Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 15:46, реферат
В системе морфологических ресурсов русского языка имени прилагательному отводится видное место как категории, в семантике которой доминирует понятие качества, которая определяет имя существительное. По количеству лексем прилагательное уступает только существительному, что выгодно отличает наш язык от языков, вовсе не имеющих имен прилагательных или весьма бедных на эту часть речи.
1. Место имени прилагательного в разных стилях речи.
2. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи.
3. Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных.
4.Стилистическое использование грамматических форм имен прилагательных.
5. Полные и краткие формы качественных прилагательных.
6. Вариантные формы полных и кратких прилагательных.
7.Синонимия прилагательных и существительных в косвенных падежах.
8. Устранение морфолого-стилистических ошибок при употреблении имен прилагательных.
ФГБОУ ВПО «Орловский Государственный Университет»
Реферат по дисциплине
« Стилистика русского языка»
на тему: «Стилистика имени прилагательного»
Выполнила студентка 106 (А) группы
факультета иностранных языков
Грекова А. А.
Преподаватель
Кабанова Н.Д.
Содержание:
1. Место имени
прилагательного в разных
2. Стилистическое
использование имен
3. Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных.
4.Стилистическое
использование грамматических
5. Полные и
краткие формы качественных
6. Вариантные
формы полных и кратких
7.Синонимия
прилагательных и
8. Устранение
морфолого-стилистических
1. Место имени прилагательного в разных стилях речи.
В системе морфологических ресурсов русского языка имени прилагательному отводится видное место как категории, в семантике которой доминирует понятие качества, которая определяет имя существительное. По количеству лексем прилагательное уступает только существительному, что выгодно отличает наш язык от языков, вовсе не имеющих имен прилагательных или весьма бедных на эту часть речи. Так, в старославянском языке, превосходившем русский язык по богатству лексических изобразительных средств, был не очень широк «круг качественных определений - жизненно-бытового, гражданского и общественно-психологического характера - отвлеченных и эмоциональных».
В эпоху становления
русского национального языка активно
пополнялся состав имен прилагательных,
впитывая красочные определения
и эмоционально-оценочные эпите
Богатая и гибкая система прилагательных создает разносторонние изобразительно-выразительные возможности, которые реализуются эстетической функцией этой части речи. В то же время не менее важное значение имеет информативная функция прилагательных, используемых для сужения объема понятия, выражаемого существительными. Это делает прилагательное незаменимым во всех стилях, когда возникает необходимость в конкретизации значения, выраженного предметным словом.
Частотность имен прилагательных в тексте в значительной мере определяется частотностью имен существительных. При именном типе речи, как правило, в тексте господствуют не только существительные, но и прилагательные. Отличительным признаком их употребления в разных функциональных стилях является:
1) преобладание относительных прилагательных в научном, официально-деловом стилях
2) обилие качественных прилагательных в художественной речи.
В этом
проявляется влияние
В публицистическом стиле также происходит специализация некоторых семантических групп прилагательных, которым отводится особое место в составе оценочной лексики, несущей большую экспрессивную нагрузку. Это такие прилагательные, как дремучий, разнузданный, махровый, оголтелый, обвальный и под. В публицистической речи они выступают указателями наивысшей степени качества, передаваемого существительными, к которым относятся.
Однако было бы неверно исключать из состава прилагательных, используемых в книжных стилях, общеупотребительные лексемы, которые, как правило, представлены в любом тексте; например в научной монографии:
«Применение математических методов в психологии… сопряжено с огромными трудностями, и прежде всего потому, что построение вероятностной модели явления- достаточно тонкая задача, требующая подчас даже больших усилий, чем последующая работа математика с такой моделью.»
В книжных стилях прилагательные, выступающие в чисто информативной функции, не употребляются в переносном значении и не допускают синонимических замен в случае терминологизации.
Такое употребление
прилагательных, исключающее установку
на эстетику речи и преследующее лишь
практическую цель, соответствует функционально-
2. Стилистическое использование имен прилагательных в художественной речи.
