Театральная жизнь современного Минска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:31, реферат

Описание работы

Победа Октябрьской революции и установление Советской власти открыли широкие возможности для развития белорусского театра. Сейчас в Минске работают шесть профессиональных театров, которые представляют все виды театрального искусства: театр имени Янки Купалы, академический большой театр оперы и балета Белорусской ССР, государственный русский драматический театр Белорусской ССР имени М. Горького, государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР, Республиканский театр юного зрителя, государственный театр игрушек Белорусской ССР.
В республике созданы условия для подготовки кадров национального театра.
Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.

Содержание

Введение
1. История Белорусского театра 3
2. Искусство Беларуси на современном этапе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Театральная жизнь современного Минска.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

    Коренные  изменения, которые произошли в  театральном искусстве Беларуси на новом этапе, требовали научного осмысления, однако,  что бы понять диалектику творческого процесса, необходима была определённая временная дистанция. В конце ХХ – начале ХХІ века такие работы появляются. Авторы проблемно-теоретических исследований  анализируют основные тенденции развития  сценического искусства в широком социокультурном контексте. В своей монографии “На скрыжыванні: Тэатр у працэсах станаўлення і развіцця гістарычнай і нацыянальнай свядомасці беларусаў”  (1999) Р.Смольский последовательно показывает, как формировалась национальная особенность белорусского театра от его  первоначальных форм в древности до современного профессионального искусства. Основное внимание учёный  уделяет  театральной ситуации 1990-х годов. Определив позитивные и негативные стороны  театрального процесса, автор подчёркивает главное – огромную роль сценического искусства в деле  государственного строительства Республики Беларусь. Р.Смольский  определяет приоритетные направления  развития театра, его многофункциональную эффективность. 

    Идея  созидательной роли театра является определяющей и для монографии «На  мяжы стагоддзяў: Сучасны беларускі драматычны тэатр» Т.Горобченко (2002). В ней исследуются проблемы, которые возникли перед театральным искусством в переходный период развития общества. И прежде всего – сохранение национальной самобытности, духовности в противовес антикультуре, которая через видео-кино-телепродукцию мутным потоком ворвалось в нашу жизнь. Белорусский театр неизбежно входит в мировое театральное пространство: осваивает эстетику условного и эпического театров, постигает различные методологии западноевропейских режиссеров, активно обращается к абсурдистской драматургии. В таких условиях особенно остро встает вопрос продолжения и развития реалистического направления в искусстве, изначально присущего славянскому театру. Автор отмечает, что в своем большинстве деятели белорусской сцены творчески осмысливают ценности, накопленные отечественной и мировой культурой. В мировоззренческом же плане лучшие спектакли успешно противостоят своей созидательной энергией мраку и безысходности, хаосу и разрушению.

    Уникальному явлению театрального искусства, единственному  в стране театру для детей и  юношества посвящена монография «Беларускі тэатр юнага гледача: Вопыт эстэтычнага выхавання» А.А.Савицкой (2008). Автор исследует историю создания ТЮЗа, его специфику, своеобразие творческого развития в 1931—1941 и 1956—2006 гг. На примере наиболее значительных сценических произведений раскрывается их художественная значимость и роль в формировании мировоззрения и эстетического вкуса детей, подростков и молодежи.

    В своих исследованиях Р.Смольский  и Т.Горобченко обращают внимание на характерную особенность театральной жизни конца ХХ – начала ХХI века – повышенное внимание драматургов и театров к национальной классике и исторической тематике. Никогда ранее белорусский театр не углублялся в такую древнюю отечественную историю. На сценические подмостки рядом с личностями Франциска Скорины и Кастуся Калиновского вышли представители национальной элиты – Рогнеда и Владимир, Витовт и Ягайло, Барбара Радзивилл, Василий Ващило, Франтишка Уршуля Радзивилл и др. Это было особенно важно, так как зритель наконец получил возможность соприкоснуться с величием и трагизмом жизни наших предков. Анализируя исторические спектакли авторы впервые вводят художественные произведения в контекст христианской традиции, через которую и выявляют духовные истоки нации. Применяя различные методологии исследования, ученые приходят фактически к единым выводам: исторические произведения, как и национальная классика, открыли новые возможности для философского осмысления разных пластов народной жизни, для пробуждения памяти и самосознания белорусов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Искусство Беларуси на современном этапе.

