Театральная жизнь современного Минска

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 12:31, реферат

Описание работы

Победа Октябрьской революции и установление Советской власти открыли широкие возможности для развития белорусского театра. Сейчас в Минске работают шесть профессиональных театров, которые представляют все виды театрального искусства: театр имени Янки Купалы, академический большой театр оперы и балета Белорусской ССР, государственный русский драматический театр Белорусской ССР имени М. Горького, государственный театр музыкальной комедии Белорусской ССР, Республиканский театр юного зрителя, государственный театр игрушек Белорусской ССР.
В республике созданы условия для подготовки кадров национального театра.
Театры Минска гастролируют не только по Беларуси, но и в другие республики Советского Союза.

Содержание

Введение
1. История Белорусского театра 3
2. Искусство Беларуси на современном этапе 13
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа содержит 1 файл

Театральная жизнь современного Минска.docx

— 57.10 Кб (Скачать)

    Кроме обобщающих работ, появляется ряд монографий, посвященных отдельным проблемам национальной драматургии, а также книги, где осмысливаются литературный и сценический опыт крупнейших белорусских мастеров-драматургов. Это работы: «Сатырычныя характары беларускіх камедый” О.Санникова (1961), «Якуб Колас і беларускі тэатр” С.Петровича (1975), «Купалаўскія вобразы на беларускай сцэне” Т.Горобченко (1976), «На пульсе жыцця: Андрэй Макаенак і беларускі тэатр”Ю.Сохара  (1979), «Кандрат Крапіва: нарыс жыцця і творчасці” А.Соболевского (1989). В  2003 году опубликовано второе, доработанное издание «Кандрат Крапіва: постаць і творы”. Анализируя художественные стили и методы, автор показывает как творчество крупных белорусских драматургов повлияло на становление и формирование актерской и режиссерской  школ. Изучение процессов взаимодействия театра с белорусской драматургией соприкасается с анализом сценического воплощения произведений русских и зарубежных  драматургов, которые положительно воздействовали на развитие национального сценического искусства. Этому посвящены книги: «Шекспир на белорусской сцене” (1964)  і “Мальер на беларускай сцэне” (1972) Т.Борисовой, “Пьесы А.Н.Островского на белорусской сцэне” А.Лобовича (1971).

    Нарядус разработкой истории белорусского театра и проблем драматургии театроведы научно осмысливают творческое наследие ведущих деятелей национального сценического искусства. В монографии «Народны артыст БССР Е.А.Міровіч” (1963,  в 1978 году вышло второе, дополненное издание «Еўсцігней Міровіч: крытыка біяграфічна нарыс”)  С.Петрович анализирует наследие крупнейшего драматурга, режиссера, педагога. Показывает его исключительный вклад в становление Театра имени Янки Купалы. Выдающимся мастерам старшего поколения купаловцев и колосовцев посвящены следующие книги: «Народны артыст БССР У.І.Уладамірскі” (1954), “Народны артыст СССР П.С.Малчанаў” (1958) В.Нефеда, «Уладар дум чалавечых” (1964, в 1989 году вышло второе издание «Барыс Платонаў: жыцце і творчасць вялікага беларускага артыста” , в 2004 г. – третье издание – “Барыс Платонаў: асоба і ролі”  и  “Глеб Глебаў: жыцце і творчасць вялікага беларускага камедыйнага акцера” (1994, в 2005 г. вышло второе издание «Глеб Глебаў: жыцце і творчасць”) А.Соболевского, “Ірына Ждановіч” (1970) и “Генрых Грыгоніс” (1984) К.Кузнецовой, «Уладзіслаў Галубок” (1969), “Фларыян Ждановіч” (1972) А.Атрощенко, «Вольга Галіна” (1980) и “Зінаіда Канапелька” (1999) Т.Горобченко, «Брава, Віктар!..- нарыс жыцця і творчасці народнага артыста СССР Віктара Тарасава” (1999) В.Ярмолинской. В.Нефед издает книги : “Мікалай Кавязін: жыцце і творчасць” (1990) об одном из ведущих режиссеров страны, организаторе Белорусского театра юного зрителя; “Ігнат Буйніцкі – бацька беларускага тэатра” (1991), посвященную основателю национального профессионального сценического искусства в XX ст.;  «Францішак Аляхновіч: тэатральная і грамадска-палітычная дзейнасць” (1996), где автор высказывает собственный взгляд на одну из наиболее сложных и противоречивых личностей в истории белорусского театра. 

