это возделывание или разведение какого-либо растения под присмотром человека. Например, сельскохозяйственные культуры.

Содержание

1. Понятие (Культура).
2. Культура как мир Артефактов. Материальная и духовная культура.
3. Сущьность культуры.
4. Понятия и функции культуры.
5. Ценностная функция культуры

Работа содержит 1 файл

1 семинар.docx

— 30.45 Кб (Скачать)

1. Понятие (Культура). 
2. Культура как мир Артефактов. Материальная и духовная культура. 
3. Сущьность культуры. 
4. Понятия и функции культуры. 
5. Ценностная функция культуры
.

Ответы  на вопросы: 

1)Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья», «современная культура» и т.п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.

Слово «культура» восходит к латинскому (cultura) — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура – это исторически определенный уровень развития человечества. Культура выражается в формах организации жизни людей и создаваемых ими духовных и материальных ценностях. Именно наличие культуры отличает человека от животных. Изучением культуры занимается наука культурология.

Культура – это уровень умственного и морального развития индивида. Иногда говорят – человек низкой культуры, то есть человек с низким уровнем интеллекта и/или плохими манерами.

Культура – это возделывание или разведение какого-либо растения под присмотром человека. Например, сельскохозяйственные культуры. 

2) Артефакт

Артефакт (от лат. — искусственно сделанный) — в обычном понимании любой искусственно созданный объект; в культурологию это понятие пришло из археологии, где использовалось для различия естественных и искусственных объектов.

В эстетике термин используется этимологически, т.е. непосредственно  для обозначения предметов, созданных  специально для функционирования в  системе искусства. В трактовке  институциональной школы в эстетике в качестве артефакта в соответствующем  окружении может выступать любой  реальный объект... В этом случае под  артефактом понимается любой предмет, являющийся художественным произведением. В современной эстетике обычно проводится различие между артефактом и художественным. произведением...

В последнее время, в связи с повышенным интересом  к проблеме разделяемых представлений  как культурных объектов, понятие  артефакта стало разрабатываться  более активно. Некоторые культурологи понимают под артефакт любое искусств, образование, как физическое, так  и идеационное, созданное для функционирования в специализированных сферах культур и системах. артефакт выделяют как элементарную единицу искусств, мира, что тем более актуально, т.к. до сих пор не существует «теории искусств. объекта». В этом случае артефакт позволяет увидеть с единой точки зрения различные объекты культуры как «сделанные» целостности (напр., инсталляции); проследить их порождение, существование и разрушение, их объединение в определенные функциональные и символы. паттерны и формы, целостные культурные контексты, семантические поля.

Артефакт имеет  три основных составляющих его элемента: психоаналитический (устанавливает  связь между артефактом и антропологическим  побуждением), структурный (выявляет коммуникативно-функциональную доминанту) и герменевтический (определяет горизонты понимания и интерпретации)...

К основным модальностям существования артефакта можно  отнести: материальную (форма объективации искусственного объекта), функциональную (сумма модификаций при его  использовании); семантическую (его  значения, смыслы, ценность в контекстах социокультурной коммуникации).

Структура материальной культуры

Если  рассматривать материальную культуру как способ материально-практической деятельностилюдей и результаты этой деятельности, взятые с точки зрения их влияние на формирование и развитие человека то ее структуру можно представить как совокупность трех больших подсистем: 
1. Материальная культура производства 
2. Материальная культура быта 
3. Материальная культура физического бытия человека. 
Материальная культура производства включает в себя: культуру условий труда, культуру трудового процесса, и культурно-технический уровень самого работника. 
 
Материальная культура быта (быт – социальная инфраструктура, предназначенная для регенерации (восстановления) и поддержания сил человека) включает: культура мест жительства, культура отношения к вещи, культура материальных бытовых обрядов и ритуалов. Решение всех этих утилитарно практических задач способствует развитию самого человека. Быт и осуществляет задачи воспроизводства сил человека. 
 
Материальная культура физического бытия человека включает в себя: гигиену, соблюдение санитарных норм, физическую культуру, сексуальную культуру. Они направлены на укрепление тела, а благодаря этому влияют и на жизнь духа. Место тела и телесного начала в культуре. Экономическая культура и хозяйственная жизнь общества. Элементы материальной культуры (пища, одежда, жилище) как языковые средства.

Духовная  культура  — это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом.

Понятие «духовной  культуры» восходит к историко-философским  идеям Вильгельма фон Гумбольдта. Согласно выработанной им теории исторического познания, всемирная история есть результат деятельности духовной силы, лежащей за пределами познания, которая проявляет себя через творческие способности и личные усилия отдельных индивидов. Плоды этого сотворчества составляют духовную культуру человечества.

Духовная культура возникает благодаря тому, что  человек не ограничивает себя лишь чувственно-внешним опытом и не отводит  ему преимущественного значения, а признает основным и руководящим  духовный опыт, из которого он живет, любит, верит и оценивает все вещи. Этим внутренним духовным опытом человек  определяет смысл и высшую цель внешнего, чувственного опыта.

