Управления социально-экономическими процессами

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 02:01, реферат

Описание работы

Первая функция управления социально-экономическими процессами – анализ и оценка этих процессов для определения фактического состояния экономической системы (группы предприятий, фирм, отрасли, региона) по установленным позитивным и негативным критериям в соответствии с целевыми ориентирами.

Работа содержит 1 файл

управления социально.docx

— 39.46 Кб (Скачать)

Клод Анри де Сен-Симон (1760-1825) был первым мыслителем, публично выразившим данную потребность и внесшим тем самым краеугольный камень в фундамент новой обществоведческой науки - социологии. Современное ему общество Сен-Симон назвал индустриальным, качественно отличным от традиционного (родоплеменного, рабовладельческого и феодального). Оно основывается на развитии промышленности, научной организации труда, благодаря чему человечество, находящееся на стадии индустриального общества, раскрывает все свои ресурсы. Главным субъектом этого общества, обеспечивающим его дальнейший прогресс, становится класс “индустриалов”, в состав которого Сен-Симон включал фабрикантов, купцов, банкиров и рабочих.

Наряду  с трактовкой общества в качестве организма, Сен-Симон говорит о  нем как о механизме, социальном агрегате, который можно и нужно  регулировать, изменяя его части (детали) и взаимодействия между  ними. Когда он пишет о всем человечестве, то в роли частей-деталей представляет государства (страны) и нации.

Итак, объединенными усилиями Монтескье, Руссо, Смита, Мальтуса, Лапласа, Бюффона, Лавуазье, Кинга, Галлея, Синклера, Сен-Симона и других мыслителей XVIII - начала XIX вв. обществоведение было доведено до такого состояния, когда возникла потребность в создании новой науки об обществе, основанной на интеграции достижений социальной философии и практики изучения общественных явлений методами естественных наук.

Воп-2

Социальная и политическая системы  Нового времени

 

 

 

Общественная структура, государство  и право Нового времени, как и  многие другие его элементы, сформировались в недрах средневековья. Однако средневековая  социальная система была полностью  преобразована, причем периоды постепенной  перестройки сменялись периодами  революционной насильственной и  кровавой ломки этой системы. Прежде всего деловой основе новоевропейской цивилизации не соответствовал жесткий сословный строй средних веков. Он сковывал предпринимательскую активность, мешал вовлечению людей в постоянно расширявшуюся деловую сферу. Средневековый человек зависел от стоящих выше его в сословной иерархии, должен был вести определяемый его рангом образ жизни. Средневековый европеец служил Богу, государю, феодальному сеньору, своей корпорации или общине; европеец Нового времени служит делу (бизнесу), все участники которого должны быть максимально свободными от всех неделовых отношений.

Длительный процесс разрушения средневекового общества, окончательно завершившийся лишь к середине XIX в., привел к возникновению новой  общественной системы, основанной на принципах  юридического равенства людей, единого  внесословного гражданства, законодательно закрепленных свобод и прав человека и гражданина. Последние мыслились как принадлежащие человеческой природе и лишь добровольно или принудительно ограничиваемые в пользу общества. Представления о свободах и правах человека, столь характерные для Нового времени, отразили действительное освобождение от средневековых форм зависимости, а также реальные деловые отношения капитализма, в которых участвовали юридически свободные, обладающие определенными правами и обязанностями личности.

Разумеется, равенство граждан  перед законом не означало, что  в обществе Нового времени исчезли  социальные различия. Их основой стала  собственность на дело. Выделились группы владельцев больших промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий  – крупная буржуазия; владельцев капитала и ценных бумаг – банкиры, финансисты, рантье; собственников  земли и ресурсов. В Новое время  в Европе и США продолжал существовать многочисленный слой мелких товаропроизводителей и собственников – ремесленников  и фермеров. Однако множество людей  оказались лишенными собственности  на дело и участвовали в нем  как наемные работники: управленцы (менеджеры), инженеры, техники, промышленные рабочие, неквалифицированные рабочие  и др. По мере разрастания деловой  сферы общества усложнялась и  система социальных связей. Решение  главных задач – гарантировать  право собственности и регулировать отношения предпринимателей и наемных  работников – стало невозможным  без вмешательства государства. Но для этого нужно было создать  соответствующий тип государства.

