Виды культуры древней Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 16:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы- рассмотреть культуру древней Японии.
Задачи:
Рассмотреть архитектуру
Рассмотреть скульптуру
Рассмотреть живопись
Рассмотреть литературу

Содержание

Введение ……………………………………………………………….………….3
Глава 1: История Японии……………………………………………...………….5
Глава 2: Виды культуры древней Японии…………………………..…..……….6
2.1. Архитектура ………………………………………………………..………...6
2.2. Скульптура…………………………………………………………………..11
2.3. Живопись…………………………………………………………….……....15
2.4. Литература………………………………………………………………...20
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………..27

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 63.99 Кб (Скачать)

2.2. Скульптура  древней Японии.

Культура Японии развивалась  под влиянием конфуцианства, в особенности  буддизма, это, наиболее сильно выражалось в архитектуре и скульптуре. Распространение  этой древней религии в стране ускорило развитие скульптуры, так  как буддийский культ требовал много  скульптурных изображений будд, бодхисатв и других. Однако в определенной мере буддизм также затормаживал это развитие. Поскольку единственным объектом отображения, изначально был Будда, все буддийские художники придерживались канонов при его изображении. Уже в период Асука (650 год и позже), существовало множество скульптур Будды в древней Японии. Именно в 650 году известный мастер Ямагути- но Атаногути, согласно приказу императора, создал скульптурную композицию под названием «Тысяча будд».

Известно множество бронзовых  древних скульптур, изображающих Будду. К ним относится, статуя триады Сяка, находящаяся в Золотом храме уникального ансамбля Хорюдзи. К числу памятников скульптуры раннего буддизма древней Японии, которые относятся к «импортированным» из Кореи образцам, можно причислить статую Гусэ Каннон, в монастыре Хорюдзи. Скульптура богини изготовлена из цельного куска камфорного дерева. Ученые считают ее деревянной копией древней бронзовой скульптуры, позже покрытой тонким листовым золотом. Скульптура в древней Японии интенсивно развивалась. В те времена, ранний абсолютизм в искусстве достиг расцвета. Для скульптур характерной является большая творческая свобода мастера, они отличаются пластичностью и правильностью форм, при передаче пропорций тела человека. Прекрасными образцами являются скульптура головы Будды в храме Ямада- дэраи триада Якуси в древнем храме Якусидзи. [4, 378 c.]

В Японии и других буддистских  странах создаются огромные скульптуры, изображающие будд и бодисатв, располагающиеся вне помещений. Примером этому служит древняя скульптура бодисатвы Мироку, высотой 18 метров, в храме Дайандзи. Скульптура периода буддизма в древней Японии в периода Нара достигла уровня наивысшего развития, по сравнению другими буддийскими странами. В период Нара (VIII в.), в древней Японии были построены ведущие храмы, потребовавшие огромное количество скульптур. Именно в этот период в статуях будд отмечается наиболее строгое следование канону. Очень хорошо отражают особенности реализма в скульптуре древней Японии того периода, слова академика Н.И. Конрада: «Скульптура имеет живое человеческое лицо». В этот период для мастеров становится важной и внутреннее выражение. Выражение может быть реалистичным, только тогда, когда оно соответствует природе персонажа. Персонажами в данном случае были святые с их подвижниками и проповедники.

Именно такую истинную реалистичность, выраженную в человеческом облике, нам демонстрируют древние  скульпторы эпохи Тэмпё (VIII в.). для современного человека, это всего лишь скульптурные портреты различных людей с выразительными лицами. Они порой нервные, чуть ли не издерганные, порой исполнены величавого покоя, глубокого раздумья, сосредоточенности. А возле них то, с чем эти святые боролись, или во имя чего жили. Боролись они со злом, оно отображено в образе ужасного демона, а жили во имя добра воплощенного в образе светлого божества. Нам видна сосредоточенность и отрешенность в позе и лице скульптуры монаха Гандзина, который достиг неба на земле и является основателем монастыря Тосёдайдзи (VIII в.). [2,269 c.]

Про искусство скульпторов  древней Японии может косвенно свидетельствовать  наличие особых мастерских, в которых  изготавливались Будды. Мастерские эти были в подчинении у особого учреждения, созданного согласно приказу о строительстве храмов Тодайдзи. Приказом объединились художники, скульпторы, резчики по дереву, мастера по лаку, литейщики и другие. Одной из характерных скульптур является Большой Будда. Сооружение этого бронзового гиганта началось в 747 году и завершилось в апреле 757 года. Гигантская фигура была предназначена для большого и великого храма Тодайдзи. В дальнейшем скульптура, скульптура Большой Будды разрушалась и вновь восстанавливалась. Дошедшая до нас статуя подверглась полной реконструкции в 1692 году. Широко распространена точка зрения, что сооружение скульптуры Дайбуцу истощило древнюю Японию. В той или иной степени, после создания Большой Будды, мода на такие большие статуи стала постепенно уходить в прошлое. Резко сократилось количество новых, буддийских скульптур.

