Работы
по Главному штабу близились
уже к завершению, когда он
получил ещё одно задание –
построить Александринский театр.
На участке между Аничковым
дворцом и Садовой улицей существовал
небольшой деревянный театр, построенный
в 1801 году архитектором Бренна
для итальянской труппы Казасси. Этот
«Малый театр» уже не соответствовал размерам
города.
Перед
театром он спланировал обширную
площадь, ограничив её с одной
стороны двумя павильонами сада
Аничкова дворца, а с другой -
новым корпусом Публичной библиотеки,
примкнувшим к старому зданию,
возведённому архитектором Егором
Соколовым. За театром по плану
зодчего была создана улица,
именуемая ныне его именем
– улица Зодчего Росси. Эта
улица задумана им как единое
целое и в этом отношении
не имеет аналогий во всём
мире. В корпусах, её обрамляющих,
разместились администрация театра, театральная
школа и квартиры актёров.
Центральное
здание ансамбля – Александринский театр
– по своей архитектуре может быть отнесено
к лучшим театрам Европы. Внешний облик
его собран и гармоничен. Простые, чёткие
объёмы здания, дополненные коринфскими
колоннадами и квардигой бронзовых коней
работы Пименова и Демут - Малиновского,
хорошо воспринимаются со стороны Невского
проспекта. Шести ярусный зрительный зал
декорирован в классицистическом духе.
Первоначально он был оформлен в гамме
голубого и белого тонов с золотом. Позднее
голубой тик был заменён красным бархатом.
Особенностью
вновь построенного театра было
и то, что в нём нашли широкое
применение несгораемые конструкции.
Росси впервые в русской архитектуре
использовал над зрительным залом
и сценой конструкции металлические
– чугунные и железные перекрытия.
Для предохранения от пожара
полы в коридорах были сделаны
каменными.
Александринский
театр открылся – 31 августа
1832 года патриотической трагедией
Крюковского «Пожарский» с прославленным
актёром Василием Каратыгиным
в главной роли.
Последним
крупным творением Карла Росси
было здание высших правительственных
учреждений – Сената и Синода на нынешней
площади Декабристов. Раньше здесь стояли
два частных дома, один из которых ещё
в 1760х годах был отдан Сенату. После окончания
постройки Адмиралтейства возник вопрос
о реконструкции старого здания.
Специальный
конкурс позволил выделить как
лучший проект Росси. Архитектор
предложил объединить здания с соседним
домом, полностью перестроить их так, чтобы
они составили цельную композицию. Между
домами Росси задумал создать триумфальную
арку, пропустив под ней галерную улицу.
Хотя
утверждён был проект Росси,
зодчий отказался от руководства
работами. Доработка планов и
надзор за строительством были
поручены опытному архитектору
Штауберту. Спустя пять лет
после закладки, в 1834 году, здание
было готово. Газеты и журналы
отметили его достоинства. Особенно
восхищались центральной аркой,
за которой, как в театральной
декорации, открывалась перспектива
уходящей в даль Галерной улицы; в конце
её виднелся развевающийся на Новом Адмиралтействе
– бывшей Галерной верфи – большой военно-морской
флаг.
И такое
преображение Петербурга происходит на
глазах Жуковского и Батюшкова, Кипренского
и Пушкина, за время, можно сказать, пребывания
Карла Брюллова в Италии (1823-1836). По ту пору
эпоху называли Александровым веком, но,
по сути, как становится ясно, эпоха связана
непосредственно с именем Пушкина, с его
творчеством, с его эстетикой, в которой
мы узнаем и эстетику Росси, и эстетику
Кипренского и Брюллова, поэтому определение
Пушкинского Петербурга и утвердилось
столь естественно. Ясен высокий, исполненный
света и красоты, гуманизма и героизма
стиль эпохи, стиль Высокого Ренессанса
в России.
Увольнение.
С
конца 1820х годов отношение
Росси с правительственными придворными
кругами ещё более ухудшились.
Каждая стойка сопровождалась интригами.
Так, например, при установке металлических
стропил над зданием театра нашлись люди,
усомнившиеся в их прочности. Дело было
передано на усмотрение царя Николая.
Обиженный недоверием, зодчий написал
письмо министру Волконскому, в котором
он заявлял, что «в случае, когда бы в здании
от устройства металлической крыши произошло
какое-либо несчастье, то в пример для
других пусть тот час же меня повесят на
одной из стропил». Везде чувствовалось
давление невежественных чиновников,
близких к царю лиц. Обострение взаимоотношений
с начальством было основной причиной
того, что Росси отказался от руководства
строительством здания Сената и Синода.
И без того расшатанное заботами и волнениями
здоровье продолжало ухудшаться. Все вместе
обстоятельства побуждали Росси подать
заявление об отставке. Предлогом было
состояние здоровья. Прошение удовлетворили,
и 16 июля 1832 года Росси был уволен от всех
дел.
