Византийская культура (IV-XIV в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры

Содержание

Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
• Первые столетия существования Византийского государства
• Духовная жизнь тогдашнего общества
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
• Расцвет византийского искусства
• Церковное богослужение
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
• "Источники знания" Дамаскина.
• Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

 идейного  и  художественного содержания  литературы за  счет усиления 

 народной  фольклорной традиции,  героического  эпоса наиболее  наглядно 

 предстает  в эпической поэме о  Дигенисе  Акрите, созданной на основе  

 цикла народных  песен в  X-XI вв.  Фольклорные  мотивы  проникают и  в 

 возродившийся  в ту пору эллинистический  любовно-приключенческий роман.

      На  второй  период  приходится  также  и  расцвет  византийской 

 эстетики. Развитие  эстетической мысли в VIII-IX вв. было стимулировано 

 борьбой   вокруг  культовых  изображений.  Иконопочитателям  пришлось 

 подытожить  главные  христианские  концепции   образа  и  на их основе 

 разработать   теорию  соотношения образа  и архетипа,  прежде  всего

 применительно   к  изобразительному  искусству.  Были  изучены функции 

 образа в  духовной культуре прошлого, осуществлен  сравнительный анализ 

 образов символических   и миметических  (подражательных), -  по-новому 

 осмысленно  отношение образа к  слову,  поставлена проблема приоритета 

 живописи  в  религиозной  культуре.

      Наиболее  полное  развитие  получило  в  ту эпоху антикизируещее 

 направление   эстетики,   ориентировавшееся   на   античные  критерии  

 прекрасного.  Возрождался  интерес  к   физической  (телесной) красоте 

 человека; получала  новую жизнь, порицавшаяся религиозными ригористами

 эстетика  эротизма;  вновь  пользовалось  особым  вниманием  светское 

 искусство.  Новые  импульсы обрела  также  теория  символизма, особенно 

 концепция   аллегории;  стало  цениться  садово-парковое  искусство; 

 возрождение  коснулось и драматического искусства,  осмыслению которого 

 посвящались   специальные  труды.

      В целом эстетическая мысль в Византии в VIII-XII вв. достигла, 

 пожалуй,  высшей точки  своего развития, оказывая  сильной влияние на 

 художественную  практику  ряда  других  стран   Европы  и  Азии.

      Кризисные явления переходной  эпохи в византийской культуре  были 

 особенно  затяжными в сфере изобразительного  искусства VII-IX вв., на 

 судьбах,  которого  сильнее,   чем в других   отраслях,  сказалось  

 иконоборчество.  Развитие  наиболее   массовых,  религиозных  видов  

 изобразительного  искусства   (иконописи  и   фресковой  живописи)   

 возобновилось  лишь после  843 г., т.е.  после  победы иконопочитания. 

 Особенность  нового этапа состояла в том,  что, с одной стороны, заметно 

 возросло  воздействие  античной  традиции,  а  с  другой  - все более 

 устойчивые   рамки   приобретал   вырабатывавшийся в ту эпоху  

 иконографический  канон с его устойчивыми нормами,  касавшимися выбора 

 сюжета, соотношения  фигур, самых их поз, подбора  красок, распределения 

 светотеней  и т.п. Этому канону  в последующем  будут строго следовать  

 византийские  художники. Создание живописного  трафарета сопровождалось 

 усилением   стилизации,  призванной  служить   целям  передачи  через  зрительный  образ не столько человеческого  лика, сколько заключенной в этом  образе религиозной  идеи.

      Достигает  в  тот  период  нового  расцвета  искусство   цветного 

 мозаичного  изображения.  В  IX-XI  вв.  реставрировались  и  старые 

 памятники.  Возобновлялись мозаики и в  храме св. Софии. Появились новые 

 сюжеты, в  которых находила отражение идея  союза церкви с государством.

      В  VIII-XII  вв.  оформилось  специальное  музыкально-поэтическое 

 церковное   искусство.   Благодаря   его   высоким   художественным  

 достоинствам, ослабело влияние на церковную  музыку музыки фольклорной, 

 мелодии, которой ранее проникали ранее даже  в литургию. В целях еще

 большей изоляции  музыкальных основ богослужения  от внешних воздействий 

 была  проведена   канонизация  ладотональной   системы -   "октоиха" 

(восьмигласия). Икосы представляли собой некие мелодические формулы. 

 Однако музыкально-теоретические   памятники позволяют  заключить,  что  

 система   икосов  не  исключала   звукорядного  понимания.  Наиболее  

 популярными   жанрами  церковной  музыки  стали  канон  (музыкально- 

 поэтическая  композиция во время церковной  службы) и тропарь (едва ли 

 не основная  ячейка византийской  гимнографии). Тропари сочинялись ко 

 всем  праздникам,  всем  торжественным  событиям  и  памятным   датам.

       
 

Заключение

      Как итог, я  хотела бы сказать,  что Византия во время второго  периода  достигла наивысшего  могущества и наивысшей точки   развития 

 культуры.  В  общественном  развитии  и  в эволюции культуры Византии 

 очевидны  противоречивые  тенденции,   обусловленные   ее  срединным  

 положением  между  Востоком  и  Западом.

      Третий же период (XII-XIV вв.) можно  кратко охарактеризовать, как 

 наивысшую  точку  развития феодализма  и развал  Византийской империи. 

 Ввиду   недостатка  материала  по  данному  периоду  скажу   лишь, что, 

 несмотря  на  то,  что  Византия  просуществовала   на 1000 лет дольше 

 Великой   Римской  империи,  она  была   завоевана  таки  в  XIV  в.  

 турками-сельджуками.  Но,  несмотря на  это, Византия  внесла огромный 

 вклад в  развитие мировой культуры. Ее  основные принципы и направления 

 культуры  перешли  к  соседним  государствам.  Практически  все  время

 средневековая  Европа  развивалась на  основе  достижений  византийской 

 культуры. Византию  можно назвать  "вторым Римом",  т.к. ее  вклад в  

 развитие  Европы и всего мира ничем  не уступает Римской империи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

Бычков В.В. Малая  история византийской эстетики. - Киев, 1991.

Каждан А.П. Византийская культура (Х-XII вв.). – М., 1997.

Культура Византии. В 3-х т. – М., 1984-1991.

Поляковская М.А., Чекалова А.А. Византия: быт и нравы. – Свердловск, 1989.

Удальцова З.В. Византийская культура. – М., 1988.

Информация о работе Византийская культура (IV-XIV в.)