Каменная скульптура в  древней Японии развивалось слабо, из-за отсутствия  подходящих материалов. До наших времен дошло большое  количество каменных Будд, но все-таки каменная скульптура в буддийской Японии была распространена меньше, чем в других странах. До нас дошло также много рельефов на камне, изображающих будд, и их называли дзуто. В тот период вообще была сильно развита техника рельефа. Они были езде: на металле, черепице, камне и кирпиче. Что касается техники исполнения, то  для раннего Хэйанского периода характерным было создание скульптур из цельного куска дерева. Развивался так же особый способ резьбы по дереву- хомбо. Статуи из глины и лака постепенно исчезали.

Хэйанскому периоду весьма характерна живопись, которая повлияла на развитие скульптуры: уделялось больше внимания живописно-пространственным решениям в ущерб объемности и пластичности. Этим можно объяснить появление в древней Японии плоских и декоративных скульптур. Примером является изображение божества Амида Нёрайв храме Бёдоин, оно исполнено Дзете. В обществе появился большой спрос на искусство. Все это вызвало появление в древней Японии крупных объединений скульпторов, например знаменитая киотская мастерская, основанная скульптором Косе. Пик ее деятельности приходится на период, когда она была возглавлено сыном Косе Дзете. Тогда же завершалось становление метода кийсэ, упоминавшегося выше.

С началом периода Камакура, скульпторы продолжили развивать традиции периода Хэйан. Большую роль в этом сыграли жестокие междоусобицы древней Японии, они велись за наполненные сокровищами искусства храмы Тодайдзи и Кофукудзи. Для восстановления храмов требовалось воссоздание и погибших скульптур. Это обеспечило киотским мастерским крупные заказы. Огромную роль в развитии скульптуры дрвней Японии в период Камакура играла мастерская, основанная Джете.  С ней была связана деятельность таких известных скульпторов, как Кокэй, Ункэй- его сын, ученик Ункэя- Кайкэй, был известен нам также как Аннами.

Кокэй являлся автором многих замечательных скульптур. Среди них- шесть статуй священников из храма Кофукудзи. Эти древнеи скульптуры представляют собой прекрасные портреты. За периодом Камакура последовал период Мурома-ти – 1392-1568 года, широко распространены были рельефы, реалистические скульптурки животных, а также театральные маски. К сожалению, японская скульптура в дальнейшем так и не смогла подняться выше уровня, достигнутого в периоды Хэйани Камакура. Их принято считать классическими. После этих периодов ведущую роль в искусстве древней Японии стали играть, прежде всего, прикладное искусство и живопись.

Естественно, были и исключения, в период Эдо работал Энку- замечательный мастер скульптуры, его деревянные портреты выглядят очень современными. Энку- его прозвище мастера в дзен- буддизме, которое означает «Совершенная пустота». Вел он бродячую нищенскую нищенскую жизнь, может быть, даже был монахом. Во время своих странствий, Энку мог в качестве платы за ночлег и еду, вырезать из дерева простые и динамичные фигурки любимых народов богов. Работы этого мастера можно обнаружить  в самых неожиданных местах, по всей Японии, чаще всего они встречаются в маленьких деревенских храмах. Современная Японская скульптура многолика. У нее очень мало точек соприкосновения с пластическими традициями, сложившимися в эпоху средневековья, еще в странах Дальнего Востока. На развитие скульптуры продолжается в современном искусстве Японии, как выражение древней национальной традиции. [5, 198 c.]

 

2.3. Живопись древней Японии

Японская живопись – один из старейших и наиболее изысканных видов изобразительного искусства Японии, охватывающий широкий спектр жанров и стилей. Как и история японского изобразительного искусства в целом, история японской живописи представляет собой долгий путь соперничества и переплетения исконных японских принципов и адаптации иностранных идей.

Живопись в Японии появилась  в самый древний период истории  страны. Простые рисунки из палочек  и геометрические композиции встречаются  на гончарных изделиях периода Йомон и на бронзовых колоколах дотаку периода Яёй (300г. до н.э.- 300г. н.э.). Настенная живопись с геометрическими и образными композициями были найдены во множестве склепов периода Кофун (300- 700гг. н.э.) [9, 57.]

С принятием китайской письменности (канджи), китайской модели государственного управления буддизма в период Асука, в Японию пришли множество картин из Китая, начали появляться местные произведения в таком же стиле.

Можно выделить следующие исторические периоды японской живописи:

  • Период Нара

С распространением в Японии буддизма в VI-VII вв. начало процветать изображение  религиозных образов на стенах храмов, возведенных представителями правящих классов. Однако период Нара гораздо  ярче характеризуется искусством ваяния скульптур, а не живописью. 
Самые ранние дошедшие до наших дней произведения живописи этого периода включают в себя картины на стенах храма Хоруи-Жи в городе Икаруга префектуры Нара, изображающие эпизоды из жизни Будды, Бодхисаттв и некоторых других божеств. По стилю они напоминают китайские картины времен династии Су или позднего периода Шестнадцати королевств. Однако к середине периода Нара стали популярны изображения в стиле династии Танг. Они включают в себя настенные рисунки в гробнице Такамацузука, относящиеся к 700г. нашей эры. Этот стиль стал основой жанра Кара-и, который оставался популярным в начале периода Хэян. 
Так как большинство картин периода Нара религиозны, художники были в основном анонимны. Большая коллекция произведений искусства периода Нара находится в хранилище Шосойн, которым раньше владел Тодай-жи, теперь же оно контролируется Агентством императорского двора (Imperial Household Agency).

