Ответы на вопросы к семинару по "Истории России"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:13, шпаргалка

Описание работы

В начале XIX ст. Россия была огромной страной, охватывала территории в Восточной Европе, Северной Азии и часть Северной Америки (Аляска). Вследствие территориальной экспансии в первой половинеXIX ст.ее земли увеличились с 16 млн. до 18 млн кв.км благодаря присоединению Финляндии,царства Польского,Бессарабии,Кавказа,Закавказья,Казахстана,Приамурья и Приморья.
Население империи в течение первуй половины XIX ст. увеличилось с 37 до69 млн человек. Значительную роль в этом росте играло захвата соседних территорий. Российское общество было фактическифеодальным с характерной для него сословной структурой.

Работа содержит 1 файл

семинар 9.docx

— 51.27 Кб (Скачать)

Шайдулловой Александры Э121-О

Семинар 9

1.  Население и его сословная структура

В начале XIX ст. Россия была огромной страной, охватывала территории в Восточной Европе, Северной Азии и часть Северной Америки (Аляска). Вследствие территориальной экспансии в первой половинеXIX ст.ее земли увеличились с 16 млн. до 18 млн кв.км благодаря присоединению Финляндии,царства Польского,Бессарабии,Кавказа,Закавказья,Казахстана,Приамурья и Приморья.

Население империи в течение  первуй половины XIX ст. увеличилось с 37 до69 млн человек. Значительную роль в этом росте играло захвата соседних территорий. Российское общество было фактическифеодальным с характерной для него сословной структурой. Состояния разделялись на привилегированные (Дворянство, духовенство и частично купечество) и непривилегированные (крестьяне, мещане). Многочисленную часть крестьянства составляли крепостные, которых в начале XIX ст. насчитывалось 15, 2 млн человек. Они представляли собой "крестную собственность" дворян-помещиков, которых на то время было около 600 тыс. 

Внутриполитическое  положение России

Основными тенденциями государственной  жизни Российской империи конце XVIII - Начале XIX ст. были внешняя экспансия, укрепление самодержавия и крепостничества. Это противоречило общин процессам демократизации и либерализации общественной жизни, которые составляли сущность европейского Просвещения. Император Александр I (1801-1825 pp.) в начале своего правления проникался западноевропейскими идеями и частично под влиянием своих советников, среди которых были и В. Кочубей, М. Сперанский, В. Каразин, осуществил рядлиберальных реформ. Указ о вольних земледельцев (1803 г.) позволял помещикам раскрепощать их крестьян. Былооткрыт Харьковский и Петербуржкий университеты. По поручению царя М.Сперанский разработал 1809 "План государственных преобразований ", предусматривавший разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, выборы представительських органов различных уровней во главе с Государственным думой,- Высшим законодательным органом. Реализация этого проекту повлекла бы преобразования самодержавной России на конционную монархию. Однако эти планы вызвали резкую критику высшей имперской бюрократии и дворянства, которые не желали любых изменений, которые могли бы ослабить их привилегированное положение в обществе. Да и сам Император, почувствовавпрелести самодержавного правления, вскоре отказался от своих планов. Было разве что создано законосовещательного Государственнуюсовет при императоре, рения которой носили рекомендательный характер, изаменено коллегии на министерства. После завершения франко-российской войны 1812 г. Александр I утвердился вмнении, что именно идея самодержавия объединила народ для борьбы против французов, и стал ориентироваться на консервативные силы. Последнее десятилетие его правления называли эпохой аракчеевщины по имени доверенного лица императора А.Аракчеева. Это было время усиления бюрократизации всех сфер жизни, освобождение прогрессивно мыслящих профессоров из униКиевском университете и введение военных поселений. Последнее мероприятие вызвало волну восстаний,жестоко подавлялись властями.

