Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 10:03, реферат
Одним из ключевых понятий теории коммуникации является понятие иллокуции, коммуникативного намерения, цели общения. Х.Я. Ыйм объясняет «механизм порождения целей» на основе понятий интереса и коммуникативной стратегии. «Интересы возникают у людей в общении как реакция на обращения партнера, либо их необходимости обратиться самому к партнеру с определенным речевым актом». Далеко не каждый интерес, отмечает автор, реализуется в соответствующей цели. Интересы можно представить в виде вопросов, которые человек задает сам себе. Например, когда говорящий отказывается выполнить просьбу реципиента, возникает вопрос, почему он отказывается, в чем мотив отказа. Интересы как внутренние вопросы заставляют человека искать ответы на них. Найденные ответы могут привести к определенным действиям. Х.Я. Ыйм сформулировал принципы, отражающие закономерность взаимодействия психологических параметров и связи между ними и решениями человека. По Ыйму, два главных принципа, определяющих механизм целеполагания, можно сформулировать так:
Стратегии и тактики речевого общения
Одним из ключевых понятий теории коммуникации является понятие иллокуции, коммуникативного намерения, цели общения. Х.Я. Ыйм объясняет «механизм порождения целей» на основе понятий интереса и коммуникативной стратегии. «Интересы возникают у людей в общении как реакция на обращения партнера, либо их необходимости обратиться самому к партнеру с определенным речевым актом». Далеко не каждый интерес, отмечает автор, реализуется в соответствующей цели. Интересы можно представить в виде вопросов, которые человек задает сам себе. Например, когда говорящий отказывается выполнить просьбу реципиента, возникает вопрос, почему он отказывается, в чем мотив отказа. Интересы как внутренние вопросы заставляют человека искать ответы на них. Найденные ответы могут привести к определенным действиям. Х.Я. Ыйм сформулировал принципы, отражающие закономерность взаимодействия психологических параметров и связи между ними и решениями человека. По Ыйму, два главных принципа, определяющих механизм целеполагания, можно сформулировать так:
человек желает таких ситуаций, оценка которых по шкале «приятности» положительная;
если человеку придется выбирать между двумя неприятными ситуациями, то он выбирает менее неприятную.
Если первый
принцип связывает оценки и желания,
то с помощью второго можно
объяснить механизм действия таких
стратегий, как соблазн, угроза, устрашение.
Таким образом, «коммуникативная стратегия
определяет, какие изменения в
значениях психологических
Речевое поведение
есть производное от речевой деятельности.
«Речевое поведение» - совокупность «речевых
поступков», с внутренней языковой
стороны определяемое закономерностями
употребления языка в речи, а с
внеязыковой - социально-психологическими
условиями осуществления
а) выдать себя за некомпетентного человека;
б) сослаться на невозможность выполнения просьбы;
в) отказать без мотивировки.
А.К. Михальская предлагает соотнести операции общения с двумя главными стратегиями, которые образуют противоположные полюсы общения: стратегия близости характеризует тенденцию к сближению, стратегия индивидуальности - тенденцию к отстранению. К этим стратегиям может примыкать дополнительная стратегия - отказа от выбора, когда человек предоставляет собеседнику самому определять, как сложатся дальнейшие отношения в речевой ситуации. Таким образом, автор выделяет стратегию «отстранения», «близости» и стратегию «предоставь выбор».
Кроме определения
стратегии на основе понятия «интереса»
и на основе соотношения с категорией
«речевая деятельность», речевую стратегию
можно также определить исходя из
когнитивного плана речевого общения.
«Речевое планирование непосредственно
связано с контролем за осуществлением
плана. Применительно к речевой
стратегии контроль означает попытку
говорящего в процессе речевого взаимодействия
направить интересы, рассуждения
слушающего таким образом, чтобы
те привели его к нужному решению.
Таким образом, стратегия представляет
собой когнитивный план общения,
посредством которого контролируется
оптимальное решение
Сам термин «стратегия» берет свое начало из военной области. Говоря о стратегии, современные лингвисты проводят параллель с игрой в шахматы. Игра предполагает владение правилами. В каждой игре обязательно есть смена ходов, участников. В игре есть множество вариантов и стратегий ведения. Одному из игроков суждено обыграть соперника, проиграть ему или закончить игру ничьей. Подобно игрокам в шахматы, говорящие, используя тактики, могут достигать своих стратегических целей. Если они обыгрывают партнера, они достигают коммуникативной цели. При проигрыше их постигает коммуникативная неудача. Предложение ничьей является частичным достижением цели при взаимном компромиссе.
