Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:03, реферат
Одним из ключевых понятий теории коммуникации является понятие иллокуции, коммуникативного намерения, цели общения. Х.Я. Ыйм объясняет «механизм порождения целей» на основе понятий интереса и коммуникативной стратегии. «Интересы возникают у людей в общении как реакция на обращения партнера, либо их необходимости обратиться самому к партнеру с определенным речевым актом». Далеко не каждый интерес, отмечает автор, реализуется в соответствующей цели. Интересы можно представить в виде вопросов, которые человек задает сам себе. Например, когда говорящий отказывается выполнить просьбу реципиента, возникает вопрос, почему он отказывается, в чем мотив отказа. Интересы как внутренние вопросы заставляют человека искать ответы на них. Найденные ответы могут привести к определенным действиям. Х.Я. Ыйм сформулировал принципы, отражающие закономерность взаимодействия психологических параметров и связи между ними и решениями человека. По Ыйму, два главных принципа, определяющих механизм целеполагания, можно сформулировать так:
Экстралингвистические предпосылки заключаются в том, что одни и те же лингвистические способы выражения мысли и описания ситуации применимы как для искажения истины, так и для ее прояснения.
Коммуникативные предпосылки заключаются в том, что, начиная общаться, участники вынуждены основываться на многочисленных предпосылках, имплицитных договоренностях о структуре диалога. Сюда относятся роли участников, максимы Грайса, условия успешности речевых актов. Здесь речевое воздействие осуществляется за счет того, что, относя нужную информацию к исходным условиям коммуникации, говорящий имеет возможность имплицитно навязывать ее слушающему. «Отсюда различные виды «статусного» давления на адресата, злоупотребление коммуникативной ролью активного или пассивного участника ситуации, сознательное использование преимуществ «слабой стороны» в переговорах.
Когнитивные предпосылки
связаны с процессом познания
и определяются возможными ошибками
в процессе восприятия знания, сюда
следует отнести фактор коммуникативных
ожиданий, влияние первоначальных представлений
на последующие. Возможны также ошибки
в оценке значимости тех или иных
факторов, сбои в процессе функционирования
когнитивной системы при
Для данной работы важным является тезис А.Н. Баранова о речевоздействующем эффекте значимого варьирования на лексическом уровне языка. Такой механизм воздействия на сознание будет проиллюстрирован при анализе конфронтационных тактик журналистов и ответных тактик интервьюируемых, а именно тактики «метакоммуникации».
Речевое общение и речевое воздействие с точки зрения когнитивистики
В когнитивном
аспекте речевое воздействие
следует рассматривать как
Когнитивный подход рассматривает язык как инструмент воздействия на когнитивные структуры реципиента и средства познания мира, так как «сама по себе речь - это только верхушка айсберга текущего речевого взаимодействия с его когнитивными и социальными измерениями». «Необъятная сеть связанных с ней мыслительных процессов остается под водой».
Термины когнитивная наука, когнитивизм, когнитивистика с середины 70-х стали употребляться для обозначения области, в рамках которой исследуются процессы усвоения, накопления и использование информации человеком. Несколько раньше, чем в других дисциплинах, когнитивное направление возникло в психологии (когнитивная теория личности). Спектр взглядов на задачи когнитивной науки широк: построение теории переработки естественного языка; объяснение того, как работает мышление человека; сведение воедино того, что известно о мышлении, в различных дисциплинах. Когнитивная лингвистика сегодня - формирующееся направление, занятое «открытием путей, которыми язык использует общие когнитивные механизмы»». Когнитивная модель естественного языка есть не что иное, как комплекс процедур по обработке, усвоению и порождению знания. Концептуальной основой когнитивной модели естественного языка являются категории знаний, сценариев, фреймов, планов, описывающих не только особенности устройства языковой системы, но и процессы мышления человека.
Когнитивная лингвистика рассматривает человека как систему обработки информации (получение, переработка, хранение, мобилизация) для решения жизненно релевантных задач. «В ходе освоения действительности человек воссоздает и создает деятельность в виде реальностей, опираясь на знаковую опосредованность сознания». Благодаря проективной способности сознания (воля, воображение) реальности охватывают не только компоненты настоящего и прошлого опыта (посредством памяти), но и желательное, должное. Исследователи-когнитивисты на современном этапе раскрывают индивидуальную когнитивную систему субъекта общения, рассматривают конвенциональные стереотипы как средство регуляции восприятия вербализованного содержания, представляют медиа-коммуникацию с точки зрения когнитивистики.