Средневековое государство являлось нецентрализованным и сословным, важнейшие  государственные функции передавались рыцарству (армия, суд, налоги), церкви (суд, налоги, образование), городским  коммунам (суд, полиция, налоги), крупные  феодалы имели собственную дипломатию. К началу Нового времени практически вся внутренняя и внешняя политика сосредоточивается в руках центрального правительства, в XVII–XIX вв. завершается уничтожение остатков средневековой политической системы.

Процесс централизации имел два  важных аспекта. С одной стороны, власть переходила от представителей сословий к служащим государства (чиновникам), назначаемым правительством или  выбираемым населением. С другой стороны, переосмысливается понятие суверенитета – верховной власти, источника  власти. В средние века сувереном  считался Бог, а земные правители  выступали как его наместники. В Новое время господствующей становится идея общественного, народного  суверенитета. Она прослеживается в  основных формах государства Нового времени – абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.) и парламентском государстве (XVIII-XIX вв.).

Абсолютизм был логическим завершением  борьбы с феодализмом. В первоначальном виде он утвердил принцип юридического равенства людей перед лицом неограниченной власти короля; армия, полиция, суд, частично и образование стали государственными учреждениями; церковь, даже в католических странах, была политически подчинена государству. Однако при абсолютизме сохранялись многие привилегии дворянства и духовенства. Они были уничтожены (вместе с абсолютизмом) в ходе революций XVII в. (Англия), XVIII в. (Франция), XIX в. (остальная Европа). При этом как переходная форма часто устанавливалась военная диктатура: Кромвеля в Англии, Наполеона во Франции. Наиболее характерные для XIX в. политические системы – конституционная ограниченная монархия и демократическая республика – могут быть названы двумя разновидностями парламентского государства. В средние века парламент был совещательным органом при королях, занимавшимся финансами. Значение парламента росло по мере превращения дела (бизнеса) и капитала в основу европейской экономики. В революционную и послереволюционную эпохи парламент стал вместо короля представителем народного суверенитета (верховной власти). В парламентском государстве весьма важна роль выборных должностных лиц: президента, премьер-министра, депутатов, судей и т.п. Разделение исполнительной (правительство), законодательной (парламент) и судебной властей позволило согласовывать интересы личных социальных групп и лучше контролировать невероятно усложнившийся государственный аппарат.

Выборность многих, в том числе  высших чиновников, привела к созданию партий и общественных организаций (например, профессиональных союзов), на поддержку которых кандидат мог  рассчитывать при условии реализации их программ. Партии, профсоюзы и  другие общественные организации образовали сферу «гражданского общества», относительно независимого от государства. Здесь стали формироваться политические решения, политические линии. Ожесточенная, а подчас и кровавая борьба партий была следствием не столько личных честолюбий, сколько острых социальных противоречий и конфликтов, в первую очередь между собственниками дел  и капиталов и наемными работниками. К концу XIX в. классовый характер многих партий ослабевает, окончательно складывается двухпартийная система, гарантировавшая мирный переход  власти к оппозиции.

Для Нового времени было типичным национальное государство, объединяющее большую часть какой-либо нации  и защищающее ее национальные интересы. Столкновение этих интересов часто  приводило к войнам; кроме того, некоторые государства (особенно Франция) стремились к гегемонии, господству в Европе. Многие страны проводили  активную колониальную политику, создавали  огромные колониальные империи, например Британскую. Отражением этих процессов  стали идеи национализма, национального  превосходства и превосходства  европейских «цивилизованных» народов  над неевропейскими «нецивилизованными».



Информация о работе Управления социально-экономическими процессами