Стилистическое значение прилагательных как источника речевой экспрессии в художественной речи трудно переоценить. «Качественные слова», как иногда называют прилагательные, - самая живописная часть речи. Не случайно писатели придают важное значение точному употреблению прилагательных-определений, усматривая в этом проявление профессионализма, мастерства.
Обращение к прилагательным диктуется необходимостью в деталях обрисовать внешность героя. Прилагательные участвуют и в создании психологического портрета персонажа, описании его привычек, уклада жизни и т.д. Нередко прилагательные характеризуют и поведение героя, хотя в этом случае с ними успешно конкурируют глаголы:
«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить….»
(А.С. Пушкин)
При этом предпочтение отдается кратким формам прилагательных, берущим на себя предикативную функцию.
В русской художественной литературе сложилась богатая традиция стилистического освоения прилагательных-эпитетов в различных описаниях, и прежде всего в пейзажных зарисовках, как данное описание лунной ночи:
«…Появилась луна, обливая море серебряным блеском. Большая, кроткая, она медленно плыла вверх по голубому своду неба, яркий блеск звезд бледнел и таял в ее ровном, мечтательном свете.» (М. Г.)
Господство прилагательных в системе выразительно-изобразительных средств проявляется и в том, что вовлеченные в контекст существительные, глаголы, наречия также нередко связаны своими значениями с понятием качества. Например, блеск, свет, бледнел, медленно.
В русском языке определились своеобразные семантические ряды прилагательных, которые образуют богатую палитру красок при воссоздании картин природы. Например, свет луны в романтическом контексте часто рисуется с помощью прилагательных: бледный, голубой, серебряный, серебристый, зеркальный, лимонный, желтый, томный, таинственный, призрачный, загадочный. Для описания же реалистической (нередко сниженной) картины лунной ночи привлекаются иные имена прилагательные: [луна] большая, огромная, круглая, рыжая, красная, кроваво-красная; Диск луны, огромный, кроваво-красный, поднимался за деревьями парка (Купр.). Частотность использования подобных эпитетов может привести к рождению литературных штампов, получающих негативную оценку в стилистике. Однако подлинные мастера художественной речи проявляют большую изобретательность в соединении слов (по выражению А.С. Пушкина). Богатство же семантических групп прилагательных в русском языке создает широкие возможности для их творческого применения.
В то же время отказ писателей от использования прилагательных при изображении природы в художественном тексте может стать своеобразным стилистическим приемом, демонстрирующим ироническое отношение автора к метафорическому слогу. Этот прием реализован, например, в рассказе М. Горького «Месть»: «Соловьи и луна, тени, запах цветов - все это имелось налицо и в количестве гораздо большем, чем было нужно по ходу дел.» Читатель невольно сравнивает эту фразу с пейзажной зарисовкой в начале рассказа (Эта река и камыш по ее берегам, а за ним темные, пышные деревья так хороши, облитые чудным, приветливым светом луны…): отказ автора от использования прилагательных-эпитетов расценивается как выражение протеста против фальши «красивых слов».
Стилистическое значение
имени прилагательного в
При употреблении прилагательных важно сохранять чувство меры, не злоупотребляя эпитетами, порождающими многословие. А.П. Чехов советовал молодому Горькому: «Читая корректуру, вычеркивайте, где можно, определения… Понятно, когда я пишу: «человек сел на траву»… Наоборот, неудобопонятно и тяжеловато для мозгов, если я пишу: «высокий, узкогрудый, среднего роста человек с рыжей бородой сел на зеленую, уже измятую пешеходами траву, сел бесшумно, робко и пугливо оглядываясь». Это не сразу укладывается в мозгу, а беллетристика должна укладываться сразу, в секунду».
3. Стилистическая оценка разрядов имен прилагательных.
Стилистические возможности прилагательных качественных, относительных, притяжательных не одинаковы, что обусловлено самой природой этих семантических разрядов слов, которые используются в речи по-разному.
Качественные прилагательные,
в которых наиболее полное выражение
получают грамматические черты прилагательного
как части речи, обладают самыми
яркими экспрессивными свойствами, поскольку
в семантике прилагательных этого
разряда заключены
Однако нельзя забывать,
что экспрессивная яркость