  • Периоды Хэйан и Камакура

С развитием в Японии тайных буддистских  сект Шингон и и Тендай в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу . Бесчисленные версии изображения Мандалы, особенно Мандалы Алмазного мира и Мандалы Сокрытого мира, были созданы на свертках и на стенах храмов. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной_пагоде_Дайго-джи,_храме_на_севере_Киото. 
С постоянным развитием буддизма в Японии в направлении нового течения «Девственная земля» в секте Джодо в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу, который изображает Будду Амиду, встречающего души верующих в своем Западном Раю. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин, храме Уджи в Киото. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и, в котором изображаются местности вокруг Киото.

С развитием в Японии тайных буддистских сект Шингон и и Тендай в VIII и IX веках, стали преобладать религиозные картины, чаще всего изображавшие Мандалу. Бесчисленные версии изображения Мандалы, особенно Мандалы Алмазного мира и Мандалы Сокрытого мира, были созданы на свертках и на стенах храмов. Самый ранний сохранившийся пример находится в пятиярусной пагоде Дайго-джи, храме на севере Киото.С постоянным развитием буддизма в Японии в направлении нового течения «Девственная земля» в секте Джодо в X веке, в живопись добавился новый важный жанр: райгозу, который изображает Будду Амиду, встречающего души верующих в своем Западном Раю. Самое ранее из подобных изображений датируется 1053 годом и находится в Бёдо-ин, храме Уджи в Киото. Эта картина также считается самым ранним примером японского стиля живописи Ямато-и, в котором изображаются местности вокруг Киото.

К середине периода Хэйан, китайский стиль живописи кара-и потерял связь с ямато-и, который изначально использовался для росписи скользящих дверей и складных ширм. Однако позднее ямато-и стал использоваться и по-другому (особенно в конце периода Хэйан), например, на свитках эмакимоно. Эмакимоно включали в себя иллюстрированные художественные произведения (например, Генджи Моногатари), исторические хроники (например, Бэн Дайнагон Экотоба) и религиозные записи. Художники и-маки разработали системы условных рисунков, которые визуально передавали эмоциональное содержание каждой сцены. Произведение Генджи Моногатари разделено на небольшие эпизоды, тогда как более яркое Бан Дайногон Экотоба использует продолжительную и обширную иллюстрацию, изображающую персонажей в движении, нарисованную быстрыми штрихами кисти, неяркими, ноконтрастными цветами. «Осада дворца Санджо»- еще один+знаменитый_пример_этого_стиля. И-маки также являются одними из самых ранних и великолепных примеров стилей живописи отоко-и (мужские картины) и онна-и (женские картины). Между этими стилями существует множество значительных отличий, вызванных разницей эстетических предпочтений полов. Но, пожалуй, самыми заметными являются отличия в тематиках. Стиль онна-и, представленный в свитке «Сказание о Генджи», обычно изображает жизнь при дворе, чаще всего жизнь придворных дам, и романтические сюжеты. Стиль отоко-и, наоборот, обычно использовался для изображения_исторических_событий,_чаще_всего_битв.

Эти стили продолжали существовать и в период Камакура (1180-1333).        И-маки различных видов продолжали создавать; однако, период Камакура гораздо ярче характеризуется искусством ваяния скульптур, а не живописью.

Так как большинство произведений живописи периодов Хэйан и Камакура религиозны, художники чаще всего были анонимны.

  • Период Муромачи

Развитие монастырей дзен в Камакуре и Киото в XIV веке оказало основное влияние на изобразительное искусство. Сьюбокуга, строгий одноцветный стиль живописи, использующий чернила, появившийся в эпоху династий Сунг и Юань в Китае, в значительной степени заменил собой многоцветные иллюстрации в свитках предыдущего периода, хотя многоцветная портретная живопись сохранилась, в основном в форме картин «чинзо» монахов Дзен. Типичным примером такой живописи является изображение священником-художником Као легендарного монаха Кенсу (Kensu, в кит. – Хсен-цу (Hsien-tzu)) в момент, когда он достиг просветления. Такие картины делались быстрыми штрихами кисти и были минимально детализированы.

Картина «Ловля сома на тыквенную семечку», написанная священником-художником Джосетсу, которая находится в храме Тайзо-ин в районе Миошин-Джи в Киото, отмечает собой поворотный момент в живописи периода Муромачи. На переднем плане изображен человек на берегу ручья, держащий маленькую тыквенную семечку и смотрящий на большого скользкого сома. Средняя часть пейзажа окутана туманом, а на заднем плане нарисованы горы, находящиеся в отдалении. Считается, что «новый стиль» живописи, появившийся в Японии около 1413 года, характеризуется изображением широких пространств, что было характерно для китайской живописи_того_периода.

Информация о работе Виды культуры древней Японии