Творчество Карла Ивановича Росси

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:29, реферат

Описание работы

После завершения отечественной войны с Наполеоном, в Петербурге строительство приобрело большой размах. В 1816 году был образован «Комитет по делам строений и гидравлических работ», имевший целью дальнейшее урегулирование застройки столицы и выработке мероприятий по борьбе с наводнениями. Комитет этот стал наследником строительно-планировочных комиссий XVIII века, руководимых Еропкиным, Квасовым и другими выдающимися зодчими.

Содержание

Введение. 2
Жизнь и творчество К.И.Росси.
Приобретение опыта. Первые замечательные произведения. 3
Возвращение в Петербург. 8
Верные помощники и мастера зодчего. 11
Тяжелая работа. 12
Увольнение. 15
Последние годы жизни. 16
Заключение. 18
Список использованной литературы. 19

Работа содержит 1 файл

История и культ. СПб..docx

— 51.09 Кб (Скачать)

Санкт-Петербургская  академия управления и экономики

Факультет Менеджмента 
 

Реферат

По  дисциплине: «История и культура Санкт-Петербурга».

На тему: «Творчество Карла Ивановича Росси». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил  студент: Степанов Н.С.

Форма обучения: заочная

Группа 133 1/1-1

                                                         Проверил: Нинкина Елена Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт Петербург

2010г

                                       Содержание. 

Введение.                                                                                                2

Жизнь и творчество К.И.Росси.                                                        

  1. Приобретение опыта. Первые замечательные произведения.   3
  2. Возвращение в Петербург.                                                            8
  3. Верные помощники и мастера зодчего.                                     11
  4. Тяжелая работа.                                                                            12
  5. Увольнение.                                                                                  15

Последние годы жизни.                                                                       16

Заключение.                                                                                          18

Список использованной литературы.                                                19 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                Введение 

  После завершения отечественной войны с Наполеоном, в Петербурге строительство приобрело большой размах. В 1816 году был образован «Комитет по делам строений и гидравлических работ», имевший целью дальнейшее урегулирование застройки столицы и выработке мероприятий по борьбе с наводнениями. Комитет этот стал наследником строительно-планировочных комиссий XVIII века, руководимых Еропкиным, Квасовым и другими выдающимися зодчими.

   В состав «гидравлического комитета» вошли крупнейшие архитекторы – К.И.Росси, В.П.Стасов, А.А.Михайлов – второй. Сотрудники комитета создавали ряд крупнейших архитектурных ансамблей, во многом изменивших облик центра города. Нигде в Европе в это время ни строилось ничего подобного тому, что осуществлялось в Петербурге.

   Архитектуру того времени обычно определяют как второй этап позднего классицизма. Нередко её именовали также русским ампиром. Однако ампир был стилем французской архитектуры начала XIX века, причем в целом он носил подражательный по отношению к античному древнеримскому зодчеству характер. Русское же зодчество отличалось большим национальным своеобразием.

   Об одном из таких великих  архитекторов, того времени, как  Карл Иванович Росси, мне хотелось  бы рассказать в своей работе.

  Поэт  Всеволод Рождественский в строках,  посвящённых зодчему Росси, дал  ёмкую характеристику архитектора:  «Взыскательной служил и точной  красоте». Когда говорят о неповторимом  облике Петербурга, прежде всего  вспоминают строгую и соразмерную  красоту ансамблей, созданных  гением Карла Ивановича Росси, - Дворцовую и Сенаторские площади, площади Искусств и Александрийского театра, улицу Зодчего Росси и Кленовую аллею, связывающую Манежную площадь с Михайловским замком. Они-то и определяют неповторимый облик исторического центра города, воспетого Пушкиным. И символично, что Пушкин и Росси жили в разное время в доме № 185 по Фонтанке.

                 Жизнь и творчество К. И. Росси. 

   Приобретение опыта. Первые замечательные произведения. 
 

  Карл  Иванович Росси, сын итальянского  дворянина Джованни Росси и  известной танцовщицы екатерининских  времён Гертруды Росси, родился  18 декабря 1775года в Венеции.