Понятие духовной культуры связано с понятием патриотизма. Каждый народ призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать её в национально-творческом акте. Если народ не примет эту естественную обязанность, то, духовно разложившись, погибнет и исторически сойдет с лица земли. Одухотворение себя и природы у каждого народа совершается индивидуально и имеет свои неповторимые особенности. Эти особенности являются отличительными свойствами духовной культуры каждого народа и делают возможным существование таких понятий, как патриотизм и национальная культура.

Духовная культура — это как бы гимн, всенародно пропетый в истории Творцу всего и всех. Ради создания этой духовной музыки народы живут из века в век в работах и страданиях, в падениях и подъемах. Эта «музыка» своеобразна у каждого народа. Узнав в ней созвучность своему духу, человек узнаёт свою Родину и врастает в неё так, как врастает единичный голос в пение хора.

3) Сущность культуры

Понятие культуры характеризует специфическую сторону жизнедеятельности человека. Специфичность определяется двуединой природой культуры как деятельности одновременно социальной (родовой) и индивидуальной (личностной). 
Родовая деятельность (культура) означает качественное своеобразие общества в сравнении с другими способами организации жизни. Схематично это может быть передано через взаимодействие формоизменения, целеполагания и социальности (наличия социальных связей) в деятельности социума. Иначе говоря, прежде чем что-либо использовать для удовлетворения своих потребностей, человек должен изменить форму этого вещества природы. Таким образом, именно стремление удовлетворить потребность (достижение поставленной цели) выступает мотивом и стимулом к деятельности. 
Любое явление культуры посредством обучения и воспитания может быть воспринято и использовано (потенциально) любым членом человеческого сообщества. В качестве примера приведём использование системы подсечного земледелия у славян. С помощью примитивных орудий легче было обработать лесистую почву, чем степные земли, и уберечь посевы от кочевников было проще в лесу. Подсекой (диалектные названия: сеча, лядо, пал, нива, новина) называют при подсечной системе лесную поляну, на которой вырубили и сожгли лес, чтобы удобрить почву золой и пеплом. В начале лета, мае или июне, деревья на поляне валят. Подрубают их как можно ближе к земле и оставляют сохнуть на месте. Очень редко, если деревья еще небольшие, их сжигают сразу - это называется сыросек. Поваленный лес должен покрыть поляну по возможности равномерно: при этом корни травы оказываются под ровным слоем листьев, хвои и сучьев и подопревают. Высохшие сучья и ветки сжигают, иногда осенью того же года, но чаще весною следующего. При этом стараются сжечь также дерн и корни травы. Поэтому кучи горящего дерева (валы, валки) перекатывают с помощью длинных дере-вянных вил по всему участку. В этой работе принимают участие все трудоспособные представители мужского населения, она носит название "катать валки" и является тяжелой и грязной. Все участвующие в ней задыхаются в огне и дыму, покрыты сажей и смолой, одежда их обгорает, руки обожжены. Бывает так, что угоревшие углежоги сгорают заживо. Иногда сучья и ветки сжигают связав их в большие вязанки (кубыши) и прикрыв дерном. Обгоревшие стволы пускают на дрова. Если же дрова не нужны, то эти стволы, иногда расколов, складывают в штабеля и дрова поджигают. На подсеке остаются только пни, из которых более мелкие выкорчёвывают, а большие оставляют в земле: они постепенно сгнивают и удобряют почву. Свежая подсека не требует ни удобрения, ни обработки почвы. Весной прямо в золу сеют ячмень, лен, горох, пшеницу. Летом сажают репу, осенью сеют рожь и пшеницу. После посева семена запахивают бороной-суковаткой или же просто елью или граблями. Иногда перед посевом подсеку рыхлят мотыгой, боронят и даже вспахивают легкой сохой. Подсеку можно несколько раз возделывать без удобрений, она требует очень незначительной обработки и дает сравни-тельно высокий урожай. Когда она истощена, ее забрасывают, и она снова превращается в пустошь, в покос или зарастает кустарником. Под пустошами, которые так часто упоминаются в памятниках XVI - XVII вв., следует понимать именно такие заброшенные подсеки с истощенной почвой. Лет через 10-20 земледелец возвращается к прежней подсеке и снова вырубает и выжигает её. Иногда подсеки удалены от селения на большое расстояние, и тогда на время летних работ там строят специальные помещения для людей и скота. Такие подсеки назывались "заимка", "починок" и нередко становились центром возникновения нового селения. Подсечное земледелие сыграло значительную роль в ис-тории заселения Северо-восточной Европы и Сибири. 
Понятие "сущность культуры личности" выступает явлением нормативным. Предполагает взаимодействие ряда элементов:

  • определенный набор социальных сил личности (способностей, знаний, навыков, потребностей), 
    отражающий целостный характер общества и потому позволяющий индивиду в различных формах 
    участвовать в экономической, политической, социальной, духовной сферах социума.
  • возможность перехода сущностных сил человека с уровня инди-видуально значимого на социально значимый.
  • изменение характера детерминации развития социальных сил человека с внешнего на внутренний.

