Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 23:31, контрольная работа
Этот новый термин «неформальное образование» получает за последние годы все более широкое распространение во многих странах, используется в материалах и рекомендациях различных международных конференций. Под неформальным образованием понимается деятельность по распространению знаний, выходящая за рамки программ обучения в школах, производственно-технических училищах, техникумах, институтах и университетах, т. е. проводимая вне учебных заведений.
Этот
новый термин «неформальное образование»
получает за последние годы все более
широкое распространение во многих
странах, используется в материалах
и рекомендациях различных
Неформальным образованием в области окружающей среды занимаются общественные (добровольные) организации, заповедники и национальные парки, городские и полевые просветительские центры, музеи и выставки, средства массовой информации (печать, радио, телевидение), центры научно-технической информации. Важную роль в осуществлении этого образования могут играть производственные и научно-исследовательские учреждения, организации из сферы обслуживания населения. Не должны оставаться в стороне от этой работы и местные органы власти.
Большое внимание необходимости развития неформального образования уделила Тбилисская межправительственная конференция. В ее рекомендациях говорится, что «распространение специальных и общих знаний об окружающей среде и развитие общественного осознания необходимости правильного подхода к сложным проблемам окружающей среды имеет огромное и, возможно, решающее значение для дальнейшего экономического развития и рационального использования ресурсов планеты на благо отдельных народов и всего человечества».
В связи с этим конференция рекомендовала правительствам поддерживать мероприятия по неформальному образованию в области окружающей среды, проводимые учреждениями и ассоциациями, в том числе молодежными и неправительственными организациями, поощрять распространение знаний об охране и улучшении окружающей среды через печать, радио и телевидение, развивать деятельность музеев и выставок.
Деятельность общественных добровольных организаций
Корни
неформального образования
В 1924 г. было создано Всероссийское общество охраны природы, которое стало проводить пропаганду бережного, заботливого отношения к природе среди населения. В 1929 г. состоялся первый Всероссийский съезд по охране природы, на котором вопросы широкой пропаганды природоохранительных знаний занимали важное место. В 50-х годах были созданы республиканские общества охраны природы. В настоящее время это подлинно массовые организации, в задачи которых входят: распространение знаний об окружающей природной среде, воспитание у людей бережного отношения и любви к природе, привлечение населения к работам по сохранению и восстановлению природных богатств. Общества охраны природы насчитывают в своих рядах более 30 млн. членов и имеют первичные организации, созданные на промышленных предприятиях, в колхозах и совхозах, в различных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны. Одной из новых форм работы стало создание Домов природы, которые выполняют роль методических центров. Дома природы проводят разнообразную работу: лекции, беседы, выставки, тематические вечера, встречи с учеными, писателями, деятелями культуры и искусства, вечера вопросов и ответов, консультации по охране природы, тематические кинофестивали, экскурсии в заповедники и достопримечательные природные места в самой тесной связи с конкретными и актуальными задачами данной области, района, края, республики по рациональному использованию природных ресурсов, их охране и воспроизводству. Активную работу по природоохранительному просвещению населения проводят Дома природы в г. Тольятти, Ростове-на-Дону, Волгограде. Интересен опыт Дома природы Санкт-Петербурга, который организует общегородские праздники природы, проводимые на базе Центрального парка культуры и отдыха г. Петродворца.
В Эстонии (район Вильянди) в целях повышения качества учебной и воспитательной работы учащихся школ Обществом охраны природы созданы три молодежных университета по охране природы. Первый такой университет организован в 1976 г. Слушателями являются 200 учащихся 7-х и 8-х классов из 22 школ района. В учебной программе молодежного университета предусмотрены теоретические и практические занятия, проведение экскурсий, конференций, практических работ совместно с кружком юннатов школы. В теоретический курс включены такие темы, как «История охраны природы», «Законодательство в области охраны природы», «Биосфера и роль человека в ней», «Понятие экосистемы», «Вода в окружающей нас среде», «Значение и охрана атмосферы», «Влияние деятельности человека на ландшафт», «Природа и коммунистическое воспитание». Наряду с этим в рамках университета организованы семинары-занятия для предметных групп по руководству самостоятельной исследовательской работой по тематике: охрана растительности, лекарственные растения, охрана фауны. Слушатели молодежных университетов по охране природы участвуют в тематических учебных походах, экскурсиях, ведут работу по благоустройству территорий вокруг школ. Учебный год в университете завершается конференцией, на которой с докладами выступают слушатели, затем вручаются свидетельства об окончании народного университета. Опыт молодежных народных университетов Эстонии заслуживает широкого распространения.