Следующим правителем империи стал Николай I (1825-1855 pp. ). Началось его правления жестоким подавлением выступления декабристов, которые олицетворяли оппозиционно настроенные к самодержавию круга дворянской интеллигенции и офицеров. Николай I принципиально отказался от каких-либо существенных изменений в системе управления империей и пытался "усовершенствовать" его бюрократизацией. Фактически в стране установился полицейско-репрессивный режим. Главную роль в управлении государством играла личная канцелярия императора, особенно ее НЕТ отделения,которое вступило функций тайной политической полиции.

Российская империя  была многонациональным государством. Большая часть народов оказалась в ее составе результате завоеваний. Это, а также существования русского народа, который большинство в империи, вызывало национальное угнетение нерусских народов. Относительно их осуществлялась политиканационально-культурной ассимиляции,игнорирование особенностей национального происхождения и исторических традиций, наброски русской культуры.

Ярким примером такой политики было положение Украины в составе империи, которую правительство рассматривало как российский край,игнорируя интересы ее населения. Любые попытки нерусских народов бороться за их национальные права жестоко придушувались.

Одной З сложных проблем внутриполитической жизни империипервой половины XIX ст. было крепостное право. Ситуация, когда большинство населения страны составляли крепостные, положение которых часто напоминало рабское, становилась все опаспечнишою. Это чувствовал и правительство Империи. Но он старался  избежать решительных изменений, поскольку не хотел затрагивать интересов дворян -землевладельцев, которые были опорой самодержавия.

Так, в середине XIX ст. Россия еще была абсолютистской империи. Попытки проведения каких-либо изменений остались Нереатий,абсолютистские тенденции взяли верх над либеральными.

     Движение декабристов

Реакция последних лет  правления Александра I показала,что  правительство не собирается решать вопросы, поставленные перед страной  историческим развитием. С тех пор в российском обществе началось противостояние между реакционной властью И теми, кто хотел перемен. Непосредственным толчком к этому стали:

•   рост национального сознания,патриотический подъем в связи с французско-русским войной 1812 p.;

•   знакомство с жизнью европейских стран во время зарубежных походов1813-1815 pp, Что позволило их участникам убеждиться значительной отсталости от них самодержавно-крепостнической России. 

Общественное  движение в 30-40-х pp.

Правление Николая I стало  періодом политической реакции. Однако глубокие общественныепротиворечия подрывали основы государствного устройства. Поиски способов ихрешения в среде либеральнонастроенной интеллигенции, выступавшей за проведение реформ сверху повлеклипоявление в конце 30-х гг ' двух идейныхтечений, которые предлагали свои концепции исторического развития России ипрограммы ее перестройки.

Западники(Т. Н. Грановский, П. Чаадаев и другие) считали, чтострана должна расвиватись в руслезападноевропейских тентенденций. Движение в "западном направлении" обязательнодолжен привести к замене крепостного труда на свободную и преобразованиясамодержавия в конституционную Монархию.Поэтому своей главной задачей они считалиподготовку российского общества к будущим преобразованиям. Для того, чтобыликвидировать различия между Россией и Западной Европой власть, считали они,должна осуществить хорошо  продуманные последовательныереформы.

В начале 40-х pp. от западников отделились сторонниковки радикальных взглядов - А. Герцен, Н. Огарев и др. Определяя -необходимость того, что Россия должна догонять запад - ноевропейськи страны,они выступали за построение в стране принципиальнонового строя - социализма.

Особый,отличный от стран Запада путь развития России обосновывали славянофилы (словьянолюбы). К ним относились А. Хомяков, И.Киреевский, И. Аксаков. Они считали, что Россия может избежать и революции, изападноевропейского капитализма. Залогэтого они видели в "общине" - организации российскогокрестьянства, где все были связаны общими интересами. Православная вера якобыспособствовала склонности крестьянина предоставлять перевесобщим интересам над личными. Государственная власть должна оставатьсясамодержавной, защищать народ от внешних ворогов и поддерживать необходимый порядок. Петр I, считали славянофилы, нарушил гармонический строй России, усиливрозовоекий гнет и распространив западноевропейские обычаи. Поэтому нужноликвидировать крепостное право и вернуться к древним традициям.

