Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 14:06, реферат
В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром
своеобразной и воистину блестящей культуры
Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
• Первые столетия существования Византийского государства
• Духовная жизнь тогдашнего общества
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
• Расцвет византийского искусства
• Церковное богослужение
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.
• "Источники знания" Дамаскина.
• Культура Византии в это время
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «ХПИ»
Кафедра
етики, естетики и истории культури
Реферат с дисциплины ″Культорология″
На тему
Византийская
культура (IV-XIV в.)
Студентки гр.БФ-27д
Курбет
Р.В.
Харьков 2008
Содержание
Введение
1.сер.IV-пер. Пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим
развитием феодализма и
Заключение
Список литературы
Введение
В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии,
одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие
культуры в Европе Средних веков. В истории мировой культуры
Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном
творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы
литературы
и искусства, которые
форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического
мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и
глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди
всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского
мира и
эллинистического Востока,
своеобразной
и воистину блестящей культуры.
византийскую культуру от культуры Европы , Переднего и Ближнего
Востока,
то наиболее важными будут
следующие факторы :
1. В Византии была языковая общность (основным языком был
греческий);
2. В Византии была религиозная общность (основной религией было
христианство в форме православия);
3. В Византии при всей
ядро, состоящее из греков.
4. Византийскую империю всегда отличали устойчивая
государственность
и централизованное управление.
Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи
подъема и
упадка, периоды торжества
господства реакционных. Но ростки нового, живого, передового
прорастали рано или поздно во всех сферах жизни, во все времена.
Неиссякаемым источником культуры было народное творчество. Под
покровом традиций и стереотипов жило, действовало и пробивало себе
дорогу новое, творческое начало.
Всю тысячелетнюю историю
периода : 1.сер.IV-пер.пол.VII вв. - период разложения
рабовладельческого строя и становления средневекового общества.
2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в
Византии.
3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся
дальнейшим
развитием феодализма и
Первые столетия существования
Византийского государства
рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения
византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма
и принципы христианства. В ранней Византии новый расцвет переживает
философия неоплатонизма. Появляется ряд философов-неоплатоников -
Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм
непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской
философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев
специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов.
Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась
его историческая обреченность.
Формирование христианства как
философско-религиозной
сложным и длительным процессом. Христианство впитало в себя многие
философские
и религиозные учения того
времени. Христианская
сложилась
под сильным влиянием не
учений, иудаизма,
манихейства, но и
божества, один
из центральных догматов
это, по существу переосмысленная триада неоплатоников. Однако
христианство, несмотря на наличие общих с манихейством и
неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и
неоплатоновского монизма. Само христианство являлось не только
синкретическим религиозным учением, но и синтетической философски-
религиозной системой, важным компонентом которой являлись античные
философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и
то, что христианство не только боролось с античной философией, но и
использовала ее в своих целях. На смену непримиримости христианства
со всем, что несло клеймо язычества, приходит компромисс между
христианским и античным миросозерцанием. В самом неоплатонизме
образовалось два течения: одно - радикальное, настроенное против
христианства, другое - более умеренное. Постепенно берут верх
сторонники компромисса с христианством. Происходил процесс
отталкивания, обособления и одновременно сближения, слияния
неоплатонической философии и христианского богословия, который
завершается поглощением неоплатонизма христианством.
Наиболее образованные и
необходимость овладения всем арсеналом языческой культуры для
использования ее в создании философских концепций. В трудах Василия
Кесарийского, Григория Нивского и Григория Назианзина, в речах Иоанна
Златоуста можно увидеть сочетание идей раннего христианства с
неоплатонической философией, порой парадоксальное переплетение
риторических
идей с новым идейным
Василий Кесарийский, Григорий Нивский и Григорий Назианзин,
закладывают собственно фундамент византийской философии. их
философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского
мышления. В центре их философии находится понимание бытия как
совершенства, что ведет своеобразному оправданию космоса, а
следовательно, мира и человека. У Григория Нисского эта концепция
порой приближается к пантеизму.
В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и
становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех
сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая
система духовных и нравственных ценностей, более соответствующая
складу мышления и эмоциональным запросам средневекового человека.
Патристическая литература, библейская космография, литургическая
поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская
агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу
овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной
культуре.
Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение
к вселенной, природе, обществу. Создается новый по сравнению с
античностью "образ мира", воплощенный в особую знаковую систему
символов. На
смену античному
античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бесстрашно идущих
на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не
надеяться
(очень симпатичная философия)
раздираемого противоречиями, маленького, греховного человека. Он
бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в
этом пытается найти утешение. Христианство с небывалой интенсивностью
выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется
и представление
человека о космосе, о времени,
истории :
на смену замкнутым
обусловленное волей Бога, библейское видение поступательного движения
истории ранневизантийских историков и хронистов.
В ранней Византии