Наряду с задачей всемерного ускорения внедрения и использования в народном хозяйстве результатов научных исследований, изобретений и открытий, совершенствования организации инженерного труда непосредственно па предприятиях научно-технические общества должны мобилизовать все существующие возможности для воспитания экологического мышления у лиц, занятых в производстве, чьи действия или решения оказывают прямое или косвенное влияние на состояние окружающей среды.
Польская
лига охраны природы, образованная в 1928
г. До 1939 г. деятельность этого общества
сосредоточивалась
В
Болгарии по решению ЦК БКП от 22 июня
1970 г. руководство всенародным
В
Чехословакии активное участие в
природоохранительной работе принимают
организации Национального
По мере осознания важности проблем охраны природы природоохранительное просвещение получает развитие и в капиталистических, а также в развивающихся странах. Так, в Англии особый интерес к нему возник в 30-х годах в связи с ухудшением сельской местности, вызванным бесконтрольной застройкой территорий и упадком фермерства. Было основано несколько обществ по охране природы, в программы которых были включены и просветительные задачи. Например, Совет по охране сельских местностей Англии, организованный в 1926 г., призывал к просветительной деятельности на национальном уровне в целях защиты сельских территорий.
В
настоящее время в
В
плане неформального
Работу по природоохранительному просвещению населения проводит так называемый Национальный попечительский совет Англии, который был организован в конце XIX столетия. Он, в частности, возглавляет природоохранительную организацию, в которой насчитывается около 350 тыс. членов. Этот Совет имеет музеи. После посещения музея учащиеся должны выразить свое мнение в форме письменного сочинения, рисунка или картины. В течение ряда лет Национальный попечительский совет занимается организацией «желудевых» лагерей для школьников, которые хотят провести каникулы, занимаясь практической работой, связанной с охраной природы.
Еще одна добровольная британская организация, Совет по охране природы, в качестве одной из главных своих задач рассматривает распространение знаний о природе. В 1976 г. он организовал передвижную выставку «Водно-болотные угодья Британии под угрозой», которая в течение 3 месяцев экспонировалась в Британском музее истории природы в Лондоне. В сотрудничестве с Научным советом изучения природной окружающей среды он организовал подобную выставку под названием «Редкие исчезающие виды растений и животных» (1977-1978 гг.). Совет по охране природы активно поддерживает международную кампанию «Моря должны жить», проводимую Всемирным фондом охраны природы. В марте 1977 г. была издана книга «Охрана природы и сельское хозяйство». Это способствовало тому, что радио, телевидение и пресса обратили особое внимание на освещение деятельности Совета по охране природы.
Совет выпускает большое количество брошюр по охране природы, предназначенных для широкого круга читателей, специальные пособия для учителей, игры-конструкторы для дошкольников, с помощью которых дети могут наглядно представить себе различные экосистемы. Совет располагает также мобильным выставочным комплексом.
По типу советских народных университетов при Лондонском университете создан так называемый открытый университет. Его могут посещать не только студенты, но и учителя, домохозяйки, служащие, деятели культуры и искусства, инженерно-технические работники.
В Нидерландах в 1938 г. был основано «Общество по предотвращению загрязнения сельской местности, городских поселков и городов», переименованное в 1948 г. в «Общество добровольных охранителей природы». Оно было призвано препятствовать ущербу, который наносит природным ресурсам безответственное поведение отдельных граждан. В целях привлечения внимания населения к проблемам окружающей среды в 1960 г. это общество было преобразовано в Институт по образованию в области окружающей среды. В задачи института входят: широкая пропаганда охраны природы, воспитание в людях бережного отношения к окружающей природной среде, помощь другим обществам, объединениям, государственным организациям, проводящим работу по охране природы и сельских местностей.
В Амстердаме находится национальный центр Института по образованию в области окружающей среды, располагающий небольшим штатом специалистов. В состав Института входит около 100 местных или районных групп с общим числом добровольцев около 7000 человек. Институт ежегодно организует районные учебные курсы для экскурсоводов по природе, где читаются лекции по экологии, принципам охраны природы и методам передачи полученных знаний широкой публике. После сдачи экзамена по курсу студенты получают дипломы. В настоящее время в стране около 3 тыс. квалифицированных экскурсоводов, которые проводят экскурсии в заповедниках, организуют прогулки по природным тропам, лекции в кемпингах в т. д. В целях обучения школьников и повышения квалификации учителей по образованию в области окружающей среды Институт производит и распространяет брошюры по специальным темам, настенные карты, открытки с цветными изображениями животных и растений, цветные слайды, фильмы и т. д. В национальном центре Института имеется небольшая библиотека фильмов с звуковой фонограммой. Периодически Институт по образованию в области окружающей среды издает журнал «Человек и природа», который с 1978 г. выходит б раз в год.
Информация о работе Улучшение окружающей среды по средствам досуга