Славянофильские идеи стали фундаментом для формирования и распространения официальной великодержавной идеологиироссийского царизму - "теории официальной народности ". ее основу составляли" православья,самодержавие и народность ". Духовная жизнь империи имело определяться  православной церковью, политическое - самодержавным строем. Под народностью пропагандировалось единение царя с народом, отсутствие разногласий между ними. Только то былонародным; служившее самодержавию. Так обосновывались основы идеологии, ее империя набросала народам,населяли ЕЕ территории.  

 

Экономическое развитие России

В первой половине XIX ст. по уровню экономического развития российская империя значительно уступала ведучим западно-европейским странам. Во второй четверти XIX ст. в стране началась промышленная революция, однако темпы ее развертывания были очень медленными. Определяющую роль в производстве играла промышленность старого крепостнического типа. У нее фактически не было стимулов для технипрогресса: числои качество продукции определялась сверху, устанавливаемомобъема производства отвечала количество крепостниковних крестьян, приписанных к мануфактуры. Крепостническая промышвесть была обречена на упадок. В 30-х pp. стали появляться фабрично-заводскиепредприятия нового типа. Они не зависели от государства, работали для удовлетворения потребностей рынка, используемолы вольнонаемный труд. Такие предприятия возникалипрежде в легкой промышленности.По этим производством было будущее, но Существование системы крепостничества ощутимо сдерживало его развитие.

Развитие сельского хазяйства определяли крепостнические отношения. Течение первой половины XIX ст. происходило вовлекаюния сельского хозяйства в рыночные отношения.Но в условиях крепостничества увеличение производствадля удовлетворения рыночных потрібностей превращалось в усиление эксплуатации зависимых крестьян.

2. Император Александр I (1801—1825). В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. в России совершился последний дворцовый переворот. Заговорщики из высшей петербургской знати убили императора Павла I. На российский престол взошел его старший сын Александр. Молодой 23-летний император был сложной и противоречивой натурой. Это объяснялось врожденными чертами его характера и теми условиями, в которых он воспитывался. В раннем детстве Екатерина II оторвала цесаревича от семьи отца, лично следила за его образованием и воспитанием. Александру приходилось лавировать между отцом и бабкой, лукавить и скрывать свои истинные чувства. Одни современники отмечали его лицемерие и неискренность. А. С. Пушкин дал ему весьма образную характеристику: «Властитель слабый и лукавый, плешивый щеголь, враг труда, нечаянно пригретый славой...» Другие отмечали приветливость, умение очаровывать, притягивать к себе людей. Александр получил блестящее для того времени образование. Его учителями были выдающиеся писатели и ученые России. Наставником будущего императора был швейцарский политический деятель Ф. Лагарп, республиканец, противник рабства, приверженец идей французского просветительства, которые он пытался привить своему ученику. Несомненно, что в первые годы своего правления Александр хорошо видел политическое и экономическое отставание России от передовых европейских государств, думал о возможности и необходимости некоторой модернизации страны. Однако его политическое сознание с возрастом значительно изменилось. Либерал в первые годы царствования, он постепенно превращался в консервативного и даже в последние годы жизни реакционного политика. Его глубокая религиозность, доходившая до мистицизма, отразилась в конкретных внутри- и внешнеполитических действиях в 1815—1825 гг. 
 
Эра либерализма. Вступив на престол, Александр не рискнул прямолинейно проводить деспотическую политику. Первые его внутриполитические мероприятия были связаны с исправлением наиболее одиозных распоряжений Павла I, вызывавших возмущение не только петербургской аристократии, но и широкой русской общественности. Он выступил против деспотизма и самодурства отца, обещал проводить политику «по законам и сердцу» своей бабки Екатерины II. В этом сочетались как его либеральные воззрения, так и стремление завоевать популярность в обществе. Александр восстановил отмененныe Павлом Жалованные грамоты дворянству и городам, объявил широкую амнистию людям, которые подверглись преследованиям при Павле. Был вновь разрешен свободный въезд и выезд за границу, ввоз иностранных книг, отменялись ограничения на торговлю с Англией и раздражавшие людей регламентации в быту, одежде, общественном поведении и т. д. Эти меры создали Александру славу либерала. 
 