Последние годы жизни.
Но
и после ухода в отставку
каждый его шаг и его местонахождение
по-прежнему определялись прихотью
высокопоставленных чиновников. Отлучки
из Петербурга и поездки в
Ревель, где жила семья архитектора,
могли иметь место лишь с
разрешения министра. В 1842 году
умер его старший сын Александр,
а в 1846 году скончалась жена.
Росси переехал на последнюю
свою квартиру – в далёкую Коломну,
в дом №185 по набережной Фонтанки, рядом
с Калинкиным мостом.
Старый
зодчий писал неоднократно заявления
с просьбой выдать ему пособие. Незадолго
до смерти он обратился со следующим ходатайством:
«В течение 53-летней добросовестно проведённой
мной службы под моими распоряжениями
и надзором построено казённых зданий
более, нежели на шестьдесят миллионов
рублей… Моя жизнь и служба могла бы сделать
моё существование независимым, но многочисленность
семейства, воспитание детей, устроение
старших из них и поддержание на службе,
а более долговременная болезнь моя и
покойной жены моей требовали неоднократной
поездки на Минеральные Воды и беспрерывные
в течение двадцати лет пожертвования
истощили все средства мои и вовлекли
в долги, так что для существования с семейством
я вынужден наконец заложить в опекунский
совет принадлежащие покойной жене бриллианты,
переделанные из пожалований мне, равно
и серебро, а потом перезаложить и полученные
на оные билеты. Проживая на свете 71й год,
и с гостью вижу приближение минуты, которая
разлучит меня с семейством навсегда…
Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой
об исходатайствовании мне… весьма на
короткий срок заимообразно из кабинета
4000 рублей…».
И это
писал Росси – создатель грандиозных
ансамблей, строитель здания Главного
штаба, Михайловского замка, Александринского
театра и множества других замечательных
сооружений, архитектор, который решил
поставленную им перед собой задачу «превзойти
то, что создали европейцы нашей эры»!
Последние
пятнадцать лет своей жизни
зодчий. Сохранивший свой замечательный
талант, зоркость глаза и твёрдость
руки, ничего не стоил.
В
пасмурный и дождливый апрельский
день 1849 года на набережной Фонтанки
можно было видеть погребальную
процессию, направляющуюся в сторону
Волкова кладбища, - дороги и за ними
несколько скромных людей. Это хоронили
Росси.
Ему
так и не удалось обеспечить
семью. Не нашлось денег и
на собственные похороны. Близким
снова пришлось просить выдачи
очередной ссуды.
Заключение
По окончанию написания своей работы,
в заключении, мне хотелось бы сказать.
Достойна
восхищения самоотверженность зодчего
в служении России и русской
архитектуре. Росси не искал
чинов и денег, а его девизом
было «любовь и честь своего
звания». Он единственный из
ведущих зодчих, работавших при
императорском кабинете, не имел
высокого чина (коллежского советника
он получил ещё до назначения в Комитет
и с этим чином вышел в отставку), не был
ни профессором, ни академиком. Зато построил
больше других, был первым зодчим столицы,
но лично не имел ничего кроме долгов.
Росси так и не обзавёлся собственным
домом, но создал произведения, которые
по своему градостроительному размаху
и величию превзошли всё, что достигла
западноевропейская архитектура.
Академик
архитектуры И.А.Фомин в начале
ХХ века писал о произведениях
Росси: «Эта роскошь архитектуры
ещё мало оценена, но настанет
время, когда будут приезжать
смотреть эти великолепные произведения
Росси, как ездят смотреть мастеров
Ренессанса в Италию».
И
хотелось бы сказать, что Николаевская
Россия не хотела и не сумела
оценить Карла Росси, - последнего
великого архитектора старой Европы. Он
ушёл из жизни никому не нужный, всеми
забытый… По – настоящему оценён Росси
только в наши дни. Здания и прекрасные
архитектурные ансамбли, созданные по
его замыслам, служат нынешнему поколению
и по сегодняшний день. Представления
о Санкт-Петербурге неотделимы от облика
этих сооружений.
Список использованной
литературы.
- «Зодчие СПб
XIX - начало XX веков». В.Г.Исаченко 2000год
СПб.
- «Зодчие и
строители Ленинграда» И.А.Бартенев
1963 год.
- «Памятники
архитектуры Ленинграда» Л., 1975 год.
- «Архитектурные
ансамбли Ленинграда» В.И.Пилявский
1946 год.
- «Художественная
жизнь Росси в 1900-1910х годах» Г.Ю.Стернин
М.,1988 год.
- «Ансамбли
Росси» Г.Г.Гримм Л., М., 1946 год.
- «Зодчий Росси»
В.И.Пилявский Л., М., 1951 год.
Ссылки
- www.krugosvet.ru
- www.museum.online.ru
- www.peoples.ru/art/architecture/