Византийская культура (IV-XIV в.)

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат

Описание работы

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры

Содержание

Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
• Первые столетия существования Византийского государства
• Духовная жизнь тогдашнего общества
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
• Расцвет византийского искусства
• Церковное богослужение
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
• "Источники знания" Дамаскина.
• Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Византия.docx

— 64.25 Кб (Скачать)

 когда в   муках борьбы  старого с   новым рождалась  культура  будущего 

 средневекового  общества.

      Во  втором  этапе  развития   культуры,  который  пришелся  на  

 время   со  второй   половины  VII  в.   до  XIIв.,  выделяют   время  

 иконоборчества (вторая четверть VIII - 40-е годы IXв., время правления 

 императоров   Македонской  династии (так  называемое  "Македонское  

 возрождение":   867-1056гг.,  и   время царствования   Комнинов   

("Комниновское  возрождение": 1081-1185 гг.).

      Определяющей  чертой  духовной  жизни  империи  к  середине  VII

 столетия  стало безраздельное господство  христианского мировоззрения. 

 Глубокую  религиозность симулировали  теперь  не столько  догматические 

 споры, сколько  наступление ислама,  которое  вели арабы, вдохновляясь 

"священной  войной" и борьбой с язычниками - славянами и проболгарами.

 Еще  более   возросла  роль  церкви.  Нестабильность  жизненных устоев,

 хозяйственная   и  бытовая  неустроенность  масс  населения,  нищета и 

 постоянная  опасность со стороны внешнего  врага обострили религиозное  

 чувство   подданных  империи:  утверждались  дух   смирения  перед  

 превратностями  "мира  сего",   безропотного  подчинения  "духовным  

 пастырям", безграничная вера  в чудеса  и  знамения, в спасение  через 

 самоотречение  и молитву. Стремительно увеличивалось  сословие монахов, 

 множилось  число монастырей. Как никогда  ранее, расцвел культ святых, в 

 особенности  поклонение  известным лишь  в  данной  местности, округе, 

 городе; на них как на "собственных" небесных заступников возлагались

 все  надежды.

      Широкое распространение суеверий  помогало церкви властвовать  над 

 умами прихожан, умножать свои богатства и  упрочивать свое положение. 

 Этому способствовало  и снижение уровня грамотности  населения, крайнее 

 сужение   светского знания.

     Поиски  оригинальных   философских   и   богословских  решений   

 предпринимались   уже  во  второй  половине  VII  в.,  хотя  наиболее 

 выдающиеся  труды  в  этой  сфере   были  созданы в следующем столетии.

      Характерен в  данной связи   тот факт,  что на  общем фоне  упадка 

 культуры  в  середине  VII  в.,  в   сущности лишь теология испытывала 

 определенный  подъем  :  этого  требовали   насущные интересы правящей 

 элиты, выдаваемые  за острую потребность самых  широких слоев общества.

 Независимо  от  того,  что  Максима   Исповедника подверг гонениям  сам 

 император  Констант II, теоретические  искания  этого теолога отвечали 

 потребностям  господствующего класса; без них,  кстати говоря, было бы 

 невозможно  проявление  и  "Источника знания"  Дамаскина.

      Основой  богословских   построений  Максима   составляет  идея  

 воссоединения   человека  с  богом  (через   преодоление пропасти между 

 духовным  и  плотским) как  воссоединение  первопричины  всего сущего, 

 целого с  его частью. В  восхождении  к духовному активную роль  Максим 

 отводил   самому  человеку, его  свободной   воле.

      Иоанн  Дамаскин  поставил  перед  собой  и выполнил  две основные 

 задачи:  он  подверг острой  критике врагов правоверия (несториан,

 манихеев,   иконоборцев)   и    систематизировал   богословие   как   

 миросозерцание, как  особую систему  идей  о  боге, сотворении  мира и 

 человеке, определив  его место в посюстороннем  и потустороннем мирах. 

 Компиляция   (в  соответствии  с  девизо  Дамаскина  "Не люблю ничего 

 своего") на  основе аристотелевской логики  представляла основной метод 

 его работы. Он использовал и естественнонаучные  представления древних, 

 но тщательно  отобрал из них, как и из  догматов своих предшественников-

 богословов, лишь  то, что  ниву  коей мере  не противоречило канонам

 вселенских  соборов.

      В сущности,  творчество Дамаскина даже по  средневековым меркам 

 лишено оригинальности. Его труды сыграли крупную  роль в идейной борьбе 

 с иконоборчеством,  но не потому, что содержали  новые доводы в защиту 

 традиционных  представлений  и  религиозных   обрядов,  а  благодаря  

 устранению  из  церковных  догматов  противоречий,  приведению  их  в 

 стройную  систему.

      Значительный  шаг  вперед  в  развитии  богословской  науки,  в  

 разработке  новых идей, касающихся проблем  соотношения духа и материи, 

 выражения  мысли и ее восприятия, отношения  бога и человека, был сделан 

 во время  ожесточенных споров между иконоборцами  и иконопочитателями. 

 Но в целом  вплоть до середины IX в. философы  и богословы оставались в 

 кругу   традиционных  идей  позднеантичного   христианства.

