Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:31, реферат
Победа Октябрьской революции и установление Советской власти открыли широкие возможности для развития белорусского театра. Сейчас в Минске работают шесть профессиональных театров, которые представляют все виды театрального искусства: театр имени Янки Купалы, академический большой театр оперы и балета Белорусской ССР, государственный русский драматический театр Белорусской ССР имени М. Горького, государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР, Республиканский театр юного зрителя, государственный театр игрушек Белорусской ССР.
В республике созданы условия для подготовки кадров национального театра.
Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.
Введение
1. История Белорусского театра 3
2. Искусство Беларуси на современном этапе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский национальный технический университет
Кафедра
истории, мировой и отечественной
культуры
Реферат
по истории Беларуси
на тему: «Театральная жизнь современного Минска»
Выполнил: студент группы 112170
Строительного факультета БНТУ
Новик Владислав Витальевич
Руководитель: канд. ист. наук,
доц. Беляев
А.В.
Минск, 2010
Оглавление
Введение
1. История
Белорусского театра
2. Искусство
Беларуси на современном этапе
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Победа
Октябрьской революции и
В республике созданы условия для подготовки кадров национального театра.
Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.
Театр имени Я. Купалы справедливо считается лабораторией национальной драматургии.
Его
путь отмечен стремлением к
Значительное место в репертуаре занимали и занимают спектакли по лучшим произведениям русской классической и советской драматургии. Театром были поставлены пьесы А. Островского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Горького, Л. Леонова и др.
Демократизация общественной жизни позволила исчезнуть цензуре, способствовала взаимосвязям с зарубежными деятелями театрального искусства и вхождению белорусского театра в европейскую культуру. Так же проявились и те сложные проблемы, которые встали перед деятелями культуры. Характерной особенностью театрального процесса стала очевидная утрата театром привелигированного места в общественной и культурной жизни страны. Необходимо было не только определить роль и место театра в современном обществе, но и приоритетные направления его творчества. Впервые за последние десятилетия на обсуждения общественности были вынесены наиболее актуальные проблемы современного искусства.
В современном театре особенно остро встает вопрос продолжения и развития реалистического направления в искусстве, которое изначально было характерно славянскому театру.
Для
понимания данных проблем необходимо
разобраться с историей развития и
становления Белорусского театра.
История белорусского театра.
В самостоятельную отрасль науки театроведение выделилось в начале XX столетия, когда в Беларуси были созданы профессиональные драматические театры, а также широкое развитие получило самодеятельное творчество. Однако в довоенный период исследований в области театра было немного, они имели фрагментарный, локальный характер. Систематическое изучение истории, теории и современного состояния театрального искусства началось в 1957 году вместе с организацией в ИИЭФ НАН Беларуси сектора театра и кино (с 1977 сектор, с 1986 отдел театра, с 1995 отдел театрального искусства).
Театроведение
– это наука, которая изучает
происхождение и развитие театра,
его место и роль в обществе,
современный театральный
С момента создания отдел театрального искусства становится центром театроведческой науки и настоящей кузницей научных кадров. Сотрудники отдела были всегда востребованы и, защитив кандидатские и докторские диссертации, часто переходили на службу в другие государственные учреждения. Так, доктор искусствоведения, профессор, заведующий отделом театрального искусства (с 1988) Р.Б.Смольский одновременно является ректором Белорусской государственной академии искусств. Эту же должность в 1984 – 1989 гг. занимал доктор искусствоведения, профессор А.В.Соболевский. В 1973 – 1975 гг. кандидат искусствоведения С.О.Петрович являлся заместителем министра культуры Беларуси, а кандидат филологических наук О.К.Санников в 1971 – 1975 гг. был главным редактором репертуарно-редакционной коллегии Министерства культуры Беларуси. Доктор искусствоведения, профессор Г.И.Барышев в 1967 – 1973 гг. занимал должность заведующего редакции издательства БелСЭ, а кандидат искусствоведения А.А.Лобович был заведующим этого издания (1971 – 1979). Благодаря усилиям А.В.Соболевского в республике начал выходить журнал "Тэатральная творчасць”, главным редактором которого он был в 1991 – 1998 гг. На протяжении десятилетий эти ученые возглавляли разные кафедры в Белорусской академии искусств и Белорусском университете культуры и искусства. Кандидат искусствоведения В.Т.Халип в 1970 – 1973 гг. занимал должность инструктора отдела культуры в ЦК КПБ, а в 1973 – 1981 гг. являлся главным редактором Госкино БССР.