    На  протяжении 80 — 90 гг. наблюдалась тенденция  увеличения в Беларуси театральной сети. В 1994 г. в республике насчитывалось 24 театра, в 1985 — 17. Были созданы первый в Беларуси частный театр в Гомеле, драмтеатр в Мозыре, театр-студия в Минске и др. В ре-пертуарах многих театров ведущее место заняли спектакли по национальной тематике. Государственными премиями были отмечены спектакль «Знак беды» В. Быкова, «Тутэйшыя» Я. Купалы, опера «Дикая охота короля Стаха» и др. Идея национально-культурного возрождения определила главное содержание большинства театров Беларуси, особенно Национального академического театра имени Я. Купалы, Минского Альтернативного театра, Белорусского Государственного Академического театра имени Я. Коласа.

    В белорусском театре им. Я. Купалы творчески  работает его руководитель В. Раевский, чье творчество отмечено присуждением ему в 1994 г. звания народного артиста РБ. Творчески в театре работает Н. Пинигин, поставивший спектакль «Идиллия». Альтернативным театром руководит В. Григалюнас. Репертуар этого театра складывается с драматургии абсурда — абсолютно нового направления в нашем театре, но давно уже освоенного в Европе. Зритель познакомился с постановками Э. Ионеско «Король умирает», Пинтера «Ночь» и др. Безусловно, пользу развитию театрального искусства принесло студийное движение, возникшее в 80-е гг. как альтернатива господствующей театральной системе.

    Под знаком национального возрождения  разворачивается деятельность областных театров.

    Развитию  театрального искусства Беларуси содействует  проведение фестивалей. Значительным событием в театральной жизни стал Первый международный фестиваль моноспектаклей, проходивший в Минске в 1993 г. Мастерам театрального искусства посвящены фестивали «Маладзечанская сакавiца». Конечно, в работе театральных коллективов есть свои трудности, в первую очередь экономические, приведшие в частности к сокращению гастрольных поездок. Но, несмотря на это, современный белорусский театр вносит вклад в формирование национального самосознания, консолидацию науки. Богатым является современное музыкальное искусство. Союз композиторов Беларуси в 1994 г. насчитывал 107 человек. В разных жанрах работают В. Бро-иловский, В. Войтик, Г. Горелова, Л. Шлег, В. Кузнецов, о. Сонин, О. Елисеенков и др.

    Новые произведения появились в оперном  жанре. Среди них опера В. Солтана «Дикая охота короля Стаха», Е. Глебова «Мастер и Маргарита».

    Ведущим жанром в белорусской музыке остается симфония. Высоким профессионализмом выделяется 8 симфония (1992 ) Д. Смольского, 2 симфония (1990) В. Доморацкого. Разносторонне очерчена скорининская тема в 3 симфонии (1990) В. Дорохина, в мистерии А. Литвиновского «Франциск» и др. Среди вокально-симфонических жанров в первую очередь получила развитие кантата (Г. Горелова «В год всемирного пожара».)

    Продолжает  развиваться белорусская песня. 90% песен, которые ныне пишут композиторы, — это песни на слова белорусских  поэтов. Новое поколение композиторов продолжает традиции песенных классиков В. Оловникова, Ю. Семеняки, И. Лученка. Творчески работают Э. Зарицкий, В. Иванов, 3. Евтухо-вич, О. Елисеенков.

    В репертуаре театра музкомедии в настоящее время 4 постановки белорусских композиторов (Глебов «Миллионерша» и др.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    В последние десятилетия театр  представляют больше актеры и режиссеры, нежели авторы собственно произведений. В это же время произошел и значительный спад значения театра. Во-первых, это связано с причинами его появления как развлечения, нужда в котором отпала с появлением  кино и телевидения. Во-вторых большую роль сыграли авторитарные методы руководства искусством, применявшиеся с начала 30-х годов. Наиболее смелые деятели театра были обвинены в формализме и отстранены от работы. В ряде документов появились несправедливые и неоправданно резкие оценки творчества многих деятелей искусства.

    В формировании белорусского профессионального  театра большую роль сыграла театральная культура русского, украинского и польского народов. В белорусских городах действовали местные русские драматические труппы, а также гастролировали актеры столичных театров. Белорусские зрители имели возможность познакомиться с прекрасной игрой известных русских артистов М.Савиной, П.Арленева, М.Ходотова, В.Комиссаржевской. Разнообразный репертуар русских драматических коллективов складывали не только пьесы развлекательного характера, но и лучшие произведения всемирной и отечественной драматургической классики. Неизменным успехом пользовались произведения Н.Гоголя, А.Грибоедова, А.Островского, А.Чехова и др. русских драматургов. Успешно гастролировали по Беларуси украинские театры Н.Старицкого, Н.Крапивницкого. Приезжали также польские театральные коллективы.