В начале царствования Александр дал понять, что намерен провести реформы по самым насущным общественно-политическим проблемам. В 1801 г. был образован Непременный совет — совещательный орган при императоре, состоявший большей частью из деятелей екатерининской эпохи. Однако основным центром, в котором разрабатывались идеи преобразований, стал так называемый Негласный комитет. В него вошли молодые друзья царя — граф П. А. Строганов, польский князь А. Е. Чарторыйский, граф В. П. Кочубей и граф Н. Н. Новосильцев. Проекты, которые они разрабатывали, не привели к коренным реформам. Дело ограничилось некоторыми частными преобразованиями, которые лишь слегка подновили фасад Российской империи. 
 
Реформы государственного управления. К началу XIX в. коллегии, созданные еще при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим в 1802 г. они были заменены министерствами. В результате значительно усилилась центральная исполнительная власть. Реформа завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, смене коллегиальности на единоначалие, к прямой ответственности министров перед императором, усилению централизации и укреплению самодержавия. В России начала быстро складываться прослойка бюрократии, всецело зависящей от милости царя и получаемого за службу жалованья. Было учреждено 8 первых министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. В 1810—1811 гг. при реорганизации министерств их количество увеличилось, а функции были еще более четко разграничены. Для совместного обсуждения министрами некоторых вопросов был учрежден Комитет министров. 
 
В 1802 г. был реформирован Сенат, ставший высшим административным судебным и контролирующим органом в системе государственного управления. Его роль в законотворческой деятельности выражалась в том, что он получил право делать императору «представления» по поводу устаревших законов, а также участвовать в обсуждении новых. 
 
Введение принципа единоначалия затронуло и управление православной церковью, которая по-прежнему была подчинена государству. Духовными делами ведал Святейший синод, члены которого назначились императором. Во главе Синода стоял обер-прокурор, человек, как правило, очень близкий к царю из военных или гражданских чиновников. Его роль и полномочия все больше усиливались. При Александре I должность обер-прокурора исполнял в 1803—1824 гг. князь А. Н. Голицын, бывший с 1816 г. также и министром народного просвещения. 
 
Наиболее активным сторонником идеи реформы системы государственного управления был статс-секретарь Непременного совета М. М. Сперанский (1772—1839). Сын бедного сельского священника, он благодаря своему выдающемуся уму, энергии и необычайной работоспособности быстро сделал блестящую служебную карьеру, стал одним из первых лиц в государстве. М. М. Сперанский разработал проект реформы государственного управления. Ее осуществление могло бы способствовать началу конституционного процесса в России. В его проекте — «Введение к уложению государственных законов» — намечался принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти путем созыва представительной Государственной думы и введения выборных судебных инстанций. Одновременно он считал необходимым создать Государственный совет, который стал бы связующим звеном между императором и органами центрального и местного управления. Все вновь предложенные органы осторожный М. М. Сперанский наделял лишь совещательными правами и отнюдь не покушался на полноту самодержавной власти. 
 
Против либерального проекта М. М. Сперанского выступила консервативно настроенная часть дворян, которая увидела в нем опасность для самодержавно-крепостнической системы и для своего привилегированного положения. Идеологом консерваторов стал известный писатель и историк Н. М. Карамзин. В записке «О древней и новой России», адресованной царю, он настаивал на сохранении старых порядков, понимая под этим незыблемость самодержавия и крепостничества. 
 