Таким образом, состав сотрудников отдела постоянно обновлялся. В настоящее время в нем работают: 2 доктора искусствоведения, профессора Р.Б.Смольский и А.В. Соболевский; 4 кандидата искусствоведения – Т.Е Гаробченко, А.А.Савицкая, В.Н.Ярмолинская, Л.Г.Климович; 2 младшие научные сотрудники – Е.В.Устинова и В.А.Грибайло.
С
первых дней существования отдела театрального
искусства перед его
Рядом
с обобщающими трудами
Значительные научные разработки позволили сотрудникам отдела начать подготовку трехтомной (в 4-х книгах) “Гісторыі беларускага тэатра”. Авторский коллектив, куда вошли ведущие театроведы республики (А.В.Соболевский, Р.Б.Смольский, Г.И.Барышев, С.О.Петрович, Ю.А.Пашкин, К.Б.Кузнецова, М.А.Колодинский, Т.Е.Горобченко, Ю. М. Сохарь и др.), возглавил В.И.Нефед. В 1983 г. появился в печати первый том, в 1985 – второй, в 1987 – третий. Выход многотомной “Гісторыі беларускага тэатра”, первого издания такого плана среди других искусствоведческих наук, стала значительным событием в культурной жизни республики.
Комплексно-системный подход к изучению истории национального театра помог авторам глубоко проанализировать и выявить место и значение сценического искусства в системе духовной культуры белорусского народа, его исключительную роль в процессе формирования белорусов как нации. Авторский коллектив исследовал и научно обосновал национальное своеобразие, многогранность форм и художественных стилей профессионального белорусского театра, скоморохов, народной драмы, батлейки, школьного и крепостного театров, любительского и первых начинаний профессионального театра, авторы главное внимание придают обобщению опыта ведущих национальных коллективов – Театра имени Янки Купалы, Театра имени Якуба Колоса, Труппы Владислава Голубка. Рассматривается деятельность Театра юного зрителя, русского, польского, еврейского коллективов, театров рабочей молодежи, областных и колхозно-совхозных театров, а также театральной жизни Западной Беларуси. Таким образом, впервые в белорусском театроведении так широко исследуются полиэтнические театральные культуры, их уникальное и необычайно плодотворное для национального сценического искусства взаимодействие и взаимообогащение.
Особенностью этого издания является научное освещение отдельных «белых пятен» в истории театра. Так, достаточно полно подается деятельность репрессированных и позже реабилитированных режиссеров Ф.Ждановича и Вл. Голубка, Драматургов В.Сташевского и В.Шашелевича, актеров А.Криницы и Е.Горобченко, критиков Б.Микулича, Т.Гартного и др. В многотомной истории всесторонне анализируется современная белорусская драматургия, состояние режиссуры, актерского искусства, репертуарная афиша театров. Научный анализ соединяется с образным обновлением художественной структуры спектаклей. Все это помогает не только возобновить общую картину развития белорусского театра, но и выявить самобытность мастеров национальной сцены, проследить взаимосвязь творческих поколений, преемственность культурных сценических традиций. В «Гісторыі беларускага тэатра” впервые появились разделы, посвященные театральному образованию, критике и театроведению, самодеятельному творчеству, межнациональным театральным связям. В результате исследователи создают общую концепцию развития белорусского театрального искусства от истоков до средины 1980-х годов. Каждый том имеет подробный иллюстративный и справочный аппарат, который включает алфавитное перечисление фамилий драматургов и деятелей сцены, а также драматических произведений, поставленных в разное время в театрах Беларуси.
Трехтомная «Гісторыя беларускага тэатра” – работа, в значительной степени новаторская в отечественном искусствоведении, - стала итогом многолетней поисковой, научно-исследовательской работы белорусских ученых. Вместе с тем нельзя не отметить и определенную идеологизированность этого издания, некоторые просчеты, обусловленные противоречиями общественно-политического, социально-экономического и культурного развития страны в советский период истории. Поэтому сегодня перед сотрудниками отдела театрального искусства стоит необходимость создать учебные и методические пособия для студентов творческих ВУЗов, основанных на современных научных подходах и новых методологиях.
В научной разработке проблем белорусской драматургии и ее сценического воплощения первенство принадлежит А. Соболевскому. В его трудах «Беларуская савецкая драма” (кн. 1-2, 1969, 1972) на широком фоне литературного процесса анализируется художественный метод и индивидуальный авторский стиль отдельных писателей, выявляется богатство их жанровых и тематических приоритетов. А в монографии «Беларуская драматургія ў тэатрах народаў СССР” (1972) автор исследует национальное драматургическое наследие в контексте сценической культуры не только белорусов, но и народов других национальностей. Безусловную научную ценность представляет и «Хрэстаматыя па гісторыі беларускага тэатра і драматургіі” в двух томах (1975), составление, редактирование текстов, вступительных статей и комментарии А.Соболевского.