  Говорят, архитектура - застывшая музыка. Еще с большим основанием можно сказать: архитектура, - а я имею в виду здесь прежде всего архитектуру классического Петербурга, - это явленная реально эстетика и именно эстетика Ренессанса в России. Возник новый мир с воскрешением античных богов, с воссозданием классической древности в архитектуре, и в нем-то находят, как по волшебству, себя юный Пушкин и его товарищи, приехав в Лицей в Царском Селе. Пушкин припал к первоисточникам европейской культуры непосредственно, со всей восприимчивостью юности с ее естественным, как природа, язычеством. А где-то рядом, в тех же условиях рождающегося нового города сформировались архитектор и художник, конгениальные поэту. Карл Росси придал Петербургу тот вид, каким мы знаем его под определением пушкинского. Орест Кипренский, словно посланник классической эпохи живописи XVII века в Европе, воспроизвел в изумительных портретах лучших людей своего времени. Художник романтической эпохи, он свободен от односторонности романтиков с их пристрастием к тем или иным настроениям и формам, ибо нашел опору и почву, как Пушкин, в классической традиции. Тем самым его картины, должно заметить, романтические по содержанию, классичны по форме, то есть по существу своему и природе (эстетике) ренессансны (каковы портреты Рафаэля). Кипренский, как Росси в архитектуре, как Пушкин, скорее художник классико-романтической эпохи, что и должно признать определением ренессанской эпохи.

  В этом объяснение того факта, что первая половина XIX века - эпоха, обладающая для всех ясно определенным стилевым единством, вопреки различным направлениям, каковые исследователи выделяют в разных видах искусства. Разумеется, национальная жизнь всегда обладает известным единством, но ярко и выразительно как эстетический феномен только в пору расцвета искусств, что оказывает влияние и на быт, и на образ жизни, когда именно эстетизм определяет все стороны жизни общества и личности. Только при таком взгляде можно объяснить это высокое стилевое единство эпохи, золотого века русской поэзии и культуры. Все “измы”, взятые по аналогии со стороны, имеют определенный смысл и значение в какие-то отрезки времени, в каких-то видах искусства, но не они определяют внутреннее развитие национальной жизни и искусства, в которых господствующим стилем выступает не классицизм, не романтизм, не реализм, а ренессансная классика, и именно под ее знаком мы узнаем как нечто единое и лирику Пушкина, и градообразующие ансамбли Росси, и живопись Кипренского и Карла Брюллова, высшие достижения Ренессанса в России.

  “Мы были в театре, и долго не выйдет у нас из головы то, что мы там видели. Пьесы представлены были следующие: “Притворная любовница” и никогда не виданный балет “Медея и Язон”. Первая пьеса производила только довольно много смеха, а последняя, могу сказать, что есть наисовершеннейшая в своем роде. Весь Петербург жаждал ее видеть. Несколько сот человек поехали назад, не имея уже в театре места... Я боялся истинно, чтоб от ужасных перемен декораций и множества представленного пламени не загорелся бы в самом деле театр. Я, в окончание похвалы сему балету, скажу только то, что здесь все говорят, что, от начала таковых представлений, такого балета никогда не было...”

  Это рассказ очевидца первой постановки Шарля Лепика, балетмейстера и танцовщика, отчима Карла Росси, с которым и с матерью своей Гертрудой Росси, танцовщицей, он приехал в Россию восьми лет от роду в 1785 году. Госпожа Росси, родом из Мюнхена, обучалась в Королевском театре в Неаполе, где и родился ее сын Карл. Приехав в Россию, он рос в мире театра, точь-в-точь там, где впоследствии он выстроит здание театра и пробьет улицу, которая носит теперь его имя. Учился Росси в школе святого Петра, основанной еще при Петре; в Петершуле учились русские подданные, употребляющие немецкий язык. А лето проводил в Павловске, где знаменитый балетмейстер имел летний дом, и нередко, прогуливаясь в дворцовом парке, видел белокурого женоподобного подростка его лет, будущего императора Александра I.

  Винченцо Бренна, уроженец Флоренции, которого Джакомо Кваренги называет своим первым учителем в архитектуре, тоже живал в Павловске, знал Карла и взял его в ученики в 1795 году. И в том же году некая сила вмешивается в судьбу юного Росси. “Июля 28 дня 1795 года по высочайшему повелению в службу определен в Адмиралтейское ведомство. Из итальянцев, архитектурным чертежником сержантского чина, архитектурии гезелем”.

  Через пять месяцев Росси уже прапорщик с жалованьем 150 рублей в год. По ту пору прапорщик - это уже дворянин. Кто же столь решительно вмешался в судьбу юноши, итальянца по неизвестному отцу? Возможно, великий князь, генерал-адмирал Павел Петрович, возглавлявший Адмиралтейскую коллегию, это на него похоже. Мягкий, романтичный юноша, который, оказывается, обладает навыками чертежника, но весь живет в собственных фантазиях, - и нетерпеливый наследник престола. Через четыре недели прапорщик уволен из Адмиралтейского ведомства. Немилость? Нет, вся эта служба в полгода была задумана и осуществлена как милость с пожалованием чина и дворянства ученику Бренны, который был занят дворцами наследника в Павловске и Гатчине.