В практическом плане реакционную политику проводил близкий к Александру граф А. А. Аракчеев, который в отличие от М. М. Сперанского стремился к укреплению личной власти императора путем дальнейшего развития бюрократической системы. Борьба между либералами и консерваторами закончилась победой последних. М. М. Сперанский был отстранен от дел и отправлен в ссылку.  
 
Единственным результатом реализации планов М. М. Сперанского было учреждение Государственного совета в 1810 г., который состоял из министров и других высших сановников, назначаемых императором. Ему были приданы совещательные функции при разработке новых законов и толковании смысла уже изданных. Государственный совет распределял также финансовые средства между министерствами и рассматривал годовые отчеты министров до их предоставления императору. (С такими функциями Государственный совет просуществовал до 1906 г.)

Реформы 1802—1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили  централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и  прежде, император обладал верховной  законодательной и исполнительной властью. 
 
В последующие годы реформаторские настроения Александра I отразились во введении Конституции в Царстве Польском (1815), сохранении сейма и конституционного устройства в Финляндии, присоединенной к России в 1809 г., а также в создании Н. Н. Новосильцевым по поручению царя «Уставной грамоты Российской империи» (1819—1820). В проекте предусматривалось разделение ветвей власти, введение представительных органов, равенство всех граждан перед законом и федеративный принцип государственного устройства. Однако все эти предложения остались на бумаге. 
 
Аракчеевщина. В последнее десятилетие правления Александра I во внутренней политике все больше ощущалась консервативная тенденция. По имени ее проводника она получила название «аракчеевщина». Это была политика, нацеленная на упрочение абсолютизма и крепостного права. Она выражалась в дальнейшей централизации и мелочной Регламентации государственного управления, в полицейско-репрессивных мерах, направленных на уничтожение свободомыслия, в «чистке» Университетов, в насаждении палочной дисциплины в армии. 
 
Наиболее ярким проявлением аракчеевщины стали военные поселения — особая форма комплектования и содержания армии. Цель создания военных поселений — добиться самообеспечения и самовоспроизводства армии, облегчить для бюджета страны тяжесть содержания огромной армии в мирных условиях. Первые попытки их организации относились к 1808—1809 гг., но в массовом порядке их начали создавать в 1815—1816 гг. В разряд военных поселян переводились казенные крестьяне Петербургской, Новгородской, Могилевской и Харьковской губерний. Здесь же расселяли солдат, к которым выписывались их семьи. Жены становились поселянками, сыновья с 7 лет зачислялись в кантонисты, а с 18 — в действительную военную службу. Все они своим трудом должны были добывать себе пропитание, выполняя обычные сельскохозяйственные работы, и одновременно нести военную службу. Вся жизнь семьи крестьянина была строго регламентирована. За малейшее нарушение распорядка следовало телесное наказание. Торговля, промыслы, контакты с внешним миром категорически запрещались. В поселениях царил произвол местного начальства. Главным начальником над военными поселениями был назначен А. А. Аракчеев. Крестьяне и передовые люди России с возмущением встретили введение военных поселений, но Александр твердо заявил, что «военные поселения будут во что бы то ни стало». К 1825 г. около трети солдат было переведено на поселение. Однако затея с самоокупаемостью армии провалилась. На организацию поселений правительство тратило огромные деньги. Военные поселяне не стали особым сословием, расширившим социальную опору самодержавия, наоборот, они волновались и бунтовали. Правительство от этой практики в последующие годы отказалось. 
 
Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г. Детей у него не было. Из-за неясности в вопросе о престолонаследии в России создалась чрезвычайная ситуация — междуцарствие. В ходе переговоров между вторым сыном императора Павла Константином, жившим в Варшаве в качестве наместника Царства Польского, и его братом Николаем в Петербурге выяснилось, что Константин давно уже отрекся от престола, так как был женат на польской княгине Лович. Но об этом отречении знали немногие, поэтому Сенат и армия присягнули Константину. К середине декабря вопрос о престолонаследии был решен. Российским императором стал третий сын Павла — Николай.

Информация о работе Ответы на вопросы к семинару по "Истории России"