      Идейная   борьба   эпохи   иконоборчества,   принявшая   острую 

 политическую  форму,  распространение  павликанской  ереси  сделали  

 совершенно   очевидной   необходимость   повышения   образованности  

 духовенства   и  представителей  высших  слоев  общества. В обстановке 

 общего  подъема   духовной  культуры  новое   направление  в  научной  и 

 философской  мысли Византии обозначилось  в творчестве патриарха Фотия, 

 сделавшего  больше,  чем кто-либо  иной  до  него, для  возрождения и  

 развития  наук в империи. Фотий произвел  новую оценку и отбор научных  и 

 литературных  трудов предшествующей эпохи  и современности, основываясь 

 при этом  не только  на церковном   вероучении, но  и на  соображениях 

 рационализма   и   практической   пользы   и   стараясь  посредством  

 естественнонаучных  знаний объяснить причины природных  явлений. Подъем 

 рационалистической  мысли  в  эпоху  Фотия,  сопровождающийся  новым  

 нарастанием  интереса к античности, стал еще  более ощутимым в XI-XIIвв.

      Еще  во  времена  Фотия  ясно  обнаружились   противоречия  в  

 интерпретации  идеалистических концепций античности  между приверженцами 

 Аристотеля  и   Платона.  После   эпохи   длительного   предпочтения, 

 отдававшегося  византийскими теологами  учению  Аристотеля, с  XI в. в  

 развитии  философской  мысли  наметился   поворот  к  платонизму  и  

 неоплатонизму.  Ярким  представителем  именно  этого  направления был 

 Михаил Пселл.  При всем своем преклонении  перед античными мыслителями  и 

 при всей  своей зависимости  от цитируемых  им положений  классиков  

 древности   Пселл   оставался,  тем   не  менее,   весьма  самобытным   

("артистическим")  философом,  умея,  как  никто   другой, соединять и 

 примирять  тезисы  античной философии   и христианского  спиритуализма, 

 подчинять   ортодоксальной  догматике  даже  таинственные  прорицания 

 оккультных  наук.

      Общий упадок творческой активности  в "темные века" с особой  силой 

 отразился   на  состоянии  византийской  литературы.  Вульгаризация, 

 отсутствие   литературного   вкуса,   "темный"   стиль,   шаблонные  

 характеристики  и  ситуации  -  все  это   утвердилось  надолго  как  

 господствующие  черты  произведений  литературы,  созданных во второй 

 половине  VII-  первой  половине  IX  столетия.  Подражание  античным 

 образцам  уже не  находило  отзвука   в обществе. Главным  заказчиком  и 

 ценителем  литературного труда стало   черное духовенство. Монахи были 

 сплошь и  рядом  и авторами житий.  Агиография и литургическая   поэзия 

 вышли на  передний план. Проповедь аскетизма,  смирения, надежд на чудо 

 и потустороннее воздаяние, воспевание  религиозного подвига - главное

 идейное   содержание  литературы  этого   рода.

      Особых высот византийская агиография  достигла в  IX столетии. В  

 середине  X  в.  около  полутора  сот   наиболее популярных житий были 

 обработаны  и  переписаны  видным  хронистом   Симеоном  Метафрастом  

(Логофетом).  Упадок  жанра  обозначился   в  следующем,  XI в.:вместо 

 наивных,  но живых описаний стали господствовать  сухая схема, шаблонные 

 образы, трафаретные   сцены  жизни  святых.      

      Вместе с тем житийный  жанр, неизменно пользовавшийся широчайшей 

 популярностью   среди  народных  масс,  оказывал  заметное  влияние на 

 развитие  византийской  литературы  и   в  X  и в XI вв. Вульгаризация 

 нередко   сочеталась  с  яркой  образностью,  реалистичностью описаний,

 жизненностью  деталей, динамизмом сюжета.  Среди  героев житий нередко  

 оказывались  неимущие и обиженные, которые  совершая мученический подвиг 

 во славу   бога, смело  вступали в   борьбу с  сильными и   богатыми, с  

 несправедливостью,  неправдой и  злом. Нота гуманизма   и милосердия - 

 неотъемлемый  элемент  множества  византийских  житий.

      Возрождение литературной традиции, заключавшейся в ориентации на 

 шедевры античности  и в их  переосмыслении, особенно  заметным стало в  

XI-XII  вв.,  что  сказалось  на  выборе  и  сюжетов,  и  жанров,  и  

 художественных  форм.  Как  во  времена   античности,  эпистолография,

 изобиловавшая   реминисценциями  из  древней   греко-римской мифологии, 

 стала   средством  ярко  эмоционального  повествования,  самовыражения

 автора, поднимаясь  до уровня  изысканной прозы.  Смело заимствуются  в 

 этот  период  сюжеты  и  формы  и   восточной  и  западной литературы.

 Осуществляются  переводы и переработки с арабского  и латыни. Появляются 

 опыты поэтических  сочинений на народном, разговорном  языке. Впервые за 

 всю историю   Византии, начиная с IV  в. оформился и стал  постепенно

 расширяться   с  XII  в.  цикл  народоязычной   литературы.  Обогащение 

Информация о работе Византийская культура (IV-XIV в.)