    Под воздействием выступлений профессиональных театров в белорусских городах и местечках образовывались любительские театральные коллективы. В Минске на сцене Дворянского собрания профессионалы и любители ставили произведения русской, украинской и зарубежной драматургии. 5 июня 1890 г. в городе был открыт постоянный театр (теперь помещение театра имени Янки Купалы). В этом же году в Минске было образовано Общество любителей искусства. В среде белорусской интеллигенции постепенно формировалась идея о необходимости образования белорусского национального театра профессионального типа.

    Подъем  белорусского национально-освободительного движения, рост национального самосознания белорусского народа, появление новых значимых произведений белорусской драматургии способствовали в начале 20 века образованию многочисленных музыкально-драматических кружков и организаций, так называемых белорусских вечеринок. На вечеринках обычно выступали хоры, танцоры, читались белорусские литературные произведения, ставились пьесы. На первоначальном этапе своей деятельности участники вечеринок столкнулись с нехваткой белорусских пьес, поэтому они ставили драматические произведения русских, украинских авторов. Репертуар вечеринов квлючал также пьесы “Павлинка” и “Примаки” Я.Купалы, “Антон Лата” Я.Коласа, “Модный шляхтич” К.Каганца.

    На  традициях белорусских вечеринок  возникла Первая белорусская труппа Игната Буйницкого – настоящий театр профессионального типа. Значимое место среди деятелей белорусской культуры заняла особо ее создателя. Землемер по профессии, тесно связанный с простым народом, действительно патриот, И.Буйницкий на свои личные средства образовал труппу в собственном поместье Полевачи в Десинском уезде. В 1907 г. закрепился постоянный состав участников этого коллектива, а в 1910 г. после участия Первой белорусской вечеринки в Вильно театр И.Буйницкого стал профессиональным.

    В репертуаре Первой белорусской труппы были песни, танцы, постановки пьес “По  ревизии”, “Помылись в дураки” Н.Крапивницкого, “В зимний вечер” Э.Ожешки, “Михалка” Далецкого, “Сватание” А.Чехова, декламировались произведения белорусских поэтов и писателей. И.Буйницкий и его актеры занимались активной гастрольной деятельностью. Во время гастролей по Беларуси И.Буйницкий помогал местным любительским кружкам, что содействовало увеличению количества любителей театра.

    В 1911-1912 гг. труппа И.Буйницкого выступала  в Петербурге, в 1913 г. коллектив посетил Варшаву. Таким образом И.Буйницкий знакомил зрителей с художественной культурой белорусского народа, обращал внимание на ее особенности, неповторимый национальный колорит. Особо высокую оценку общественности получило второе выступление в Петербурге труппы И.Буйницкого. Российский журнал “Вестник знания” отметил, что успех белорусских артистов был колоссальным. Я.Дыла назвал их выступление в столице триумфальным.

    Дело  И.Буйницкого по созданию национального  театра активно поддержали газета “Наша нива”, прогрессивные деятели белорусской культуры Я.Купала, Тетка, Т.Гартный, З.Бедуля.

    Деятельность  Первой белорусской труппы и ее основателя, которого еще при жизни назвали  отцом белорусского театра, вписала  яркую страницу в развитие белорусской театральной культуры, заложила прочный фундамент в развитии дела последователями И.Буйницкого на пути становления белорусского театра.

    Театральное искусство можно назвать одним  из факторов, которые способствуют преодолению территориального и национального разъединения людей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  использованной литературы

  1. Современная беларусь. Этапы культурного строительства. – Минск: Министерство культуры Республики Беларусь, 2006.
  2. Театральная Беларусь: энциклопедия в 2 т./ под ред. А. Соболевского. – Минск: Бел. Энцикл., 2002.
  3. Театры Беларуси/ под ред. А. Соболевского. – Минск: Бел. наука, 1998.
  4. Хрестоматия по истории белорусского театра и драматургии/ научная редакция А. Соболевского. – Минск: Бел. наука, 2001.
  5. Театры Минска/ "Беларусь". – Минск, 1973.

Информация о работе Театральная жизнь современного Минска