    Созданная научная база помогла сотрудникам  отдела более глубоко и основательно разработать различные  вопросы  сценического искусства в  историческом и теоретическом планах. Появляется ряд исследований,  авторы которых расширяют  традиционные границы научных поисков и создают работы проблемно-теоретического направления. Так, В.Нефёд  в книге «Размышление  о  драматическом конфликте» (1970) рассуждает о центральной проблеме драматургических произведений – конфликте.

    Р.Смольский  в монографии «На сцене бессмертие подвига» (1982) исследует эволюцию художественных принципов белорусской драматургии  и театра 1940 – 1970 гг. в осмыслении произведений о Великой Отечественной  войне. В работе «Пазначана часам» (1984)  учёный анализирует творчество белорусской режиссуры, а в книге «Грядущим в наследство» (1986)  освещает проблемы  художественного отражения  событий минувшей войны в драматургии и театре 1980-х гг. В монографии  Р.Смольского «Сотворение судьбы» (1987) рассматривается сценическое   воплощение героя и народа в переломные моменты истории,  своеобразие  национальной драматургии и её  интерпретаций в театрах республики.

    Белорусская наука о театре постепенно обогащается  рядом исследований,  разнообразных по жанрам и тематике. Развитию любительского театра посвящены книги: «Тэатр змагання» А.Лобовича  (1969, про деятельность западнобелорусских коллективов),  «Народныя тэатры беларусі» С.Петровича (1966), «Жывая крыніца: Тэатральная самадзейнасць на сучасным этапе» Ю.Сохаря (1983). Историю белорусской театральной ленинианы  возобновляет А.Соболевский в работах: “Вобраз У. І. Леніна на беларускай сцэне” (1980) и «Вечная крыніца: Беларуская тэатральная Ленініяна ў кантэксце часу” (1991). Роль театра в эстетическом воспитании молодёжи, контакты белорусского театра с другими национальными культурами рассматривает  А.Соболевский  в книгах «Ад п’есы – да спектакля» (1965) и «Тэатр узнімае заслону» (1970), в брошюрах     «Беларуская савецкая драматургія і яе сцэнічнае ўвасабленне» (1971),  «Беларуска-малдаўскія тэатральныя сувязі»  (1984). Своеобразие  развития сценического искусства республики в центре внимания авторского коллектива книги «Театр и  жизнь: Некоторые проблемы театрального процесса в Белоруссии 70 – 80-х годов» (1989). В.Нефёд, Р.Смольский, Т.Горобченко, К.Кузнецова, В.Козел (Ярмолинская), В.Науменко и др. анализируют художественный опыт воплощения произведений современной и исторической проблематики, русской классики и зарубежной драматургии, состояние белорусской драматургии, сценографии, социологии  театра.

    Характерной особенностью работы отдела  театрального искусства было и остаётся то, что его сотрудники всегда стремились наладить контакты с другими отраслями наук, с общепрофильными учреждениями  республики и других стран. Результатом  такого творческого сотрудничества стало участие В.Нефёда в создании «Истории советского драматического театра» в 6-ти томах, которая вышла в Москве в 1966 – 1871 гг. (разделы по белорусскому театру). А.Соболевкий  является автором  раздела «Белорусский театр» в книге «Советское актёрское искусство: 50 – 70 годы» (М., 1982), а Т. Е. Горобченко – автор разделов в коллективных трудах “Культурная политика Белорусской ССР” (1979, Париж), «История театроведения народов СССР, 1917 – 1941» (М., 1985), «Інстытут беларускай культуры» (1993), “Очерки истории науки и культуры Белоруссии ІХ – начала ХХ в.” (1996); Р.Смольский – автор раздела «Беларускі тэатр 90-х: праблемы рэфармавання і развіцця” в коллективном издании “Гуманітарныя і сацыяльныя навукі на зыходзе ХХ стагоддзя” (1998).