Итак, стратегия
в рамках речевой коммуникации представляет
собой осознание ситуации в целом,
определение направления
Говоря о предпосылках речевой стратегии, исследователи отмечают, что речевая стратегия реализуется не в изолированном виде, а в рамках более сложной ситуации. Еще до коммуникативного акта говорящий располагает тремя видами данных: информацией о предстоящем речевом событии, информацией о когнитивных прессуппозициях, информацией о ситуации или контексте. Выбрать нужную стратегию - значит определить наиболее эффективный путь к цели с учетом всей имеющейся в распоряжении говорящего информации.
В отличие от
максим речевого общения, требующих
безоговорочного выполнения и действующих
одинаково на всех этапах коммуникации,
стратегии являются гибкими, локально
управляемыми, так как стратегии
могут конкурировать между
В отличие от
жанроведческого подхода, который
связан с выявлением жанрообразующих
признаков различных текстов, стратегический
подход по сути своей является когнитивно
- прагматическим, посколку рассматриваются
коммуникативные установки и
особенности модели мира говорящего.
Стратегический подход динамичен: позволяет
рассматривать процесс
В процессе реализации
коммуникативной стратегии
Достигнут контакт между коммуникантами.
Привлечено внимание речевого высказывания к какому-либо факту/явлению.
Изменен уровень
информирования адресата речевого высказывания.
Здесь важно, на наш взгляд, подчеркнуть,
что речь идет не только об информации,
но и об изменении установки
Успешное решение
главной коммуникативной задачи
в значительной степени обусловлено
выполнением частных задач
Современные авторы
отмечают, что в естественном общении
добиться поставленной цели с помощью
одного единственного обращения
к партнеру является скорее исключением,
чем правилом. В ходе разговора
собеседники применяют
Составляющими речевых тактик являются коммуникативные ходы. Коммуникативный ход, или речевой ход, по ван Дейку, - функциональная единица последовательности действий в рамках глобальной задачи под контролем стратегии. «Коммуникативный ход - прием, выступающий в качестве инструмента реализации речевой тактики».
Одной из базовых работ по исследованию коммуникативных стратегий и тактик речевого поведения является работа голландского ученого Т.А.ван Дейка «Язык. Познание. Коммуникация», где приводятся основные когнитивные тактики, то есть операции над знаниями реципиента, которые осуществляет говорящий в своих интересах. Охарактеризуем важные для нашего дальнейшего исследования тактики, выявленные ван Дейком.
Тактика обобщения
используется, чтобы показать, что
неблагоприятная, только что приведенная
информация не является просто случайной,
тем самым подкрепляется
Уступка дает возможность для условного обобщения даже в случае привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать реальную или воображаемую терпимость и сочувствие. Типовые выражения «Не стоить обобщать, но…среди них попадаются и хорошие люди».
Сдвиг - тактика
выражения стратегии
Контраст - тактика,
имеющая функцию подчеркивания
положительных и отрицательных
оценок людей, их действий или свойств
(часто путем
Подмазывание аргумента как слабый довод, который может быть легко опротестован. Такая тактика иногда сопровождается комплиментом партнеру по общению «Вы, как человек умный, не станете отрицать…».
Исследуя тактики, необходимо подчеркнуть, что ни одна из них не является универсальной и эффективной применительно ко всем случаям жизни. В ситуации бытового общения действуют одни тактики, в деловой сфере - другие. Одни тактики направлены на контроль за вниманием, другие - на демонстрацию терпимости, сочувствия, на подчеркивание субъективной макроинформации, акцентирование положительных и отрицательных оценок людей, их действий или свойств для подтверждения правильности излагаемой информации.
Применение стратегии
всегда оказывает определенное воздействие
на партнера по коммуникации: изменение
установки собеседника, взглядов, в
конечном счете, поведение объекта
коммуникации. Каждая стратегия направлена
на определенные аспекты психики
партнера, релевантные с точки
зрения преследуемой цели: его знания,
предположения, оценки, желания, психологические
параметры. «Суть применения коммуникативной
стратегии со стороны говорящего
заключается в организации
Отметим здесь, что в процессе общения, как показали исследования последних лет, всегда происходит изменения не только психологических параметров, но и когнитивных (модели мира).
Исследователи
отмечают, что влияние на индивида,
можно оказать разными
А.К. Михальская предлагает говорить о приемах манипуляции, об операциях над высказываниями. Например, она отмечает прием скольжения смысла, когда одно и то же явление / референт может быт названо словами, имеющими разный смысл; прием размывания смысла - нарочитое использование слов без точного понятийно - логического содержания; избегание прямого называния предмета или явления, для чего испльзуется метонимия; прием затемнения истинности высказывания, когда при сообщении автор информации представляет адресату версию якобы реальной ситуации; прием упрощенности, или редукции смысла; прием убеждения с помощью веры.