  К концу 1796 года, когда Павел Петрович, взойдя на престол, задумал, вместо Летнего дворца, построенного Франческо Растрелли для Елизаветы Петровны, в котором он родился, выстроить неприступный замок, один из помощников Бренны Карл Росси пожалован в губернские секретари с жалованьем в 300 рублей. Сам Бренна получает чин V класса - статского советника, ему в помощь призваны Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги, лучшие зодчие Екатерины II, чему вряд ли они были рады. Зато для Росси работать в такой команде, пусть в качестве лишь рисовальщика и чертежника, - хорошая школа.

  Михайловский замок построен, отделан; царская семья едва успела переехать в столь надежное посреди столицы здание, как Павел I, император странный и неожиданный, приказал долго жить. Винченцо Бренна отстранен от дел; уволен из ведомства Кабинета двора Карл Росси, - какой удар!

  Однако через неделю, словно опомнившись, в чем начинающий архитектор и прекрасный рисовальщик виноват может быть, вновь зачисляют на службу - для украшения коронационных торжеств в Москве, за что он получит уже от своего сверстника императора Александра I чин X класса - коллежского секретаря (с таким чином Пушкин вышел из Лицея, правда, далее не очень продвинулся, вот почему Николай I думал, что придворный чин камер-юнкера для поэта вполне хорош).

  С окончанием строительства Исаакиевского собора, чем занимался Бренна, старый архитектор решил вернуться на родину и взять с собой ученика для завершения образования. 30 января 1802 года следует указ: “Состоящему в ведении Кабинета архитекторскому помощнику Карлу Росси, увольняя на 2 года в чужие края для усовершенствования его познаний, повелеваю получаемое им жалованье по 600 рублей на год доставлять ему на место его пребывания”.

  Лучше и не могло быть. Создается впечатление, что постоянно чья-то невидимая рука ведет молодого мечтателя и неутомимого рисовальщика к великим свершениям. А скорее всего, его гений.

  По возвращении из поездки во Францию и Италию Карл Росси, желая напомнить о себе, подает прошение о присвоении ему звания архитектора. И готовит проект для комиссии. Он спроектировал величественную набережную от Зимнего дворца до Исаакиевского наплавного моста прямо против памятника Петру I. Поскольку в то время десять стапелей шли к Неве от Адмиралтейской верфи, набережная поднята, как мост с высокими аркадами по числу стапелей, по которым, как прежде, будут сходить новые корабли на Неву. Высота каждой арки - 35 метров, ширина - 25, длина всего сооружения - 590 метров. С двух сторон для въезда на набережную - пологие пандусы, три ростральные колонны из мрамора и сорок восемь малых ростральных колон с фонарями. Все сооружение - из огромных гранитных глыб. Составлена смета - 2391857 рублей 50 копеек.

  Мало осталось документов о жизни архитектора, ни писем, ни воспоминаний, кроме прошений, связанных с работой, а затем, к концу жизни, в отставке, о займах в счет пенсии, когда слава его неповторимых ансамблей никак не грела его старость, - ничего, кроме этого описания его проекта.

  Вот оно: “Размеры предлагаемого мною проекта превосходят принятые римлянами для их сооружений. Неужели побоимся мы сравниться с ними в великолепии? Под этим словом следует понимать не легковесность украшений, а величие форм, благородство пропорций и прочность материала.

Это сооружение должно быть вечным.

... Все  прекрасные здания, существующие  на Дворцовой и Галерной набережных, как бы требуют того, чтобы  этот проект был осуществлен;  из-за изрезанности берега Адмиралтейства  прерывается сообщение между  обеими набережными - достойными  памятниками Русской империи. 

  Пусть сооружение этой набережной ознаменует эпоху, в которую мы воспринимаем систему древних, поскольку памятник в целом должен превзойти своим величием все, что создано европейцами нашей эры...” Вот, оказывается, каков Карл Росси! Проект мог быть одобрен хотя бы чисто теоретически, но объяснительная записка прозвучала не как официальный документ, а как вдохновенный порыв романтика, увлеченного классической древностью, - здесь его исповедь и эстетика, здесь такое дерзновение, что скорее отвращает людей, не говоря о специалистах, которые плохо понимают полет фантазии и мысли, - в итоге Росси не получил звания архитектора, но, чтобы занять его делом, поручено ему “делать разные рисунки для работ стеклянного завода и других мануфактур, в ведении Кабинета состоящих”.

Информация о работе Творчество Карла Ивановича Росси