    Жанровому расширению белорусского театроведения  способствуют сборники искусствоведческих и литературно-критических статей, ранее напечатанных авторами в газетах и журналах. В этом плане значительный интерес представляют работы  А.Соболевского. В книге “Жыццё тэатра” (1980) обобщаются художественные явления 1970-х., в сборнике “Сучаснасць і гісторыя” (1985) анализируются сценические явления конца 1970-х первой половины 1980-х гг., работа “Асоба мастака” (1992) посвящена рассмотрению театральной практики 1980-х. Каждая из этих книг даёт давольно  полное  представление о состоянии драматургии, режиссёрского и актёрского искусства, о поисках театрами собственного стиля и образного сценического языка в конкретный исторический отрезок времени. Кроме того, театровед, практически единственный в стране, систематически изучает  связи белорусского театра со  сценическим искусством других народов. В ряде статей  А.Соболевский исследует диалектику взаемоотношений национального и интернационального в искусстве, анализирует постановки  белорусских пьес за пределами страны и постановки инонациональных произведений  на белорусской сцене, рассуждает о воплощении  национального характера  театральными средствами и др.  Автор  убедительно раскрывает, как белорусская драматургия и проза способствовали обогащению  сценического искусства других народов и, вместе с тем, как происходило открытие новых граней в  произведениях белорусских авторов.

    Своеобразный  структурный принцип  построения  присущ аналогичным работам  Р.Смольского. Во вступительной статье к монографии “Тэатр ў прасторы часу” (1998) автор определяет специфику театрального искусства,  очерчивает основные этапы его развития от  древней Греции до наших дней.  В другой книге “Рэха мінулага” (2000) рассматриваются разные аспекты белорусской театральной культуры  ХХ-го века.  Обе работы Р.Смольского дают широкую панораму театральной жизни в тесной взаимосвязи с общественно-политической и культурной жизнью страны. В центре внимания исследователя – эволюция концепции героического в сценическом искусстве, драматургия и её воплощение на сцене, проблемы режиссуры, актёрского мастерства, профессиональной подготовки творческой смены, фестивальное движение и др.

    Книги, изданные А.Соболевским и Р.Смольским, включают самые  разные по жанру  публикации. Это исторические очерки, проблемно-теоретические  статьи, рецензии на спектакли, творческие портреты деятелей сцены, обзоры деятельности  отдельных коллективов, полемические и дискуссийные материалы. Как из небольших кусочков стекла изобретательно складывается  разноцветная мозаика, так и написанные в  разное время статьи, объединённые в сборники, создают целостную картину театрального искусства с его проблемами, противоречиями,  внутренней динамикой развития. Такие книги очень востребованы как в научной среде, так и в творческих учебных заведениях. Они  избавляют преподавателей и студентов от необходимости пересматривать  подшивки старых газет и журналов, помогают глубже понять основные тенденции развития искусства.

    Новая историческая реальность определила глубокую периориентацию всей отечественной художественной культуры, обусловила поиск новых путей взаимодействия с обществом и связей с народной жизнью. Перед театром возникла необходимость найти свою нишу в системе  рыночных взаимоотношений,  определяющих для переходного периода  развития общества. Свобода, которую получили деятели сцены, избавила их от цензурных ограничений. Между тем, практика показала, что многие из них были не готовы к этой свободе. Колебания от идей мистицизма к открытой эротике и вульгарной политизации  засвидетельствовали растерянность деятелей сцены в условиях свободы творчества. Коммерциализация искусства, приёмы “шоковой терапии” не дали ожидаемого  результата. Театр, будучи не способным конкурировать с электронными средствами массовой информации, стал  терять зрителя. Таким образом, процес вхождения театра в новую историческую реальность  был болезненным и,  в некоторой степени,  закономерным. 