Различные виды
знаний и верований (интра-, интер- и
экстратекстуальных) образуют индивидуальную
когнитивную систему
На современном
этапе развития лингвистики в
фокусе психолингвистического и
когнитивного направлений оказывается
также рассмотрение массовой коммуникации
как процесса продуцирования смыслов.
В рамках когнитивистики основное значение
придается тому, как индивид познает
мир, в частности в процессе медиа-коммуникации.
Прежде речевое воздействие в
сфере средств массовой информации
в лингвистической парадигме
рассматривалось как некоторый
перечень риторических приемов, воздействующих
на сферу эмоций реципиента. В когнитивистской
же парадигме речевое воздействие
определяется в аспекте тех когнитивных
процессов, которые происходят в
сознании коммуникантов. «Когнитивная
система индивида рассматривается
как ментальный континуум, состоящий
из большого количества соединенных
между собой ментальных схем. Воздействие
масс-медиа основано на изменениях,
происходящих в когнитивной системе
индивида под влиянием продуцируемой
ими текстовой информации». Наличие
указанных ментальных схем обеспечивает
возможность появления
В рамках данной диссертационной работы речевое воздействие в СМИ, метакоммуникация в условиях конфронтации будет рассмотрена на материале конфронтационных интервью.
Таким образом, концептуальной основой когнитивной модели естественного языка являются категории знаний, ментальных схем, описывающих процессы мышления человека. Глобально процесс понимания высказывания с точки зрения когнитивистики можно разделить на два этапа: построение адресатом концептуального образа описываемой ситуации; интеграция этого образа в модель мира. В качестве основного типа репрезентации знаний Минский выделяет «фрейм», ван Дейк - «модель ситуации», Шенк и Абельсон - «сценарии».
Представим фреймовую модель работы сознания. Собственно, все указанные понятия объединены общей посылкой: общение возможно при наличии в сознании каждого говорящего неких смысловых, информационных структур (фреймов). Так, Минский определяет фрейм как «множество вопросов, которые следует задать в гипотетической ситуации; он определят темы, которые следует рассмотреть, и методы, которыми следует с ними работать». Фреймы являются определенным образом организованные, структурированные, упорядоченные «порции» знания. Совокупность фреймов, в свою очередь, образует языковую картину мира. Фрейм закрепляет в нашем сознании какую-либо стереотипную ситуацию, например посещение больницы. С каждым фреймом ассоциировано несколько видов информации. Например, как пользоваться данным фреймом, чего ожидать в следующий момент, что сделать, если эти ожидания не подтвердятся.
Фрейм можно
представить себе в виде сети узлов
и отношений. Нижние уровни содержат
много терминалов, ячеек, которые
надо заполнить конкретными
Минский демонстрирует
понятие фрейма на примере стратегии
обмена, помещая основные виды стратегий
непосредственно в указанный
сценарий, базирующийся на паре фреймов:
чтобы А мог заставить Б
захотеть Х в большей степени,
он может выбрать одну из следующих
знакомых тактик: предложить за Х больше;
объяснить, почему Х так хорош; создать
благоприятные побочные обстоятельства
того, что У в есть Х…Обмен
происходит в рамках сценария, связанного
воедино более сложным
Проиллюстрируем
всю цепочку когнитивного процесса
усвоения знания. При ведении беседы
ключевые слова и идеи вызывают из
памяти достаточно крупные тематические
или сценарные структуры, снабженные
разнообразными, заранее заготовленными
предложениями. Отдельные фразы
ведут к возникновению
Таким образом, необходимо еще раз подчеркнуть: когнитивный подход имеет дело с передачей, оперированием и созданием новых знаний. Когнитивистика рассматривает ментальные процессы, принципы их действия, общечеловеческие механизмы и стратегии.
Когнитивные механизмы будут исследованы в дальнейшем в рамках анализа конфронтационных интервью, в частности тактики метакоммуникации.