Любовь  к жизни (живому) выступает главной  ценностью (благом) определяющей общую  направленность взаимодействующих  элементов. "Воспоминания" Д.Н. Овсянико-Куликовского (1853-1920), выстроенные в психоаналитическом ключе, помогают лучше понять процесс культурного самосознания индивида. Размышления видного отечественного лингвиста, литературоведа, мифолога, психолога, историка культуры об особенностях своего жизненного пути являются прекрасной иллюстрацией жизнеспособности приведенной выше схемы. 
Под ценностями культуры понимают основополагающие универ-сальные стандарты родовой человеческой деятельности, пронизывающие ее этическую (в аспекте добро - зло), эстетическую (красота - безобразное), религиозную (мысль о Боге), научную (истина - заблуждение), правовую и иные стороны.

4) Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым). Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры. Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами: 1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре. 2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект. Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др. Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний): 1. Контекстный анализ. 2. Ассоциативный анализ. Актуальность культурологии обусловлена причинами:1. Изменение основной экономической ориентации. Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг. 2.Расширяется номенклатура услуг.3. Общество становится более открытым.4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность. 5.Широкие контакты. Современные технологии требуют более культурного человека. 6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма. Предметом культурологии является культура в единстве и уникальности различных культурных миров и происходящих в них процессах. Культурология является наукой изучающей основополагающие законы становления и функционирования различных культурных миров. В отличии от философии, культурология оперирует не только абстрактными понятиями но прежде всего артефактами. Артефакты - образование искусственного происхождения. Артефакты являются как зримые памятники культурного творчества, так и процессы, происходящие в той или иной культуре. Таким образом, культурология стоит между философией и оперирующими наиболее общими понятиями науками изучающими конкретные процессы социальной действительности: социология, политология 
Культура включает теорию культуры, прикладную культурологию, историческую культурологию. Теоретический уровень исслед включает те формы научного познания культуры, кот обеспеч разработку и построение научной теории культуры. К важнейшим проблемам теории культуры относят: 1. проблемы её сущности, 2. структуры, 3. генезиса, 4. исторической динамики, 5. типологизации. В наст время культурология ещё полностью не отделилась от философии культуры и др наук. Она формир на основе этих наук, многое перенимает у них. На современном этапе культурология предстаёт, как наука, изуч культуру как сложную систему, находящуюся в постоянном развитии и во взаимосвязях с другими системами и обществом в целом.

Культурология как наука начала формироваться 300 лет назад в 18 веке. В основном сформировалась в конце 19 в. и тогда появилось впервые слово культурология. Окончательно название науки закрепил америк ученый Уайт в 1947 году.

Культурология изучает культуру во всех ее формах и проявлениях, взаимосвязь и взаимодействие различных форм культуры, функции и законы ее развития, взаимодействие человека, культуры и общества.

Основные разделы:

  • Философия культуры
  • История культуры
  • Социология культуры
  • Психология культуры

Междисциплинарные связи  культурологии: философия, история, социология, психология, этнография, этнология, археология, лингвистика, искусство, экономика, медицина и др.

Источники изучения культуры: мифы, сказания, предания, обряды, обычаи, археологические находки, памятники  искусства и архитектуры, орудия труда и предметы быта, письменные источники и литературные памятники, языки и т. д.

В настоящее время  существует множество представлений  о культурологии. Можно выделить три основных подхода:

  1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Образующим моментом здесь является цель изучения культуры и в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом - система знаний о культуре.
  2. Культурология представляется как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом, в общем. Существует и обратная позиция, согласно которой она и есть раздел философии культуры, изучающий проблему многообразия культур (типологизация, систематизация знания о культуре без учета фактора культурного самосознания). В данном случае возможно отождествление с культурологией культурантропологии, социологии культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени.
  3. Этот подход обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это предполагает определение предмета и метода исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания.

Существую различные  методолигческие подходы к пониманию предмета культурологии: энтелехийный, аксиологический, праксеологический, регулятивный, семиотический.

Основополагающее  влияние на становление и развитие культурологии оказали В. Дильтей, Г. Риккерт, Э. Кассирер и О. Шпенглер, автор одной из самых интересных концепций, вызвавшей взлет широкого общественного интереса к культурологии. Основные идеи и концепции культурологии 20 века связаны также с именами Фрейда, Юнга, Бердяева, Фромма, Вебера, Тойнби, Ясперса, Хайдеггера, Сартра, Ортегара, Леви-Брюля, Леви-Стратоса, Бубера и др.

В нашей стране культурология представлена работами Данилевского, Бердяева, Лосева, Лихачева, Бахтина, А. Меня, Аверинцева, Лотмана, Соловьева, Баткина, Васильева, Гуревича, Григорьевой, Гачева, Померанца и др.

Вообще культурология может изучать любой предмет, любое явление при условии, что она обнаруживает в нем смысловое содержание, реализацию творческого человеческого духа. Проблемы современной культурологии прежде всего связаны с возможностями и перспективами человека, открывающего через культуру драму и трагедию собственного бытия, его духовную бесконечность и высший смысл. 

 

Информация о работе Вопросы по 1 семинару по культорологии в ВУЗах