    Проблемы, с которыми столкнулось театральное  искусство,  возникли и перед  театроведением. Необходимо было не только осмыслить роль и место театра в современном обществе, но и определить приоритетные направления творчаства. Важная роль в активизации театроведческой и критической мысли в этот период принадлежит Р.Смольскому, который в 1997 году возглавил Белорусский союз литературно-художественных критиков, куда вошли все сотрудники отдела театрального искусства. Благодаря его инициативе и хорошим организаторским способностям, был проведен ряд научно-творческих конференций с приглашением учёных из России, Украины, Грузии, Литвы, Эстонии, Польши и других стран. Рядом с теоретиками активное  участие в них приняли практики театра. По материалам  конференций были изданы зборники: “Дзяржава, культура, рынак” (1996, совместно с Институтом им. И. Гёте),  “Беларускі тэатр у прасторы сусветнай культуры” (1996), “Беларускае акцёрскае мастацтва” (1997), “Сучасная беларуская рэжысура” (1998), “Беларускае сучаснае мастацтвазнаўства і крытыка” (1998), “На шляху да сталасці: Стан і перспектывы развіцця беларускай мастацкай крытыкі” (2001). В 2004 г. была проведена научно-творческая конференция “Патриотизм – категория вечная: Осмысление событий Великой Отечественной войны в современном театральном искусстве”. Обсуждение этой темы в начале ХХІ века прозвучало очень актуально. Военная проблематика всегда была определяющей для нашего  театра, а спектакли по произведениям А. Мовзона, К. Губаревича, А. Макаёнка, А. Дударева и др. стали высочайшим творческим достижением белорусского сценического искусства в послевоенный период. Между тем, в так называемый,  перестроечный период со стороны отдельных писателей и деятелей культуры события минувшей войны начали искажаться. Оправдывался коллаборацианизм, подвергалась сомнению героика партизанского движения. Именно поэтому особенно важен тот факт, что белорусские театроведы единодушно пришли к выводу: героический подвиг народа в Великую Отечественную войну – вечная тема для национального театра, который должен  средствами искусства сохранить  историческую память людей, особенно молодёжи.

    Научная ценность международных и республиканских  конференций, как и выданных по их материалам сборников, заключается в том, что впервые за последние десятилетия на обсуждение общественности были вынесены  наиболее актуальные проблемы современного искусства.  В то время, когда белорусский театр находился практически на распутье, учёные не только  проанализировали разные аспекты  реального состояния  сценического искусства, но и определили пути его  дальнейшего развития. Первоочередной для  деятелей искусства  была сфера духовности, сохранение моральных ценностей, традиционных для народа, его национального менталитета. В сфере творчества – это утверждение гуманистических идеалов, поиск новых  театральных идей, расширение образных средств сценической выразительности, формирование репертуара, ориентированного на социально диферренцированную аудиторию. Рядом с творческими проблемами  театроведы поставили перед деятелями сцены важные идеологические задачи: средствами театрального искусства  духовно формировать нацию,  содействовать её консолидации и национально-культурному обновлению.

    Свидетельством  зрелости науки о театре, её постепенного движения вперёд является рождение новых разделов, более узкая специализация учёных. Именно об этом свидетельствуют работы: “Тэатральны эксперымент: Праблемы, пошукі, рашэнні” В.Науменко (1990), где рассматриваются новые для белорусского театроведения вопросы финансирование театрального дела, планирование творческого процесса,  научной организации работы; “Тэатр і глядач” (1993), в которой Р.Смольский и В.Науменко в соавторстве с социологами также впервые анализируют театральные реформы, репертуар и потребительский рынок,  дают  выводы социологических исследований  широкого спектра взаимодействия театров со зрительской аудиторией. Эта же проблематика, но уже на сценической практике последнего десятилетия,  исследуется в монографии “Стратэгія поспеху” Р. Б. Смольского, А. А. Ракова, В. А. Грибайло (2005). Её авторы определяют главные направления театральной реформы,  обозначают структуру зрительской аудитории разных городов, изучают эстетические ориентиры театрального зрителя, его воздействие на репертуарную политику драматических театров страны. Значительную ценность представляет  приложение, которое состоит из репертуара премьерных спектаклей  Национальных академических театров Беларуси 2000 – 2005 гг. и  таблицы количества премьерных постановок во всех  драматических  театрах страны за 1990 – 2005 годы. На теоретиков профессионального искусства рассчитана книга “Сацыялогія сучаснай культуры” А.Ракава, Р.Смольского (2005), в которой прослеживается динамика всемирной культуры за несколько тысячелетий и динамика  тысячелетней культуры  русской цивилизации, исследованная  известным социологом Питиримом Сорокиным.

Информация о работе Театральная жизнь современного Минска